Финансовый рынок Российской Федерации и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение основных теоретических аспектов финансового и, большей частью, фондового рынка, изучение российских особенностей, состояния обоих секторов рынка – государственных и корпоративных ценных бумаг, а также попытка сводного прогноза и оценки перспектив российского рынка во взаимозависимости с международным фондовым рынком на основе прогнозов специалистов аналитических агентств, международных кредитных организаций и специалистов Министерств экономики и финансов Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1 Текущее состояние России на финансовом рынке…………………….. 6
2 Проблемы государственного регулирования финансовых рынков в Российской Федерации…………………………………………………. 24
3. Главные направления государственной политики по развитию финансового рынка в 2011 - 2012 годах…………………… 27
4 Перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации……………………………………………………………….. 29
5. Проблемы и перспективы России на мировом финансовом рынке….. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ К-22.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Система государственного регулирования финансовых рынков представляет собой сложный, эффективный и  довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, пройдя этапы приспособления и структурных изменений. Современному механизму регулирования в значительной степени способствовали такие события, как кризис 1923-1933 годов, послевоенное восстановление, валютно-финансовый кризис 60-70-х годов, инфляция и банкротство коммерческих и сберегательных банков в 70-80-х годах.

Российская  система государственного регулирования  сейчас находится в стадии зарождения, но в ней четко просматриваются  основные черты систем регулирования  финансовых рынков развитых стран.

 

3 Главные направления государственной политики

по  развитию финансового рынка в 2011 - 2012 годах    

 

Главными направлениями  государственной политики по развитию финансового рынка в среднесрочной  перспективе являются:     

создание необходимых предпосылок для формирования конкурентоспособных институтов финансового рынка;     

снижение регулятивных барьеров для обеспечения выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка;     

укрепление  законодательной базы в сфере  защиты прав инвесторов и снижение нерыночного инвестиционного риска  на финансовом рынке;     

реформа системы  регулирования на финансовом рынке.      

Создание конкурентоспособных  институтов финансового рынка предполагает реализацию следующих мероприятий:     

совершенствование учетно-расчетной инфраструктуры фондового  рынка, внедрение новых технологий;      

повышение конкурентоспособности  бирж и торговых систем;     

внедрение систем управления рисками профессиональных участников рынка;     

развитие накопительных  пенсионных систем и институтов коллективных инвестиций;     

развитие страховых  институтов.     

Снижение регулятивных барьеров для обеспечения выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка предполагают реализацию следующих мероприятий:      

развитие рынка  производных финансовых инструментов;      

развитие инструментов секьюритизации финансовых активов  и рынка ипотечных ценных бумаг;     

ликвидация  излишних правовых барьеров для снижения транзакционных издержек выхода российских компаний на национальный рынок капитала.      

Укрепление  законодательной базы в сфере  защиты прав инвесторов и снижение нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке предполагают реализацию следующих мероприятий:      

повышение эффективности  системы раскрытия информации о  фактах, существенно влияющих на рыночную стоимость инвестиционных продуктов, предлагаемых на финансовом рынке;     

решение проблемы использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли;     

защита прав акционеров при присоединениях, слияниях и иных формах реорганизации акционерных  обществ;     

совершенствование корпоративного законодательства и  развитие принципов корпоративного управления;     

развитие компенсационных  механизмов на финансовом рынке.     

Реформа системы  регулирования на финансовом рынке  предполагает реализацию следующих  мероприятий:     

разработка  нормативной правовой базы для создания и функционирования коллегиального органа по регулированию на финансовом рынке;     

вовлечение в процесс  принятия решений по регулированию  финансового рынка профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвесторов и эмитентов, в том числе путем  развития саморегулирования.

 

4 Перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации

Прошлый год продемонстрировал  шаткость национальной финансовой системы  как ввиду ее неизбежной спекулятивности (в силу кризиса инвестиционной деятельности), ток и вследствие непредсказуемости  основного субъекта фондового рынка  – государства в лице Министерства финансов и Центрального банка.

Отток рублевых средств инвесторов с фондового  рынка, слухи о введении фиксированного курса доллара и замораживании  валютных вкладов привели к хроническому кризису денежного предложения  на рынке ГКО, что повлекло их чрезмерную доходность (от 300% годовых и выше). Этот уровень доходности сделал невозможным построение Минфином «финансовой пирамиды», а саму эмиссию ГКО из скрытой формы денежной эмиссии превратил в непосредственную денежную эмиссию.

Кроме того, сама идея «пирамиды» на эмиссии государственных ценных бумаг имела несколько существенных концептуальных изъянов.

Во-первых, в  мировой практике создание «финансовой  пирамиды» только в том случае для государства-эмитента не заканчивалось  катастрофически, если последнее использовало максимальное количество привлеченных капиталов на инвестиции в реальное производство с тем, чтобы в короткие сроки успеть подвести под эмитированные ценные бумаги имущественное и товарно-финансовое обеспечение. Но деятельность Минфина, как и государства в целом, практически не связана с инвестициями в реальный сектор экономики (по крайней мере на прибыльной и возвратной основе).

Во-вторых, руководство  Министерства финансов РФ своей целью  декларировало создание благоприятных  условий для частных инвестиций в национальную экономику (через поддержание стабильности национальной экономики). Столь активная деятельность Минфина на рынке ценных бумаг своим следствием могла иметь лишь окончательную минимизацию значения частного капитала в роли инвестора отечественного производства.

В-третьих, сейчас широкомасштабные частные инвестиции в национальное производство вообще представляются мало возможными ввиду  некоммерческого характера такой  деятельности. Нынешний уровень банковского  процента за пользование кредитом позволяет рентабельно функционировать лишь крупной оптовой торговле, а также производственным предприятиям, полностью ориентированным на экспорт. Инвестицио6нная деятельность в отношении столь низкорентабельного и высокорискованного объекта инвестиций, как российская промышленность, в мировой практике признается либо невозможной, либо осуществляется непосредственно самим государством. Центробанк, несмотря на все усилия своего руководства, все в большей степени превращается в нормального субъекта финансового рынка, озабоченного привлечением значительных финансовых ресурсов и извлечением дохода от собственной деятельности. Поставленная перед Центральным Банком России задача контроля курса рубля по отношению к другим валютам вынуждает его ориентироваться на максимальную концентрацию у себя рублевых и иных денежных средств, необходимых для успешных операций на валютном денежном рынке.

Задача концентрации денежных средств решается Центробанком за счет увеличения активности в следующих  направлениях. Первое – максимальное полное использование средств коммерческих банков, находящихся во временном распоряжении Центробанка. Это:

увеличение  размеров отчислений коммерческих банков в резервные и страховые фонды;

охранение низкой скорости платежей, позволяющей дополнительно оборачивать переводимые средства.

Наряду с  политикой Минфина по увеличению налогооблагаемой базы доходов коммерческих банков, это деятельность Центробанка  своим следствием имеет увеличение непроизводительных расходов субъектов  финансового рынка, снижение уровня рентабельности коммерческого кредитования. Реализация политики компенсации снижения доходной части госбюджета за счет хозяйствующих субъектов, в первую очередь коммерческих банков, способствует повышению рискованности финансовой деятельности на отечественном рынке, а также увеличению числа банков – потенциальных банкротов. Второе – целенаправленная деятельность по возвращению в Центральный банк всех бюджетных счетов государственных организаций, которые в настоящее время размещены среди уполномоченных и иных коммерческих банков. Последнее представляется также крайне болезненным для банковской системы, так как бюджетные средства в настоящее время составляют, по некоторым данным, до 70% привлекаемых кредитных ресурсов.

 

5 Проблемы и перспективы России на мировом финансовом рынке

 

В апреле 2011 г. Международным валютным фондом был опубликован очередной отчет World Economic Outlook, посвященный перспективам мировой экономики.             По данным экспертов МВФ, на текущий момент практически все развитые страны мира успели преодолеть недавний экономический спад и постепенно начинают двигаться к восстановлению своих экономик. Как обычно, впереди всех в этом процессе идут США. Улучшение ситуации в экономике этой страны в первом полугодии 2011 г. должно положительно сказаться и на положении ее внешнеэкономических партнеров.  Согласно последним данным, экономический спад оказался менее разрушительным по своим последствиям, чем это можно было предположить всего несколько месяцев назад. По мнению экспертов МВФ, умеренный характер этого спада не позволяет говорить о глобальной рецессии в полном смысле этого слова, хотя они и признают, что мировая экономика вплотную подошла к этому состоянию. В то же время нарисованная экспертами МВФ картина не отличается чрезмерным оптимизмом. Так, они отмечают сохранение ряда факторов риска, способных в будущем существенно осложнить ситуацию в мировой экономике и связанных, например, с возможностью дальнейшего роста цен на нефть. Кроме того, стабилизационные процессы пока начались далеко не во всех странах мира — прекрасным примером исключения может служить Япония.  По мнению главы миссии Международного валютного фонда в России Пола Томсена прогнозы МВФ относительно снижения темпов роста российского ВВП вызваны высокой степенью неопределенности как в сфере экспорта нефти, так и в сфере инвестиционного климата в России. Касаясь планов российского правительства по внесению поправок в бюджет 20121 г., глава миссии фонда указал, что они ускорят темпы расходования поступлений от нефти и ослабят бюджетную политику. Он также высказал мнение, что удержание инфляции в РФ на уровне 8,5% в 2012 г. крайне проблематично. Комментируя монетарную политику российского правительства, глава миссии МВФ отметил, что власти страны ставят перед собой несовместимые задачи: пытаются замедлить укрепление рубля и одновременно бороться с инфляцией. «Укрепление рубля в реальном выражении можно предотвратить только с помощью жесткой налоговой и бюджетной политики», - сказал он. При это, по мнению МВФ, «нынешний экономический курс правительства РФ способствует ослаблению бюджетной политики и расходованию дополнительных поступлений от продажи нефти на социальные нужды». С точки зрения МВФ, России в своей монетарной политике следует «делать больший упор на снижение инфляции». Как отметил П. Томсен, Центральный банк России должен проводить более гибкую политику в области регулирования курса национальной валюты и снизить валютные интервенции. Глава миссии МВФ отметил замедление темпов инвестирования средств в экономику РФ и снижение объема инвестиций в текущем году по сравнению с 2010 г. По мнению МВФ, положительным сигналом для инвесторов было бы ускорение структурных реформ, а также более эффективное выполнение административных решений.

В 2011 г. котировки государственных евродолларовых облигаций претерпели заметные колебания. Однако они были вызваны не сомнениями в международной кредитоспособности России, а конъюнктурными колебаниями спроса и предложения. Рост доходности российских еврооблигаций в середине года объясняется рядом факторов. Во-первых, общим оттоком капитала с рынков развивающихся стран в связи с ростом процентных ставок в США и на мировых финансовых рынках. Во-вторых, изменениями инвестиционных предпочтений российских инвесторов в связи с укреплением российского рубля к доллару.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве заключения целесообразно  привести ряд выводов, которые можно  сделать по изучению материалов темы данной курсовой работы:

Восстановление  российских финансовых рынков после  системного кризиса в августе 1998 г. произошло лишь в 2002 г. - основные рыночные показатели именно тогда достигли предкризисных уровней. Однако состояние национальной экономики, в первую очередь реального сектора, предъявляет уже новые, более высокие требования к российской банковской системе и финансовым рынкам - с точки зрения формирования сбережений основных экономических агентов, возможностей банковской системы предоставлять кредиты (средне- и долгосрочные) предприятиям реального сектора, эффективности функционирования финансовых рынков, в том числе и с позиции регулирования процентных ставок в экономике.

Развитие финансовых рынков в среднесрочной перспективе  будет происходить под воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние  факторы в настоящий момент в  значительной степени определяют развитие национальной экономики и финансовой сферы - их воздействие является экзогенным и в настоящий момент правительство РФ не в состоянии ему противодействовать (именно из-за слабости национальной банковской системы и финансовых рынков). Реализация же внутренней экономической и финансовой политики теоретически может улучшить состояние национальной экономики - но при проведении интенсивных реформ банковской системы и финансовых рынков. Конечными целями подобных преобразований должны служить поддержка высоких темпов производства и нейтрализация воздействия внешних факторов.

Развитие российских финансовых рынков сопряжена со следующими принципиальными проблемами:

· неопределенностью  состояния мировой экономики, темпы  развития которой диктуют, в частности, спрос на энергоресурсы на мировом рынке - последний показатель превышает 50% от общего российского экспорта. Дополнительно, уровень процентных ставок в развитых экономиках определяет объем потенциальных прямых и процентных инвестиций в развивающиеся экономики, в том числе и в российскую;

Информация о работе Финансовый рынок Российской Федерации и перспективы его развития