Анализ экономических показателей предприятия (на примере ОАО «Юго-Камский машиностроительный завод им. Лепсе»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 01:20, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - получение навыков самостоятельного анализа финансового состояния, конечных экономических результатов деятельности организации и оценки эффективности его работы в условиях социально-рыночной экономики, углубления теоретических знаний по дисциплине, а также развитие исследовательской деятельности и творческой инициативы.

Содержание

Введение. 3
1. Характеристика предприятия ОАО «Юго-Камский машиностроительный завод им. Лепсе». 5
2. Оценка рентабельности 8
3. Анализ себестоимости продукции «ОАО ЮКМЗ» 9
4. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (с использованием факторного, маржинального анализа) 12
5. Мероприятия по антикризисному управлению ОАО «Юго-Камский машиностроительный завод» 13
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Анализ экономических показателей предприятия .doc

— 353.50 Кб (Скачать)

      Все показатели исходя из требований рынка  можно разделить на:

      • оценочные, характеризующие достигнутый  или возможный уровни развития или результатов той или иной деятельности;

      • затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.

      Такое деление весьма условно. Оно зависит  от цели проводимого анализа. К примеру, показатель "издержки производства" в одном случае может рассматриваться как оценочный, характеризующий достигнутый уровень затрат труда, а в другом случае (при планировании) определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг. То же можно сказать о значимости показателей. Это во многом зависит от характера (вида) деятельности. Например, показатель прибыли, несмотря на всю его важность, далеко не всех интересует в одинаковой степени: арендодателя (земли, зданий, оборудования и др.) больше интересует движение ликвидности в компании, а акционеров интересует не только размер дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объема их продаж.

      Из  сложившейся практики следует, что  наиболее важными оценочными показателями, которые получили широкое применение, являются:

      • Общий объем продаж предприятия.

      • Валовая прибыль.

      • Условно чистая прибыль.

      • Условно чистая продукция. Прибыль  после уплаты процентов по займам и кредитам.

      • Прибыль после уплаты налогов. Прибыль  после выплаты всех дополнительных платежей.

      • Ликвидность после осуществления новых капиталовложений в развитие производства.

      • Ликвидность после уплаты дивидендов. Производительность системы (предприятия) в целом и ее отдельных элементов. 

      1.2. Экономический анализ работы  предприятия 

      В практической деятельности предприятия прежде всего ориентируются на объем продаж и получение прибыли. Общий объем продаж - стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям, определяется как

      Q = Р · N.

      где   Q  - объем продаж, руб.;

      Р  - цена за единицу товара, руб.;

      N - количество проданного товара, шт.

      Проблема  измерения этого показателя состоит  в том, что он подвержен сильному влиянию инфляционных процессов. Поэтому  очень важным является выбор периода, за который он подсчитывается (неделя, месяц, квартал, год). При выборе длительного  периода его рассчитывают в неизменных ценах, а для нужд бухгалтерского учета и текущего планирования, наоборот, - в текущих ценах.

      В условиях рынка основным результирующим показателем оценки хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. Но как определить прибыль на вложенный капитал, т.е. прибыльность, рентабельность данного вида деятельности. Как известно, на размер прибыли влияет много факторов: объем продаж, ассортимент продукции, налогообложение и другие. Возникает вопрос: о какой прибыли прежде всего идет речь - об условно чистой или о валовой, прибыли после уплаты налогов или прибыли после уплаты процентов по займам и кредитам.

      Валовая прибыль определяется как результат  вычета из объема продаж (валового дохода) стоимости покупного сырья, материалов, полуфабрикатов и других элементов издержек производства. Этот показатель предпочтителен для отраслей, предприятий, в которых велика доля переменных издержек производства в общем составе затрат. Это обстоятельство предопределяет и то, что валовую прибыль желательно использовать для оценки в краткосрочном плане. Дело в том, что там, где велика доля постоянных издержек по сравнению с переменными, размер прибыли определяется прежде всего уровнем организации производства, уровнем использования оборудования, он слабо подвержен воздействию колебания цен на сырье и незначительно зависит от экономии материальных затрат. Отсюда в отраслях пищевой и легкой промышленности он применим меньше, чем в капиталоемких. Основной сложностью в расчете этого показателя является определение уровня запасов и размеров незавершенного производства и степени их подвижности из-за инфляционных процессов.

      Условно чистая прибыль есть результат вычета накладных расходов и суммы амортизационных  отчислений из валовой прибыли. Этот показатель практически применяется во всех видах бизнеса. Его оценочная стоимость связана со стремлением сокращения накладных расходов, поэтому по полученной условно чистой прибыли, например, в США и западноевропейских компаниях устанавливаются размеры премий высшему руководящему персоналу.

      Условно чистая продукция представляет собой  условно чистую прибыль плюс расходы  на заработную плату, либо разницу между  стоимостью объема продаж продукции, услуг  и стоимостью затраченных на их производство ресурсов (покупные материалы, услуги, выплаты субподрядчикам, амортизационные отчисления, затраты на ремонт и т.д.). Как правило, при ее расчете применяются текущие цены, так как темпы и масштаб инфляции на ее рост не влияют. Основной проблемой ее исчисления является определение уровня запаса и незавершенного производства и расчет суммы амортизационных отчислений.

      Рост  накладных расходов, связанных с  необходимостью повышения конкурентоспособности, требует тщательной оценки всех активов  предприятия.

      Стоимость активов определяется с учетом рыночной цены тех элементов капитала, которыми можно заменить выбывающие. Данный метод оценки не вызывает трудностей при определении текущей стоимости зданий и сооружений. При определении текущей стоимости замещения активной части основного капитала (станки, оборудование и т.д.) получается наоборот. Они обусловлены разнообразием оборудования как установленного, так и предлагаемого на рынке (иногда на рынке уже нет, подобного оборудования, которое нужно заместить), а отсюда и вытекает трудность установления его текущей стоимости. Решение этого вопроса основывается на нахождении аналога оборудованию, подлежащему замене.

      При этом важно, чтобы аналог имел более  высокую производительность, удельную мощность или меньшие эксплуатационные расходы по сравнению с оборудованием, подлежащим замене. В этом случае следует, что стоимость реальных активов предприятия оценивается в зависимости от технико-экономических характеристик имеющихся на рынке аналогов.

      Применение  методов оценки активов предприятия по текущей стоимости является предпочтительным в периоды, когда наблюдаются высокие темпы инфляции, в капиталоемких отраслях промышленности и в других сферах экономики с высокой фондовооруженностью труда, где доля активов в себестоимости продукции относительно велика, и там, где старые фонды составляют значительную часть активов предприятия.

      При выборе стратегии инвестиционной политики предприятия, при поиске ответа на вопрос, куда вкладывать капитал, при оценке уровня конкурентоспособности и других необходимо использовать показатели, характеризующие эффективность использования различных производственных ресурсов.

      Такими  показателями являются объем полученной прибыли на вложенный капитал; доля валовой или условно чистой прибыли в объеме продаж предприятия; доля условно чистой продукции в объеме продаж; отношение величины условно чистой продукции к расходам на заработную плату.

      Среди других показателей, получивших широкое  распространение в условиях рынка, следует отметить:

      1. Показатели эффективности производства.

      2. Показатели структуры издержек  производства.

      К первой группе относятся такие показатели, как доля валовой или условно чистой прибыли в объеме продаж предприятия; доля условно чистой продукции в объеме продаж; отношение величины условно чистой прибыли к издержкам на заработную плату.

      Ко  второй группе относятся: доля авансированного  капитала и условно чистой прибыли в объеме продаж предприятия; доля основного капитала в объеме продаж; доля запасов в общей стоимости потребляемых материалов и полуфабрикатов.

      В условиях рынка чрезвычайно важно  анализировать уровень издержек производства с позиции их уменьшения. Этот анализ производится как в отношении влияния техники и технологии, так и эффективности выбранной структуры их элементов. Сюда можно отнести множество показателей производительности: труда, капитала, энергии и др.; к структурным показателям - долю основного капитала в объеме продаж, долю запасов в общей стоимости потребляемых материалов и полуфабрикатов.

      Систематический и всесторонний анализ деятельности предприятия позволит:

      • быстро, качественно и профессионально  оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;

      • точно и своевременно находить и  учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;

      • определять затраты на производство (издержки производства) и тенденции их изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия;

      • находить оптимальные пути решения  проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.

      При рассмотрении показателей важно  отметить, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели (часто нигде более не применяемые). Так, например, во многих отраслях пищевой промышленности (консервная, сахарная и др.) большое значение в деле снижения издержек производства имеют степень глубины переработки сырья, использование вторичного сырья и пр.

      Важно усвоить, что нет и не может  быть такого показателя хозяйственной деятельности, который годился бы на все случаи жизни. Для того чтобы развиваться в условиях острой конкуренции, руководитель, предприниматель должен видеть, чувствовать результаты всех видов деятельности, а это означает, что необходимо формирование системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей, период и тип организации.

      Экономические показатели деятельности предприятия  выражаются многими показателями, к которым относятся издержки предприятия, доход, прибыль, рентабельность, ценовая политика и т.д. Во второй части работы я провел расчет и анализ некоторых экономических показателей на примере действующего предприятия – Юго-Камского машиностроительного завода.  
 
 

      2.6. Комплексная оценка эффективности  деятельности.

      Таблица 14

      Расчет  показателей интенсификации по предприятию  за 2 года 

Показатели 2005-й год 2006-й год Темп роста  в %
1. Продукция,  тыс. руб. 168927 153211 -9,3%
2. а)  промышленно-производственный,      
Персонал,чел. 1660 913 - 45
6) оплата  труда с начислениями, тыс. руб. 36507 28417 -22,1
3. Материальные  затраты, тыс. руб. 138656 120621 -13
4. а)  основные производственные средства,      
тыс.руб. 75124 60678 -19,2
б) амортизация, тыс. руб. 1998 3722 + 86
5. Оборотные  средства, тыс. руб. 92495 105536 14,2
6. а)  производительность труда      
(п. 1 : п. 2а), руб. 101763 167810 64,9
б) продукция  на 1 руб. оплаты труда      
(п. 1 : п. 2б), руб. 4,627 5,391 16,5
7. Материалоотдача  (п. 1 : п. 3), руб. 1,218 1,270 +4,2
8. а)  фондоотдача (п. 1 : п. 4а), руб. 2,248 2,524 +12,3
б) амортизациеотдача (п. 1 : п. 46) 85,5 41,16 -0,51
9. Оборачиваемость  оборотных средств      
(п. 1 : п. 5), кол-во оборотов 1,826 1,451 -20,5

Информация о работе Анализ экономических показателей предприятия (на примере ОАО «Юго-Камский машиностроительный завод им. Лепсе»)