Анализ качества кредитного портфеля Тихвинского отделения Сбербанка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:29, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в исследовании существующей практики кредитования физических лиц в системе Сбербанка РФ и разработке рекомендаций и практических предложений по дальнейшему совершенствованию этой деятельности в Тихвинском ОСБ СЗБ СБ РФ.
Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:
раскрыть теоретические основы кредитования физических лиц в Российской Федерации;
проанализировать существующую организацию кредитования физических лиц в системе Сберегательного банка Российской Федерации (далее Сбербанк России):
раскрыть процесс потребительского кредитования и его основные стадии;
рассмотреть методику анализа финансового состояния заемщика и дать оценку его кредитоспособности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
1.2 ВИДЫ КРЕДИТОВ (ССУД)
1.3 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ КРЕДИТОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ
1.4 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ БАНКЕ СБЕРБАНКА РОССИИ
2.1 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КРЕДИТОВ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В БАНКЕ
2.2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКЕ
2.3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАЕМЩИКА - ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА И ОЦЕНКА ЕГО ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ
2.4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО КРЕДИТОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.5 УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ В ПРОЦЕССЕ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.6 ПОРЯДОК РАБОТЫ С СИСТЕМОЙ " ОБЪЕДИНЕННОЕ БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ"
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ТИХВИНСКОМ ОТДЕЛЕНИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО БАНКА СБЕРБАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ ТИХВИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СЗБ СБ РФ
ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНОВОГО ЗАДАНИЯ ПО КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В 2006 ГОДУ В ТЫС. РУБ.
3.2 ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ВЫДАЧИ КРЕДИТА ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ
3.3 ПРЕДЛАГАЕМЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Анализ качества кредитного портфеля Тихвинского отделения СЗБ СБ РФ.doc

— 915.00 Кб (Скачать)

 

Прогнозируемый экономический эффект от проведения мероприятия:

1. Более полное удовлетворение потребностей клиентов в заимствовании средств,

2. Увеличение объемов предоставляемых кредитов в связи с увеличением количества дополнительно вводимых штатных единиц на 462 договора.

3. Увеличение прибыли банка от увеличения штанной численности кредитного отдела на сумму более 31 млн. рублей.

По второму предложению высвободившаяся от консультационной работы часть рабочего времени специалистов по кредитованию будет использована непосредственно на работу с физическими лицами по оформлению и выдаче кредитов и приведет также к увеличению объема выдаваемых кредитов и, соответственно, получения дополнительного дохода банком от дополнительной выдачи кредитов.

Предлагаемые консультационные щиты предполагают в краткой и четкой форме наличие следующей информации (регулярно обновляемую по мере ее изменения):

  1. Основные положения по кредитованию (обеспечение, характер погашения (с примером для наглядности), необходимые документы на получение кредита, пример заполнения анкеты ссудозаемщика. Бланки документов рекомендуется разослать по филиалам, где будут установлены щиты).
  2. Виды кредитов, краткие особенности и процентная ставка.
  3. Пример расчета максимального размера кредита, который на сегодня довольно прост и доступен для понимания.

В целях продвижения всех кредитных продуктов в течение 2008 года предлагается провести встречи и переговоры с руководителями предприятий и организаций г. Тихвина, г. Бокситогорска, г. Пикалево

В целях продвижения кредитов на приобретение недвижимости: "на недвижимость", "ипотечное кредитование", "Молодая семья" предлагается разместить рекламную информацию в ООО "Регион" г. СПб (в офисе, находящимся в г. Тихвине), ЗАГСах, общежитиях, расположенных на территории обслуживания отделения.

Так же провести переговоры с нотариальными конторами и органами регистрации недвижимости на предмет приема ими клиентов, оформляющих приобретаемую недвижимость за счет кредитных средств вне очереди.

С целью продвижения новых видов кредитов "Единовременный", "Возобновляемый" проводить более рекламную компанию среди клиентов, обеспечить кредитных сотрудников информацией о преимуществах данных видов кредитов.

В целях продвижения кредитного продукта "Образовательный кредит" провести встречи с родителями старших классов в школах г. Тихвина, г. Бокситогорска, г. Пикалево, а также со студентами ВУЗов, обучающихся на территории вышеназванных районов.

По кредиту "Народный телефон" в дальнейшем размещать рекламные проспекты, рассылать коммерческие предложения.

 

Заключение

 

Роль кредита в современном обществе очень велика. При переходе России к рынку затронуты были и кредитные отношения. Поэтому одним из обязательных условий формирования рынка является коренная перестройка денежного обращения и кредита. Создание финансового рынка означает принципиальное изменение роли кредитных институтов в управлении народным хозяйством и повышение роли кредита в современном обществе.

Проанализировав работу Тихвинского Отделения Сбербанка 1882 в сфере кредитования физических лиц, можно сделать следующие выводы и внести свои предложения по улучшению работы в этом направлении.

При организации кредитования физических лиц необходимо учитывать влияние сам процесс управления, который включает в себя: анализ и оценку кредитных рисков, определение величины рисков, само управление кредитными рисками и контроль за эффективностью управления.

По мере стабилизации экономической ситуации в стране и росте платежеспособного спроса населения растет спрос на кредиты. О том, что кредиты востребованы физическими лицами, говорит рост кредитного портфеля. Для более результативной и эффективной работы по направлению кредитования Тихвинского Отделения Сбербанка 1882 желательно мотивировать сотрудников кредитного отдела путем проведения презентации, подробных разъяснений некоторых видов кредитов, имеющих наибольший спрос у населения. Для более успешного привлечения клиентов необходимо провести дополнительный инструктаж по обслуживанию клиентов. В Отделениях Сбербанка должна быть размещена реклама и краткая информация о кредитах (в виде брошюр, каталогов, проспектов, а также на информационных стендах.

По своей сути банковский кредит представляет сложную систему многосторонних отношений между банками, экономикой, государством и населением. Любая кредитная сделка строится на классических рыночных принципах платности, срочности, возвратности, обеспеченности, целевого использования и дифференцированности кредита. Нарушение даже одного из этих принципов деформирует суть кредита и превращает его из мощного рыночного стимула экономического роста в такой же сильный антистимул. Поэтому управление банковским кредитом - важнейшая составляющая банковского менеджмента, сильно влияющая на его ликвидность и надежность. Управление банковским кредитом - это система органически связанных и взаимообусловленных следующих основных элементов: принципов кредитования, объектов кредитования, методов выдачи и погашения кредитов, форм и способов планирования кредитной деятельности, организации контроля за использованием кредитных ресурсов.

Эффективность кредитной деятельности банков зависит от качества кредитного портфеля, степени рискованности кредитной политики. Невозврат кредита - один из решающих факторов, ухудшающих финансовое положение банков. Основной фактор, определяющий качество кредитного портфеля, - это качество кредита, определяемое сложной совокупностью показателей. Наиболее значимые из них: ликвидность, доходность, степень риска. Ликвидность кредитов определяется сроками их возврата. Доходность определяется процентной маржой. Анализ доходности кредитных операций дополняется оценкой степени их риска. Как правило, высокая прибыль сопряжена с большим риском.

Кредитные риски при ненадлежащем их учете могут привести к банкротству банка. Поэтому предопределена актуальность управления кредитными рисками.

Для оценки кредитного риска используются различные методы: аналитический, статистический, рейтинговые оценки. Уровень кредитного риска определяется внешними и внутренними факторами, наиболее значимые из которых кредитоспособность заемщика, качество обеспечения кредитов и их диверсифицированность.

Кредитоспособность заемщика - это синтетический показатель, в котором фокусируется вся совокупность условий и факторов, определяющих характер и эффективность его деятельности. Оценка кредитоспособности клиентов базируется на основе глубокого и объективного анализа предоставляемой информации.

Качество кредитного портфеля и банка и взвешенность его кредитной политики существенно влияют на его имидж и рейтинг.

Важнейшим условием эффективности кредитной политики банка является ее адекватность реальной социально-экономической и политической конъюнктуре в каждый данный момент. Отсюда необходимость постоянного ее совершенствования, уточнения, конкретизации. Кредитная политика банка должна постоянно учитывать все новое и прогрессивное в банковской деятельности. В конечном счете вся суть кредитной политики состоит в высокоэффективной организации кредитного портфеля.

Кредит способен оказать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег.

Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а, следовательно, концентрации производства. Он может сыграть заметную роль и в осуществлении программы приватизации государственной и муниципальной собственности на основе акционирования предприятий. Условие размещения акций на рынке являются накопление значительных денежных капиталов и их сосредоточение в кредитной системе. Кредитная система в лице банков принимает активное участие и в самом выпуске, и в размещении акций.

Оставаясь лидером национальной банковской системы, Сбербанк России ощущает возрастающее конкурентное давление как со стороны российских банковских институтов, так и со стороны небанковских финансовых посредников, иностранных банков, развивающих операции трансграничного кредитования, рынка корпоративных облигаций.

Кредитный рынок - несущая конструкция индустриальной рыночной экономики. Предоставление кредитов - основная функция банков, осуществляемая для финансирования инвестиционных и потребительских целей предпринимательских структур, физических лиц и государства. Уровень и качество кредитной деятельности банков - решающий фактор динамики макроэкономики и ее эффективности.

 

Список используемой литературы

 

        1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
        2. Закон РФ "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 N 17-Ф с изменениями на 29 декабря 2004 года.
        3. Инструкция Банка России от 16.01.2004г. №110-И "Об обязательных нормативах банков" (с изменениями на 13.08.2004г.)
        4. Положение ЦБ РФ от 31 августа 1998 года №54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" (с изменениями на 27 июля 2001 года)
        5. Положение ЦБ РФ от 26 марта 2004 года №254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (с последующими изменениями и дополнениями)
        6. Правила кредитования физических лиц Сбербанком России и его филиалами №229-3-р от 30.05.2003 г. с последующими изменениями и дополнениями.
        7. Банковское дело: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред.В.А. Галанова, А.И. Басова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 448с.: ил.
        8. Банковское дело: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред.О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672с.: ил.
        9. Банковское дело: Учебник / Под. ред. доктора экон. наук, проф. Т.Г. Коробовой. - М.: Экономист, 2003. - 751 с.
        10. Банковское дело: Учебник / Под. Ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 592с.: ил.
        11. Банковский менеджмент. / Никитина Т.В. - СПб.: Питер, 2002. - 160 с.
        12. Блумфильд А. Как взять кредит в банке. М.: "Инфра-М, 2002г. - 348 с.
        13. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. - М: Перспектива, 2001г. - 549г.
        14. Соколинская Н.Э. Учет и анализ краткосрочных и долгосрочных кредитов. - М.: АО "Консалт - Банкир", 2005г. - 545 с.
        15. Финансовый анализ в коммерческом банке / А.Д. Шеремет, Г.Н. Щербакова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 256 с.: ил.
        16. Основы банковской деятельности (Банковское дело): / Под ред. К.Р. Тагирбекова - М.: Издательство "Инфра М", "Весь мир", 2003. - 720с.
        17. Экономический анализ деятельности банка: Учебное пособие. - М.:, 2004г. - 209с.

Интернет-ресурсы:

              1. Сайт Ассоциации Коммерческих Банков Санкт-Петербурга http://www.nwab.ru/content/banks/defauit/root-site/idt/bank.html
              2. Сайт газеты "Коммерсант" http://www.kommersant.ru/doc. aspx? Dosi
              3. Сайт журнала "Профиль" http://www.profile.ru/numbers/number=589#
              4. Сайт журнала "Финансовый директор" http://www.fd.ru/news/229377.html
              5. Сайт Северо-Западного банка Сбербанка России http://www.nwsbrf.ru/departaments/kredit_mbis. asp
              6. Сайт Центрального банка РФ http://www.cbr.ru/hd_base/StavLombard. Asp

 


Информация о работе Анализ качества кредитного портфеля Тихвинского отделения Сбербанка РФ