Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение производственной и финансовой деятельности Алданского предприятия ДГУП «АПП» и проведение анализа финансово - хозяйственной деятельности данной предприятия. Полное наименование Фирмы: Дочернее государственное унитарное предприятие «Алданские пассажирские перевозки».
В свою очередь, анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия имеет цель определить и выделить наиболее существенные проблемы, так называемые «узкие места» в производственно - хозяйственной и финансовой деятельности организации, установить причины их возникновения и выявить резерв повышения его устойчивости.
Задачами данной курсовой работы являются:

•Факторный анализ влияния на объем оказанных услуг количества работников и их выработки ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг.;
•Анализ производства и реализации услуг ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг.;
•Анализ использования основных производственных фондов ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг.;
•Анализ материальных ресурсов ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг.;
•Анализ трудовых ресурсов ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг.;
•Анализ себестоимости продукции (услуг) ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг.;
•Анализ прибыли и рентабельности ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг.;
•Анализ финансового состояния ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг.

Содержание

Введение 2

1. Понятие, предмет и метод экономического анализа 3

1.1 Понятие экономического анализа 3

1.2 Характеристика основных приемов и методов экономического анализа 5

1.3 Методика факторного анализа 6

2. Анализ производства и реализации продукции ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг 10

2.1 Анализ объема оказанных услуг ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг 11

2.2 Анализ ассортимента оказанных услуг ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг 11

2.3 Анализ структуры пассажирских перевозок за 2007-2009 гг 12

3. Анализ использования основных производственных фондов 13

3.1 Анализ движения основных средств 2007-2009 гг 14

3.2 Анализ эффективности использования основных средств 15

3.3 Факторный анализ фондоотдачи 2007-2009 гг 16

3.4 Анализ использования оборудования ДГУП «АПП» 2007-2009 гг 16

4. Анализ материальных ресурсов ДГУП «АПП» 2007-2009 гг 17

4.1 Оценка качества планов материально-технического снабжения 18

4.2 Оценка эффективности использования материальных ресурсов 19

5. Анализ трудовых ресурсов ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг 20

5.1 Анализ использования рабочей силы 21

5.2 Анализ производительности труда 25

5.3 Анализ фонда заработной платы ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг 27

6. Анализ себестоимости пассажирских перевозок 28

6.1 Анализ динамики обобщающих показателей и факторов 29

6.2 Анализ косвенных затрат ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг 31

7. Анализ прибыли и рентабельности ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг 33

7.1 Анализ состава и динамики балансовой прибыли 33

7.2 Анализ рентабельности пассажирских перевозок 34

7.3 Анализ распределения и использования прибыли ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг 35

8. Анализ финансового состояния ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг 36

8.1 Определение неудовлетворительной структуры баланса ДГУП «АПП» 36

Заключение 41

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия.doc

— 927.50 Кб (Скачать)

     Зависимость объема оказанных услуг ДГУП «АПП» за 2007-2009 гг. от данных факторов можно описать с помощью мультипликативной модели:

ТП = Ч * СВ

2007 год:  ТП0 = Ч0 * СВ0 = 1515 * 188,50 = 285565(тыс руб)

2008 год:  ТП0 = Ч0 * СВ0 = 1677 * 230,60 = 386693(тыс руб)

2009 год:  ТП0 = Ч0 * СВ0 = 1916 * 230,40 = 441490(тыс руб)

     Тогда влияние изменения величины количества работников на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле:

2007-2008 гг.:

ТПусл1 = Ч1 * СВ0 = 1677 * 188,50 = 316115(ты сруб)

∆ТПусл1 = ТПусл1- ТП0 = 316115 - 285565 = 30550(тыс руб)

2008-2009 гг.:

ТПусл1 = Ч1 * СВ0 = 1916 * 230,60 = 441830(тыс руб)

∆ТПусл1 = ТПусл1- ТП0 = 441830 - 386693 = 55137(тыс руб)

     Далее определим влияние изменения выработки работников на обобщающий  показатель

2007-2008 гг.:

ТП1 = Ч1 * СВ1 = 1677 * 230,60 = 386693(ты сруб)

∆ТПусл2 = ТП1 - ТПусл1 = 386693 - 316115 = 70578(тыс руб)

2008-2009 гг.:

ТП1 = Ч1 * СВ1 = 1916 * 230,40 = 441490(ты сруб)

∆ТПусл2 = ТП1 - ТПусл1 = 441490 - 441830 = -340(тыс руб)

     Таким образом, на изменение объема оказанных услуг положительное влияние оказало в 2007-2008 гг. изменение на 162 человека численности работников, что вызвало увеличение объема продукции на 30550 тысяч рублей, а в 2008-2009 гг. изменение на 239 человек численности работников, что вызвало увеличение объема продукции на 55137 тысяч рублей. Отрицательное влияние оказало снижение выработки в 2008-2009 гг. на 0,2 тыс. руб., что вызвало снижение объема на 340 тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объема продукции на 54797 тыс. руб.

     Преимущества  данного способа: универсальность  применения, простота расчетов.

     Недостаток  метода состоит в том, что, в зависимости  от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки:

  • при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов;
  • если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа.

     Под количественным факторами при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.).

     Качественные  факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.). 

2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОДУКЦИИ 

     Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с  потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

     Объем производства промышленной продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с  помощью стоимостной оценки –  в оптовых ценах.

     Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

     Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

     Товарная  продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

     Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. 

2.1 Анализ объема ОКАЗАНЫХ УСУГ. 

     Анализ  выполнения плана по пассажирским перевозкам ДГУП «АПП» за 2009 год производят на основе данных таблицы 2.1.

Таблица 2.1. Выполнение плана по пассажирским перевозкам за 2009год.

Вид оказанных услуг Объем пассажирских перевозок, тыс. руб. Отклонение  плана от 2008 года Отклонение  фактических пассажирских перевозок
2008 2009 тыс. руб. % От  плана От  2008 года
тыс. руб % тыс. руб. %
План Факт
Город 220636 200513 228695 -20123 -9,12 +28182 14,1 +8059 3,7
Пригород 115432 114634 119259 -798 -0,7 +4625 4 +3827 3,3
Межгород 50625 58364 93536 -7739 -15,3 +35172 60,3 +42911 84,8
Итого: 386693 373511 441490 -28660 -7,4 +67979 18,2 +24797 6,4

     В приведенном примере отклонение фактического выпуска товарной продукции  от прошлого года имеет небольшую  величину 6,4%, а фактического выпуска от плана всего 18,2%.

     Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с  начала года. 

2.2. Анализ ассортимента ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК. 

     Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

     Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

     Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

     Оценка  выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Анализ  выполнения плана по ассортименту рассмотрим на примере таблицы 2.2.

Таблица 2.2. Выполнение плана по ассортименту на 2009год.

Вид оказанных услуг Пассажирские  перевозки в плановых ценах,

тыс. руб.

Выполнение  плана, % Пассажирские  перевозки, зачтенные в выполнение плана по ассортименту,

тыс. руб.

План. Факт.
Город
Маршрут 1 85642 99562 116,3 85642
Маршрут 2 69865 76599 109,6 69865
Маршрут 6 45006 52534 116,7 45006
Пригород
Маршрут 101 45865 68956 150,3 45865
Маршрут 104 38653 23659 61,2 23659
Маршрут 106 30116 26644 88,5 26644
Межгород
Алдан-Нерюнгри 38659 44659 115,5 38659
Алдан-Якутск 19705 48877 248 19705
Итого: 373511 441490 118,2 355045

     Оценка  выполнения плана по ассортименту производиться по способу среднего процента по формуле:

ВПа = ВПn / ВП0 * 100%,

где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %;

      ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

      ВП0 - плановый выпуск продукции.

ВПа = 355045 / 373511 * 100% = 95,06%.

     При этом пассажирские перевозки, выполненные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту ДГУП «АПП» на 2009 год не выполнен. 

2.3 Анализ структуры пассажирских перевозок. 

     Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

     Для расчета влияния структурных  сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета  по всем изделиям, метод средних  цен и пр.

     Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле

,

где ∆ВПс  – изменения объема выпуска продукции за счет структуры; 
          ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре; 
          ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

     Фактические пассажирские перевозки при плановой структуре рассчитываются путем умножения плановых пассажирских перевозок на средний процент выполнения плана по пассажирским перевозкам (табл.2.3) или путем умножения общей суммы фактических пассажирских перевозок на плановый удельный вес каждой оказанной услуги .

Таблица 2.3. Анализ структуры пассажирских перевозок ДГУП «АПП» на 2009 год.

Вид оказанных услуг Стоимость проезда, руб. Объем оказанных услуг в натуральных измерителях Пассажирские  перевозки в ценах плана, тыс. руб. Изменение

пассажирских  перевозок за счет структуры, тыс. руб.

План. Факт. План. Факт  пересчи-танный на плановую структуру Факт.
1 2 3 4 5 6 7 8 = 7 - 6
Город
Маршрут 1 15 95312 114623 85642 62880 99562 36682
1 2 3 4 5 6 7 8 = 7 - 6
Маршрут 2 15 70356 78952 69865 51296 76599 25263
Маршрут 6 15 46598 55236 45006 33044 52534 19490
Пригород
Маршрут 101 35 46578 69532 45865 33675 68956 35281
Маршрут 104 22 40115 26458 38653 28380 23659 -4721
Маршрут 106 59 31258 26755 30116 22112 26644 4522
Межгород
Алдан-Нерюнгри 1100 38955 45822 38659 28384 44659 16275
Алдан-Якутск 2500 20006 49223 19705 14468 48877 34409
Итого:   342600 466601 373511 274239 441490 167201

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия