Управление качеством светотехнической продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка рекомендаций по обеспечению качества светотехнической продукции.
Задачи исследования предопределены выше обозначенной целью и заключается в следующем:
- дать характеристику рынка светотехнической продукции в России,
- рассмотреть нормативно-правовое обеспечение деятельности предприятий светотехнической отрасли в области управления качеством,
- изучить методы и механизм обеспечения качества светотехнической продукции,
...

Содержание

Введение 5 1 Теоретические аспекты процесса управления качеством светотехнической продукции 7
1.1 Характеристика рынка светотехнической продукции в России 7
1.2 Нормативно-правовое обеспечение деятельности предприятий светотехнической отрасли в области управления качеством 12
1.3 Методы и механизм обеспечения качества светотехнической продукции 18
2 Анализ практики управления качеством в ОАО «Лисма-КЭТЗ» 23
2.1 Комплексная диагностика СМК предприятия 23
2.2 Процесс производства и оценка качества светотехнического оборудования 29
2.3 Оценка результативности и эффективности действующих на предприятии подходов к управлению качеством 33
3 Совершенствование подходов к управлению качеством при производстве светотехнической продукции в ОАО «Лисма-КЭТЗ» 38
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение 46

Работа содержит 1 файл

УПР КАЧ СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЙ.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

 

В области светотехники в настоящее время действуют  следующие стандарты:

    • ГОСТ Р 52549-2006 «Система управления качеством и безопасностью при производстве электрооборудования»

В данном стандарте устанавливаются основные требования к системе управления качеством и безопасностью при производстве электрооборудовании.

Стандарт определяет типичные испытания (проверки) и процедуры, которые должен проводить изготовитель, основываясь на требованиях применяемой им системы управления качеством и безопасностью (далее - система качества изготовителя), с целью убедиться, что все производимые изделия идентичны в рамках принятых допусков образцу(ам), прошедшему(им) сертификацию или декларирование.

    • ГОСТ Р МЭК 60598-1 – 2003 Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний

Стандарт устанавливает общие требования к светильникам с электрическими источниками света напряжением не более 1000 В. Требования и соответствующие испытания по настоящему стандарту охватывают классификацию, маркировку, механические и электрические требования

ГОСТ Р МЭК 60598-2-22 – 99 Светильники. Часть 2-22. Частные  требования. Светильники для аварийного освещения

Стандарт устанавливает требования к светильникам для аварийного освещения с электрическими источниками света в сетях аварийного питания с напряжением, не превышающим 1000 В.

ГОСТ 16703 – 79 Приборы  и комплексы световые. Термины и определения

Стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения понятий в области световых приборов и комплексов.

    • ГОСТ 17616 – 82 Лампы электрические. Методы измерения электрических и световых параметров.

В настоящее время  подготовлена окончательная редакция ГОСТ Р «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний».

На создание стандартов в части светодиодных источников света сейчас обращено основное внимание. Несмотря на то, что светоизлучающие диоды известны очень давно, но для целей освещения они стали использоваться всего 5-6 лет назад. Ни в одном нормативном документе они не фигурировали.

ГОСТов по светодиодам по существу не было. И вот сейчас начата  разработка серии стандартов по светодиодам (по эксплуатационным характеристикам, по безопасности, терминологии и т.д.).

Производство  светотехнической продукции заданного  уровня качества, его обеспечение и контроль в процессе производства в соответствии с требованиями, действующих в настоящее время нормативных документов, должно удовлетворять следующим требованиям:

  1. Производство изделий должно быть аттестовано в соответствии с действующей НД.
  2. Испытательное оборудование и средства измерений, применяемые для контроля технологических процессов, деталей, сборочных единиц и готовых изделий должны соответствовать стандартам или ТУ, и иметь соответствующую эксплуатационную документацию (техническое описание с электрическими схемами, инструкцию по эксплуатации, формуляр или паспорт).
  3. Соответствие испытательного оборудования и средств измерений требованиям действующих на них НД должно периодически подтверждаться проверками (поверками) метрологической службы.
  4. Для обеспечения качества выпускаемых изделий должна быть разработана программа повышения качества - планирование и систематическое проведение мероприятий, направленных на повышение качества изготовления изделий, совершенствование производства и системы качества.

Система обеспечение  качества светотехнического изделия  в процессе производства включает в  себя следующие элементы: технические требования; требования к обеспечению качества; правила приемки; методы контроля.

Контроль качества осуществляется в соответствие с требованиями конструкторской и технологической документацией . При этом все комплектующие изделия, полуфабрикаты, сырье и материалы перед запуском в производство проходят входной контроль на проверку соответствия параметров требованиям документации на поставку. В процессе изготовления технологи и работники ОТК проводят на рабочих местах регулярный контроль проверки соблюдения исполнителями требований конструкторской и технологической документации, как по утвержденным планам проверки, так и летучий (внезапный) контроль. После изготовления основных узлов светотехнического устройства осуществляется контроль качества в порядке, изложенным ниже.

Контроль качества проводится в следующем порядке: внешний осмотр; контроль геометрических параметров; контроль светотехнических и электрических параметров.

В случае соответствия узлов требованиям конструкторской  и технологической документации, они поступают на сборку изделия в целом. После сборки изделия происходит осмотр его внешнего вида и проверка геометрических размеров. После этого изделие включают и проверяют его светотехнические параметры. Цеховому контролю качества подвергаются все изготовленные изделия (100% контроль). Проверенные цехом-изготовителем изделия предъявляются на предъявительские испытания службе контроля качества партиями, объем которых устанавливается в технологической документации. При этом цех несет полную ответственность за качество изготовленных изделий и объективность информации об их качестве. Перед предъявительскими испытаниями изделия выдерживают в нормальных климатических условиях в течение не менее 5 суток. ОТК проводит внешний осмотр изделия, контролирует геометрические размеры и проверяет его светотехнические параметры. ОТК осуществляет сплошной контроль качества изделий. Затем из годных изделий методом случайной выборки ОТК отбирает необходимое количество изделий для проведения периодических испытаний. В соответствие с требованиями ГОСТ РВ 20.57.413-97 для контроля качества светотехнических изделий установлены следующие категории испытаний: приемосдаточные; периодические; квалификационные; типовые; испытания на сохраняемость.

 

2 Анализ  практики управления качеством  в ОАО «Лисма-КЭТЗ»

 

2.1 Комплексная  диагностика СМК предприятия

 

ОАО «Лисма-КЭТЗ» - одно из ведущих предприятий светотехнической отрасли промышленности.

ОАО «Лисма-КЭТЗ» осуществляет следующие виды деятельности:

- производство светильников для наружного освещения,

- производство  светильников для промышленного  освещения, 

- производство  светильников сельскохозяйственного  назначения,

- производство  пускорегулирующих аппаратов для  ГЛВД,

- производство  импульсно-зажигающих устройств и пр.

Рынок светотехники России оценивается в 2010 году в 7.9 млрд. рублей, из них 7,6%  приходится на долю ОАО «КЭТЗ».

Если оценивать  производство  в структуре рынка, в группе наружного освещения, то на долю ОАО «Лисма-КЭТЗ»  приходится около 19% общего объема производства светильников российских производителей.

По производству тепличных светильников предприятие  сохраняет позицию лидера на рынке  светотехников сельскохозяйственного назначения. На долю общества приходится 60% российского рынка. Основным преимуществом ОАО «Лисма-КЭТЗ» перед другими производителями является наличие большого диапазона выпускаемых ПРА мощностью от 50 до 12 000 Вт,  что позволяет закрепить свою нишу на рынке.

Миссия предприятия -  выполнение государственного оборонного заказа, разработка, производство и  обеспечение Заказчика и Потребителей конкурентоспособной продукцией и  товарами народного потребления  высокого качества при соблюдении интересов коллектива, общества и всех заинтересованных сторон.

Главная цель руководства  и коллектива предприятия: постоянное улучшение качества продукции рассматривается на ОАО «Лисма-КЭТЗ» как ключевой элемент деятельности; удовлетворение потребностей потребителей главный критерий труда работников.

Система менеджмента  качества ОАО «Лисма-КЭТЗ» разработана на основании Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ РВ 15.002-2003 СРПП ВТ. Системы менеджмента качества. Общие требования, стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования.

Система менеджмента  качества, разработанная в ОАО «Лисма-КЭТЗ», предназначена для подтверждения способности завода поставлять оборонную продукцию, продукцию производственно-технического назначения, народно-хозяйственную продукцию соответствующую установленным к ней требованиям, и направлена на предупреждение любых несоответствий производимой продукции.

Документация системы  качества включает руководство по качеству, стандарты предприятия, а также рабочие и контрольные инструкции.

В руководстве по качеству описаны политика предприятия в  области качества, организационная  структура предприятия, элементы системы  качества и сфера ответственности  за их выполнение, а также положения, касающиеся документации системы качества.

Политика в области  качества ОАО «Лисма-КЭТЗ» направлена на:

- установление персональной  ответственности руководителей  всех уровней и исполнителей  за качество выполняемых работ;

- внедрение новых технологий  и современного оборудования в производстве;

- проведение всесторонних  испытаний продукции с целью  обеспечения её качества на  всех этапах жизненного цикла;

- эффективное использование  выделяемых финансовых и других  ресурсов;

- обязательное выполнение  своих гарантийных обязательств перед потребителем и сервисного обслуживания в любой точке РФ и за рубежом;

- наличие развитой  службы качества, обеспечивающей  квалифицированный технический  контроль, анализ качества выпускаемой  продукции;

- постоянное поддержание  профессиональных навыков работников завода с целью совершенствования методов работы и предупреждения несоответствий;

- вовлечение всех работников  организации в деятельность по  постоянному совершенствованию  процессов и улучшению качества  продукции;

- предъявление высоких  требований к персоналу по культуре производства, безопасности труда на рабочих местах;

- выбор надёжных поставщиков  качественного сырья, материалов, комплектующих изделий и развитие  творческого сотрудничества с  поставщиками на взаимовыгодной  основе;

- создание на заводе производственной среды, способствующей повышению удовлетворенности работников, с целью улучшения деятельности завода.

В стандартах предприятия  описаны мероприятия и процедуры, направленные на обеспечение качества продукции, а также распределение сфер ответственности. Требования, изложенные в этих документах, направлены на наиболее раннее выявление проблем качества с тем, чтобы эти проблемы можно было устранить до поступления изделий к заказчикам.

В рабочих и контрольных  инструкциях исполнителям указывается, кто, когда, где и как выполняет свою работу, и каким образом документируются результаты этой работы.

Организацию работ в области качества в ОАО «Лисма-КЭТЗ» осуществляет служба качества. Основными ее функциями являются:

  • совершенствование механизма формирования, реализации и актуализации политики в области качества;
  • планирование, обеспечение и совершенствование качества выпускаемой продукции и процессов;
  • проведение работ по метрологическому обеспечению производства 
    продукции;
  • совершенствование механизма контроля и обеспечение эффективности функционирования системы качества, проведение ее внутренних проверок;
  • контроль качества и проведение испытаний продукции;
  • правовое и информационное обеспечение системы качества.

Генеральный директор несёт ответственность за обеспечение, финансирование и поддержание системы менеджмента качества в рабочем состоянии.

Одной из целей системы  менеджмента качества завода является эффективная организация производства с точки зрения управляемости  и рациональности используемых ресурсов, направленная на максимальное удовлетворение потребителя.

Свою работу акционерное общество, в 2010 году, строило  в направлении  повышения конкурентоспособности  продукции, выпускаемой  предприятием, а по тепличным светильникам еще и   в направлении одновременного развития существующего рынка и поиска новых рынков сбыта.

 Среди российских  производителей у ОАО «Лисма-КЭТЗ» 15 предприятий конкурентов по  светильникам  наружного освещения, 4  предприятия по пускорегулирующим аппаратам, 4  предприятия по тепличным светильникам.

Так же нами был проведен SWOT-анализ предприятия, позволяющий выявить его сильные и слабые стороны, а также оценить возможности и угрозы.

Таблица 2.1 – SWOT-анализ ОАО «ЛИСМА-КЭТЗ»

 

1)Наличие новых привлекательных географических рынков

2)Возникновение новых  потребностей у клиентов, которые  фирма может удовлетворить путем  расширения ассортимента

3)появление новых технологий

4)Использование интернета,  как канала расширения клиентской  базы.

1)Иностранные конкуренты

2)Высокая степень контроля бизнеса со стороны государства

3)Огромная цена ошибок  и рисков

1)Наличие квалифицированных специалистов

2)Хорошая репутация

3)Лидирующее положение на рынке

4)Налаженные связи

5)Адекватные финансовые  ресурсы

1) выход на новые  рынки, включая зарубежные

2) Расширение ассортимента  продукции

3) Использование Интернета  как инструмента маркетинга

4) постоянное совершенствование  продукции

1) Борьба с конкурентами  за счет всех сильных сторон  предприятия

2) не совершать ошибок в производстве за счет высокой квалификации специалистов

1)Нехватка профильных  специалистов

2)Высокие издержки  производства

1) Поиск специалистов  по профилю, не ограничиваясь  пределами республики

2) Снижение издержек  за счет использования новых  технологий

1) Захват значительной части рынка другими предприятиями

Информация о работе Управление качеством светотехнической продукции