Финансовый рынок Российской Федерации и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение основных теоретических аспектов финансового и, большей частью, фондового рынка, изучение российских особенностей, состояния обоих секторов рынка – государственных и корпоративных ценных бумаг, а также попытка сводного прогноза и оценки перспектив российского рынка во взаимозависимости с международным фондовым рынком на основе прогнозов специалистов аналитических агентств, международных кредитных организаций и специалистов Министерств экономики и финансов Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1 Текущее состояние России на финансовом рынке…………………….. 6
2 Проблемы государственного регулирования финансовых рынков в Российской Федерации…………………………………………………. 24
3. Главные направления государственной политики по развитию финансового рынка в 2011 - 2012 годах…………………… 27
4 Перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации……………………………………………………………….. 29
5. Проблемы и перспективы России на мировом финансовом рынке….. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ К-22.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Утверждаю 
Заместитель директора

_______ 20__г.

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Финансовый  рынок Российской Федерации и  перспективы его развития

 

                                                                             Студент гр.

__________

(подпись)

                              Руководитель:

_____________

(подпись)

Работа защищена с оценкой

__«____________»_______

_____ _________20____г.

 

 

 

 

 

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………        3

1 Текущее состояние России на финансовом рынке……………………..                6

2 Проблемы государственного регулирования финансовых рынков в Российской Федерации………………………………………………….                                          24

3. Главные направления  государственной политики по развитию финансового рынка в 2011 - 2012 годах……………………                                                                         27

4 Перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации………………………………………………………………..                     29

5. Проблемы и  перспективы России на мировом  финансовом рынке…..               32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………                  34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………    37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Финансовый рынок представляет собой очень сложный механизм, который пока не описан ни одной  теорией до конца. Их существует множество – фундаменталистские, технические, теория случайных блужданий и особняком – теория рефлексивности Сороса. И несмотря на некоторую неопределенность и множество методов анализа рынка, фондовые ценности – наиболее привлекательный на сегодня "товар" для множества инвесторов. Посредством финансовых рынков осуществляется межотраслевой, международный перелив капиталов. Механизмы этих рынков в этом отношении значительно эффективнее прямого инвестирования средств и позволяют оптимизировать структуру и динамику общественного воспроизводства. И хотя многие экономисты время от времени пытаются это опровергнуть, это утверждение уже прошло испытание временем. В связи с глубоким финансовым кризисом в России тема финансового рынка особенно актуальна в нашей стране после обвала рынка государственных ценных бумаг и лихорадочного колебания корпоративного рынка. Также необходима оценка перспектив как рынков, так и макроэкономической ситуации в целом. Дело в том, что финансовый рынок является своеобразным генератором множества показателей, по которым можно произвести оценку состояния экономики в целом. Целью данной работы является освещение основных теоретических аспектов финансового и, большей частью, фондового рынка, изучение российских особенностей, состояния обоих секторов рынка – государственных и корпоративных ценных бумаг, а также попытка сводного прогноза и оценки перспектив российского рынка во взаимозависимости с международным фондовым рынком на основе прогнозов специалистов аналитических агентств, международных кредитных организаций и специалистов Министерств экономики и финансов Российской Федерации. Освещение ситуации по небольшим внебиржевым (например, вексельному) рынкам не включено в компетенцию данной работы, поскольку эти рынки не являются системообразующими.

Несмотря на высокие темпы развития финансового  рынка, российские компании, как и  государство в целом, пока не рассматривают  институты финансового рынка  в качестве основного механизма  привлечения инвестиций. Основным источником инвестиций российских компаний по-прежнему остаются собственные средства либо займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках. Внутренний финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам, а значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении. Долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных систем размещаются на финансовом рынке неэффективно.

Причины складывающейся ситуации многогранны. Определенную роль сыграло отставание в развитии российской инфраструктуры финансового рынка. Для инвесторов-нерезидентов российский рынок акций в основном остается офшорным рынком, использующим нестандартную учетную систему, несущую в себе элементы нерыночного риска, связанного с учетом прав собственности на ценные бумаги. Несовершенство инфраструктуры финансового рынка повышает транзакционные издержки. Нормативная правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке, до конца не сформирована. По оценке Международной организации комиссий по ценным бумагам, применяемое в Российской Федерации регулирование в этой сфере лишь частично соответствует принципам этой организации. Так, законодательство Российской Федерации не позволяет регулятору эффективно препятствовать использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами на рынке ценных бумаг. Законодательно не урегулированы вопросы, касающиеся проведения сделок с производными финансовыми инструментами, что мешает инвесторам хеджировать рыночные риски, связанные с проведением операций с ценными бумагами в Российской Федерации. Регулирование процедуры эмиссии ценных бумаг, вплоть до принятия в конце прошлого года поправок в законодательство Российской Федерации и нормативные акты, не позволяло осуществлять на российских торговых площадках первичные размещения акций по признанным в мире стандартам.

Вследствие  этого с конца 2003 года большая часть сделок с российскими акциями стала осуществляться на зарубежных фондовых биржах.

Такая тенденция  в развитии внутреннего рынка  ценных бумаг рождает серьезные  проблемы для инвестирования пенсионных накоплений и других средств обязательных накопительных систем. Без коренных преобразований в этой сфере единственной возможностью обеспечить достаточную емкость рынка для инвестиций и их приемлемую доходность станет разрешение инвестировать существенную часть пенсионных накоплений вне пределов страны. Управление указанными активами может оказаться прерогативой международных инвестиционных банков, предлагающих услуги по инвестированию частных накоплений в ценные бумаги, торгуемые вне Российской Федерации. В целом такой сценарий развития означает, что полноценное вхождение Российской Федерации в международный рынок капитала с большой вероятностью произойдет не за счет развития российских институтов финансового рынка, а путем использования финансовых услуг, предоставляемых ведущими мировыми финансовыми институтами.

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы функционирования финансового рынка

1.1 Понятие финансового рынка

Финансовый рынок состоит  из денежного рынка и рынка  капиталов. Это обусловлено разным характером финансовых ресурсов, обслуживающих  основной и оборотный капитал. На денежном рынке обращаются средства, обеспечивающие движение краткосрочных ссуд. На рынке капиталов же происходит движение долгосрочных накоплений.

Внутри финансового  рынка функционирует фондовый рынок. На нем объектом торговли выступают  ценные бумаги, ценность которых должна определяться стоящими за ними активами. Рынок ценных бумаг обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов. Но ценные бумаги обслуживают лишь часть движения финансовых ресурсов (кроме них существуют еще внутрифирменные и межфирменные кредиты, прямые банковские ссуды и т. п.).

Таким образом, финансовый рынок состоит из двух частей –  денежного рынка и рынка капиталов. Входящий же в его состав фондовый рынок является сегментом обоих  этих рынков. Движение средств на финансовом рынке имеет направление от сберегателей к пользователям. Посредством финансового рынка может осуществляться перелив финансовых ресурсов из одних секторов экономики в другие. Всего выделяют 4 сектора: домохозяйства, коммерческие фирмы, государственный сектор и финансовые посредники. Большая часто капитала домашних хозяйств формируется за счет собственных средств. Именно здесь образуется основной избыток финансовых средств, направляемый на финансирование коммерческих фирм, государства и размещается в финансовых институтах (инвестиционные фонды, банки и т. д.). Наибольшую потребность в финансовых средствах испытывает крупнейший сектор – государство. Оно является крупнейшим заемщиком на финансовом рынке, но также выступает как крупнейший кредитор домохозяйств, коммерческих фирм и финансовых посредников. Имеет место и внутрисекторное движение средств. Однако эти денежные потоки "взаимопогашаются", т. к. в конечном итоге сумма сбережений (финансовых активов) равна сумме инвестиций (финансовым обязательствам).

Останавливаясь подробнее на фондовом рынке, следует отметить такой процесс, как секьюритизация (от англ. security – ценная бумага). Сущность его заключается в повышении роли ценных бумаг как средства повышения эффективности привлечения финансовых ресурсов: низколиквидные активы трансформируются в ценные бумаги и предлагаются инвесторам. Это позволяет обойтись без кредитных посредников (банков) и привлечь ресурсы значительно дешевле и быстрее. Это особенно актуально в России, так как очень велика маржа банков – разница между кредитным и депозитным процентами достигала в 2011 году 43% у Инкомбанка (63 против 20).

Таким образом, фондовый рынок возникает из объективной  необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов для предприятия, корпорации, государства. В то же время имеется ряд лиц (как юридических, так и физических), располагающих временно свободными денежными средствами. На фондовом рынке происходит купля-продажа финансовых средств. Фондовый рынок играет немалую роль в системе рыночных отношений, которую можно свести к следующим факторам: 1) привлечение свободных средств в виде инвестиций для развития производства, 2) обеспечение перелива капитала из затухающих отраслей в быстро прогрессирующие отрасли, 3) привлечение средств для покрытия дефицита бюджета, 4) генерация индикаторов, по которым можно оценить состояние экономики в целом, 5) влияние на изменение темпов инфляции.

 

 

1.2 Текущее состояние России на финансовом рынке

Финансовые  рынки являются ключевым компонентом  национальной экономики. Эффективно действующие финансовые рынки призваны (наряду с развитой банковской системой) аккумулировать сбережения экономических агентов, трансформировать их в инвестиции, обеспечивать распределение финансовых ресурсов между различными секторами экономики и, в конечном итоге, содействовать снижению темпов инфляции и экономическому росту. Системный финансовый кризис в России в 1998 г. обусловил возникновение кризиса национальных финансовых рынков, последствиями которого выступили снижение оборотов торгов и ликвидности рынка федеральных и муниципальных облигаций, высокая волатильность и низкие обороты на рынке акций российских компаний, фактическая ликвидация рынка производных финансовых инструментов и прочее.

Наибольшее  развитие в переходном периоде российские финансовые рынки получили в период 1996-1998 гг. Тогда интенсивное развитие рынка федеральных облигаций обеспечивало высокий уровень реальных процентных ставок в экономике (даже реальные процентные ставки по банковским депозитам составляли 20-50% годовых), что стимулировало рост сбережений экономических агентов в виде банковских депозитов (так, только доля банковских депозитов населения в совокупном денежном предложении возросла с 9.8% по состоянию на 01.01.93 до 42.4% от М2 на 01.01.98), структурирование процентных ставок и развитие прочих сегментов финансовых рынков - муниципальных облигаций, акций и производных инструментов. Процентные ставки, действующие в экономике, равно как и состояние отдельных сегментов финансового рынка России, были полностью ориентированы на ситуацию, складывающуюся на рынке федеральных облигаций.

Вплоть до 2011 г. состояние российского финансового рынка характеризовалось:

· низкой емкостью всех сегментов рынка;

· недостаточной  ликвидностью сегментов с низкими  рисками и низкой доходностью, а также высокими рисками и низкой ликвидностью сегментов рынка, обеспечивающих высокую доходность по вложенным средствам;

· неразвитостью  сегмента срочных финансовых инструментов, позволяющего страховать (хеджировать) риски потери вложенных средств.  
В этом смысле 2011-й год выступил в качестве "переломного" года - именно в том году ключевые показатели состояние финансовых рынков и банковской системы (обороты и ликвидность на облигационном рынке, ликвидация накопленных убытков и объем активов банковской системы) достигли предкризисного уровня.

Развитие национальных финансовых рынков в будущем будет в значительной степени зависеть от состояния рынка  федеральных облигаций, прежде всего  от его объемов, ликвидности и  доходности. Относительное восстановление рынка федеральных облигаций произошло лишь в 2011 г. (после кризиса в августе 2008 г.), когда наряду с уже сложившейся рыночной инфраструктурой был отмечен рост объема внутреннего облигационного долга (выручка от продаж госбумаг в 2011 г. намного превысила объем средств, затраченных на выплаты по федеральным облигациям, - в последний раз такое соотношение данных показателей было зафиксировано лишь в 2007г.). В условиях стабильного валютного курса рубля, снижения инфляции до относительно приемлемого уровня и сбалансированности федерального бюджета монетарные власти сочли возможным резко увеличить объем эмиссии гособлигаций.

Масштабная  эмиссия федеральных облигаций, доходность которых оставалась ниже уровня инфляции, объяснялась сохранением  высокого уровня свободных финансовых средств в банковской системе и появлением нового крупного институционального инвестора - Пенсионного фонда России. Роль ПФР на рынке федеральных облигаций в 2011 г. могла бы быть доминирующей, учитывая объемы средств ПФР и размер рынка внутреннего долга. Однако размещение средств ПФР осуществлялось лишь в первой половине года (в объеме около 14 млрд. руб.), после чего инвестиции данного государственного агента были ограничены именно денежными властями РФ (с целью поддержки рынка федеральных облигаций, состояние которого характеризовалось существенным превышением спроса на облигации над их предложением), а основной объем средств ПФР - направлен на рынок внешних долговых облигаций РФ.

В том же 2010-м году произошло фактически полное восстановление и рынка российских муниципальных облигаций - но спустя лишь четыре года после финансового кризиса в августе 2008г. Более интенсивному восстановлению данного сегмента национального финансового рынка противодействовали кризисные проявления в финансовой сфере - сохраняющийся кризис банковской системы и национальных финансовых рынков. Отсутствие поддержки (законодательной и финансовой) со стороны денежных властей предопределило реализацию сценария, при котором банковская система и финансовые рынки функционировали в рамках складывающейся конъюнктуры, самостоятельно преодолевая последствия системного финансового кризиса. В результате лишь по отдельным ключевым параметрам национальная банковская система достигла предкризисного уровня в середине прошлого года, по ряду других - по-прежнему уступая ему (например, совокупный капитал национальной банковской системы по состоянию на начало 2011 г. оказался ниже предкризисных значений на 5 млрд. долл., или на 30%). Аналогично, обороты вторичных торгов рынков федеральных и муниципальных облигаций были несравнимо ниже показателей, фиксировавшихся здесь в середине 2008 г. (равно как и показатель ликвидности обращающихся на данных сегментах инструментов, тогда как уровень процентных ставок в реальном исчислении находился в отрицательной области).

Информация о работе Финансовый рынок Российской Федерации и перспективы его развития