Анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит в разработке направлений повышения конкурентоспособности продукции ИП Симанов Е.М. «Звездный парус».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) понятие конкурентоспособности продукции и содержание, экономического механизма, ее повышения;
2) провести исследование существующей практики повышения конкурентоспособности продукции ИП «Звездный парус»;
3) выявить основные направления повышения конкурентоспособности продукции ИП «Звездный парус».

Содержание

Введение………………………………………………………….…………….......................................3
Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции.5
1.1.Понятие конкурентоспособности продукции, и ее основные показатели..5
1.2.Анализ в системе маркетинга……………………………………………...........................8
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции на ИП «Звездный парус»……………………………………………………………………………………………………………….11
2.1.Организационно – экономическая характеристика предприятия ИП «Звездный парус»……………………………………………………………………..........................11
2.2.Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной деятельностью ИП «Звездный пару»……………………………………………………………….12
2.3.Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ИП «Звездный парус»……………………………………………………………………………………….17
Глава 3. Выявление резервов для повышения конкурентоспособности ИП «Звездный парус»……………………………………………………………….…….........................22
Заключение………………………………………………………….………..…………………………………25
Список использованной литературы……………………………………............................28

Работа содержит 1 файл

курс.АФХД!!!.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

 

     Отклонение  в выполнении обязательств по поставке газ воды 2л и минеральной воды в отчетном периоде на 1 и 2 единицы соответственно (10%, 20 %) должно быть восполнено в последующем периоде.

     Табл. 1.2 - Анализ ритмичности выпуска продукции (по декадам)

Декады  месяца Выпуск продукции, тыс. р. Удельный  вес продукции, % Выполнение плана

по ритмичности

 
 
по

плану

фактически по плану фактически тыс. р. %
I квартал 1343625 1346542 25 26 1343625 25
IIквартал 1254500 1287400 24 23 1254500 24
IIIквартал 1472175 1400478 27 26 1400478 26
IVквартал 1304200 1351750 24 25 1304200 24
Итого 5374500 5386170 100 100 5302803 29

 

     Коэффициент ритмичности равен 99%. Данные таблицы  показывают, что предприятие в  течение года работало ритмично, допускались  незначительные отклонения от запланированного уровня выпуска продукции в третьем квартале, что пришлось компенсировать в четвертом квартале года.

     Табл.1.3 - Анализ факторов изменения объема реализации, тыс. р.

Показатели По плану По отчету Влияние факторов на объем реализации
А 1 2 3
1.Остаток  готовой продукции на начало  отчетного года 207000 213000 +6000
2.Выпуск  продукции 5374500 5386170 +11670
3.Остаток  готовой продукции на конец  года 390000 429000 +39000
4.Отгрузка  продукции 5191500 5170170 -21330
5.Остаток  товаров отгруженных:

а) на начало года

150000 214000 +64000
б) на конец года 1584000 1486000 -98000
6.Разные  поступления - - -
7.Реализация  продукции за год 3757500 3898170 +36330

 

     Данные  табл. 1.3 показывают, что перевыполнение плана реализации продукции произошло в результате роста выпуска продукции, наличия сверхплановых остатков готовой продукции и товаров, отгруженных на начало года, и снижения остатков товаров, отгруженных на конец года. Отрицательное влияние на объем реализации оказало сверхплановое увеличение остатков готовой продукции на конец года.

     Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции (табл.1.4).

     Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

     

     Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели ( ) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов ( ), определяемых экспертным путем:

     

     Интегральный  показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам(

) к групповому показателю по экономическим параметрам(
):

     

     Если  I<1, то анализируемое товар уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит товар – образец или изделие конкурента по своим параметрам.

     Таблица 1.4 – Единичные и групповые показатели конкурентоспособности газированной воды «Звездный парус»

Параметр Весовой коэффициент Оцениваемые товары ИП Симанов «Звездный парус» Товары  конкурентов ИП Витошкин «Капелька» Индекс
значение  параметра (балл) оценка значение параметра (балл) оценка
1. Потребительские параметры:

1.1. Качество реализуемых товаров

1.2. Широта ассортимента

1.3. Использование средств продвижения товаров

 
0,3 

0,2 

0,1

 
10 

8 

7

 
3 

1,6 

0,7

 
10 

8 

9

 
3 

1,6 

0,9

 
1,00 

1,00 

0,78

1.4. Среднее время выполнения заказов

1.5. Сводный индекс

2. Экономические параметры:

2.1. Цена приобретения

2.2. Соответствие цены товара его качеству

2.3. Сводный индекс

3. Интегральный индекс

 
0,13

1,0 

0,6

0,4 

1,0

 
9

8

7 

 
1,17

6,47 

4,8

2,8 

7,6

1,17

 
9

9

7

 
1,17

6,67 

5,4

2,8 

8,2

1,1

 
1,00

0,97 

0,89

1,00 

0,93

1,06


 

     Проведенные расчеты (таблица 1.4) показали, что товары, выпускаемые ИП «Звездный парус», по потребительским параметрам уступают аналогичным товарам конкурента (ИП «Капелька»): суммарный параметрический индекс для ИП «Звездный парус» равен 6,47 балла; для ИП «Капелька» – 6,67 ; сводный параметрический индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам составляет, соответственно, 7,6 и 8,2, для ИП «Звездный парус» он выше, чем для аналогичных товаров ИП «Капелька». Из всех потребительских и экономических параметров товары, выпускаемые ИП «Звездный парус», по конкурентоспособности не уступают аналогичной продукции конкурентов. Ее интегральный показатель относительной конкурентоспособности равен 1,17, что больше нормативной величины, равной 1 и больше величины аналогичной продукции конкурентов – 1,1 для ИП «Капелька».

     Из  данных таблицы 1.4 также следует, что повышение конкурентоспособности выпускаемых ИП «Звездный парус» товаров, должно проводиться в следующих направлениях: активное использование различных средств, продвижения товаров, а также совершенствование механизма ценообразования, поскольку именно по данным параметрам значение параметра ИП «Звездный парус» в баллах уступают ИП «Капелька».

     Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности  товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долго рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.

     Важное  направление повышения конкурентоспособности  продукции - совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса. 

      3. Выявление резервов  для повышения  конкурентоспособности ИП «Звездный парус»

     ИП  «Звездный парус»

     С целью снижения зависимости предприятия  от крупных потребителей и повышения  конкурентоспособности продукции  необходимо  вести работу по:

     - расширению потребительского рынка;

     - повышению качества и улучшению  физико-механических показателей  выпускаемой продукции;

     - расширению ассортимента продукции:

     - внедрению новых технологий и  модернизации производств. 

     Деятельность ИП «Звездный парус» зависит от изменения цен на сырье и материалы.

     Для уменьшения влияния данного фактора,  необходимо предусмотреть выполнение ряда мероприятий, а именно:

      - заключение прямых договоров   с изготовителями;

     - исключение поставщиков – монополистов;

     - поиск новых поставщиков сырья;

     - укрупнение закупок сырья, материалов, комплектующих по более низким  ценам.

     Изменение цен на сырье и услуги поставщиков  повлечет за собой изменение отпускных цен на готовую продукцию. Предполагается для снижения влияния данного риска:

     - оптимизация объемов продаж на  рынке;

     - увеличение выпуска и расширение  ассортимента продукции;

     - разработка программ по снижению  затрат на производство;

     - проведение активной инвестиционной  политики в части обновления  производственной базы и внедрение новых технологий производства.

     Деятельность  ИП «Звездный парус» направлена на закрепление лидирующей позиции на потребительском рынке. Для выполнения данной цели необходимо изучать потребительский рынок, проводить следующие виды работ:

     - обновление внешнего вида (цвето-фактурные решения) согласно современным направлениям (этикетки, бутылки);

     - поиск альтернативных поставщиков сырья для выпуска продукции улучшенного качества и снижения себестоимости;

     - разработка ассортимента продукции на новом оборудовании;

     - применение современного лабораторного оборудования для оперативной оценки качества производимых безалкогольных напитков.

     С целью улучшения качества розлива безалкогольных напитков приобретены и современные следующие станки:

     а) для выдува пет. тары;

     б) для мойки стекла;

     в) тернопаки, для кейсования газ воды;

     г) новая линия розлива газ воды в стекле.

     Основные  источники будущих доходов –  доходы от реализации продукции собственного производства.

     Я считаю, что на ИП «Звездный парус»  необходимо:

     Внедрять  технологические инновации, развивать  работы в области маркетинговых  исследований и финансового менеджмента, разрабатывать бизнес-планы и  бизнес идеи предприятия на получение  инвестиций, сопровождения проектов, разработки и реализации программ по структурной перестройке управления. 

     Развивать работы  по дизайну, типологии, материалам, изделиям, структуре ассортимента, отвечающего требованиям рынка; информационно-аналитическое сопровождение  по спросу, ценовым параметрам, комплектации, подготовки производства к выпуску продукции.

     Определять  направления и технологические  параметры создания новой техники.

     Разрабатывать ассортимент конкурентоспособных  по цене и качеству материалов и  изделий (по пет. тарам, этикеткам, химии, эмульсиям, подсластителям и тд. ) с учетом требований безопасности, эргономики, гигиены и обеспечивающих создание благоприятных условий жизнедеятельности человека.

     Выполнять работы по созданию методов и критериев  оценки безопасности и эксплуатационных свойств материалов и товара, в том числе разработку нормативно – технической документации с учетом развития международных стандартов, обеспечивающих гармонизацию отечественных и международных стандартов, а также разработку систем сертификации на экологическую чистоту, защитные параметры от воздействия окружающей среды, в том числе при экстремальных условиях.

     Основными факторами повышения конкурентоспособности продукции ИП «Звездный парус» являются удешевление товаров, чего можно добиться при удешевлении сырья и увеличении массовости выпускаемой продукции; повышение качества выпускаемой продукции; активное использование рекламы в СМИ и уличных баннерах. Гораздо больший эффект дает блочная подача рекламы на телевидении.

     Замечено, что в период межсезонья происходит спад реализации товаров народного потребления. Для поддержания конкурентоспособности продукции предприятия необходима своевременная подача товаров на торговые точки, постоянное изменение ассортимента сезонной продукции. Для того, чтобы отслеживать сезонные изменения и своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка необходимо использовать современные компьютерные программы по мониторингу и логистике.

     В период с января по апрель происходит спад производства и торговли. Для того чтобы поддерживать конкурентоспособность продукции, необходимо заранее запланировать выпуск на этот период продукции других наименований. А на торговых точках, во избежание залеживания товара, устраивать сезонные распродажи, снижая цены до 25-30%

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия