Финансовый рынок Российской Федерации и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение основных теоретических аспектов финансового и, большей частью, фондового рынка, изучение российских особенностей, состояния обоих секторов рынка – государственных и корпоративных ценных бумаг, а также попытка сводного прогноза и оценки перспектив российского рынка во взаимозависимости с международным фондовым рынком на основе прогнозов специалистов аналитических агентств, международных кредитных организаций и специалистов Министерств экономики и финансов Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1 Текущее состояние России на финансовом рынке…………………….. 6
2 Проблемы государственного регулирования финансовых рынков в Российской Федерации…………………………………………………. 24
3. Главные направления государственной политики по развитию финансового рынка в 2011 - 2012 годах…………………… 27
4 Перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации……………………………………………………………….. 29
5. Проблемы и перспективы России на мировом финансовом рынке….. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ К-22.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

· состояние банковской системы. Российская банковская система - чрезвычайно  слабая (согласно таким критерием, как  совокупные активы, структура инвестиционного  портфеля и прочее), что является естественным препятствием для дальнейшего развития финансовых рынков.

Систематизация действия внешних и внутренних факторов в  среднесрочной перспективе позволяет  классифицировать развитие национальных финансовых рынков согласно трем базовым  сценариям - инерционного, оптимистичного и пессимистичного. Детальное описание изменения факторов (внешних и внутренних) в рамках каждого из сценариев позволяет на основе модельных расчетов получить конкретные численные оценки ключевых параметров развития российских финансовых рынков - уровня процентных ставок, емкости рынка, объемов вторичных торгов и ликвидности отдельных инструментов, а также прочих показателей. Несмотря на относительность приводимых расчетов, связанных с возможно неполным учетом набора факторов, воздействующих на отдельные сегменты, численные оценки, позволят оценить основные параметры развития рынков и их воздействие - как на финансовую стабильность и банковскую систему, так и на российский реальный сектор.

Развитие рынка  федеральных облигаций будет  определяться состоянием федерального бюджета (объемом его дефицита либо профицита), потребностью федерального бюджета в заемных средствах, в том числе привлекаемых на внутреннем финансовом рынке. Расширение рынка федеральных облигаций в условиях сохранения мировых цен на нефть на высоком уровне (выше 22 долл./барр. на нефть типа Urals), соответствующее оптимистичному и инерционному сценариям, будет зависеть только от решений руководства Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ - для целей стерилизации избыточной ликвидности в экономике и стимулирования развития прочих сегментов финансовых рынков. В рамках пессимистичного сценария (обусловленного падением цен на нефть на мировом рынке до уровня 18.5 долл./барр. и ниже) федеральные власти неизбежно столкнутся с необходимостью увеличения заимствований на внутреннем рынке - в результате мы ожидаем существенного расширения рынка федеральных облигаций одновременно с ростом их доходности (3-5% в реальном исчислении).

Инвестиции  коммерческих банков во внутренние федеральные  облигации сохраняются на высоком  уровне (70-77% от объема рынка). При этом доля Сбербанка РФ будет предположительно устойчивой и составит 60% от общего объема рынка в рамках различных  сценариев (фактически портфель гособлигаций Сбербанка РФ составляет 80% от общих банковских инвестиций на данном сегменте финансового рынка). Устойчивая доля Сбербанка РФ на рынке федеральных облигаций будет обусловлена, с одной стороны, стремлением поддержать его стабильность (приемлемый уровень ликвидности и структуру инвестиционного портфеля с точки зрения рыночных рисков) российскими монетарными властями, поскольку этот коммерческий банк подконтролен государству и выполняет существенные социальные функции (более 75% банковских вкладов населения размещены в Сбербанке РФ). С другой стороны, именно Сбербанк РФ (как это и наблюдалось в течение последних десяти лет), будучи подконтрольным государству, в состоянии поддерживать рынок федеральных облигаций в устойчивом состоянии в случае возможных кризисов.

Есть все  основания ожидать снижения доли на данном рынке прочих коммерческих банков, прежде всего в случае реализации оптимистического и инерционного сценария. Низкая (и отрицательная в реальном исчислении) доходность федеральных облигаций обусловит сокращение инвестиций коммерческих банков, а их место займут средства Пенсионного фонда России.

Процентные  ставки на рынке муниципальных облигаций (в рамках данного отчета термин «муниципальные облигации» используется для всех облигаций, выпускаемых как субъектами Российской Федерации, так и непосредственно муниципальными образованиями) определяются следующим набором факторов:

· общей макроэкономической ситуацией (состоянием производства, федерального и муниципальных бюджетов, темпов инфляции и девальвации и прочими показателями), а также состоянием региональных бюджетов (уровнем дефицита/профицита отдельных бюджетов);

· состоянием рынка  федеральных облигаций (его объемом, уровнем доходности и ликвидности);

· текущей конъюнктурой непосредственно муниципального сегмента и различными локальными характеристиками того или иного сегмента (эти факторы являются внутренними и объясняют различия в уровне процентных ставок между облигациями отдельных региональных эмитентов).

Рассматриваемый сегмент российского финансового рынка традиционно является банковским - более 70% инвестиций в данные облигации осуществляются банками (в 2010 г., по оценке, - 85%). При этом доля Сбербанка РФ здесь относительно невелика - не более 25%. Фактически этот вид облигаций замещает федеральные облигации в рамках структуры банковского инвестиционного портфеля (за исключением Сбербанка РФ) в случае снижения доходности гособлигаций до неприемлемого для коммерческих банков уровня. Основными факторами, определяющими объем инвестиций российских коммерческих банков в муниципальные облигации, являются макроэкономическая и финансовая стабильность России, состояние бюджетов субъектов Федерации, ситуация на рынке федеральных облигаций. При этом средства Пенсионного фонда России (равно как и средства внешних инвесторов) не будут конкурировать на данном сегменте со средствами российских коммерческих банков.

Ключевым фактором, определяющим конъюнктуру рынка  муниципальных облигаций, является состояние рынка федеральных  облигаций. Данный фактор задает ориентиры по доходности для муниципального сегмента - ставки по субфедеральным облигациям традиционно превышают аналогичных показатель для федеральных облигаций. Однако размер спрэда/премии зависит от иных факторов. В частности, в период относительно высоких ставок спрэды в доходностях между федеральными и муниципальными бумагами более значительны, поскольку вложения в федеральные бумаги обеспечивают вполне приемлемую доходность и ликвидность. Со снижением доходности федеральных облигаций уменьшается и размер премии по муниципальным облигациям - в этой ситуации доходность федеральных бумаг перестает отвечать потребностям инвесторов и возрастает интерес к более доходным субфедеральным облигациям.

В обратном случае (т. е. при росте доходности федеральных облигаций, что происходит под воздействием внешних и внутренних шоков) относительная доходность муниципальных бумаг возрастает, причем довольно резко - происходит увеличение премии по доходности. Инвесторы рассматривают рост доходности по федеральным облигациям в качестве индикатора нестабильности (в совокупности с прочими макроэкономическими показателями и индикаторами состояния финансовой сферы), в результате чего требования к доходности муниципальных облигаций возрастают - в силу больших рисков по сравнению с федеральными облигациями. Таким образом, используя в качестве ориентира рынок ГКО/ОФЗ муниципальный сегмент, в то же время, является более волатильным. Это связано как со сравнительно низким уровнем ликвидности данного рынка (отдельные сделки могут решающим образом влиять на цены облигаций), так и с действием локальных факторов - в частности, с проведением первичных аукционов или крупных выплат по погашению отдельных выпусков.

Развитие рынка корпоративных облигаций в 2011 г. менее стремительно, чем в 2010 г. Объем рынка возрос на 30-80% в зависимости от различных сценариев, при этом расширение рынка будет обусловлено эмиссией долговых обязательств менее крупных и надежных компаний, что и повысило риски инвестирования в эти финансовые инструменты.

Российские  коммерческие банки значимые инвесторы  на рынке рублевых корпоративных  облигаций, при этом их доля на этом сегменте будет снижаться в оптимистичном  сценарии (при падении доходности корпоративных облигаций) и возрастать в противном случае. В случае реализации оптимистичного и инерционного сценариев такие экономические агенты, как негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и паевые инвестиционные фонды, располагающие значительными и более дешевыми, нежели коммерческие банки, ресурсами, частично вытеснят последние с данного сегмента. Напротив, в рамках пессимистичного сценария доходность и риски вложений в корпоративные облигации существенно возрастут, что обусловит определенные преимущества коммерческих банков по сравнению с прочими инвесторами и, как следствие, рост доли рынка, контролируемой указанными финансовыми институтами.

Российский  рынок внешних облигаций в  меньшей степени связан с прочими  сегментами национального финансового  рынка и в большей - с состоянием мировой экономики, развитых финансовых рынков и макроэкономическими показателями России. Инвестиции российских коммерческих банков здесь достаточно стабильны по объему, но конкурируют не столько с внешними инвесторами, сколько с инвестициями ПФР. При реализации различных сценариев мы ожидаем сохранения либо снижения доли коммерческих банков на рынке российских внешних долговых облигаций, что будет обусловлено инвестиционной активностью в данные инструменты государственного Пенсионного фонда и Сбербанка РФ. В рамках отдельных сценариев доля коммерческих банков составит 10-14% от общего объема рынка. При этом доходность внешних долговых обязательств РФ обеспечит повышательный тренд от оптимистичного (наиболее низкий уровень доходности) к пессимистическому (наибольший уровень доходности) сценарию. Однако именно контролируемые государством финансовые институты (Сбербанк РФ и ПФР) будут конкурировать на данном сегменте с коммерческими банками, ограничивая долю их инвестиций.

Дальнейшее  развитие рынка акций будет определяться как действием внешних факторов (уровнем цен на нефть на мировом рынке, состоянием мировой экономики и развитых финансовых рынков, присвоением России кредитных рейтингов международными агентствами), так и внутренними параметрами - экономическими (темпами роста производства, инвестиций, финансовым состоянием предприятий) и политическими (сохранением социально-политической стабильности, реализацией административной реформы, политическим содействием реализации структурных реформ, в том числе и в области естественных монополий).

 

 

 

2 Проблемы государственного регулирования финансовых рынков в Российской Федерации

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов – один из важнейших  элементов развития и формирования финансовых рынков капиталистических стран. Основными направлениями государственного регулирования являются:

политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;

налоговая политика правительства на центральном и  местном уровне;

участие правительства  в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;

законодательные мероприятия исполнительной и законодательной  власти, регулирующие деятельность различных  институтов кредитной системы.

В развитых странах  политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит.

Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Учетная политика центрального банка направлена на имитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.

Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на финансовом рынке. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение – к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20%. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг.

Еще одной формой регулирования центральным банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем из купли-продажи кредитно-финансовым институтам. Продавая государственные облигации центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты согласно законодательству обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.

Формой регулирования  является также прямое государственное  воздействие центрального банка  на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. Один из методов регулирования – налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок и, наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.

Другим регулирующим методом является участие государства  в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях:

приобретение  части кредитных институтов государством путем национализации;

организация новых  учреждений как дополнение к частным;

долевое участие  государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.

Большое влияние  на регулирование финансовых рынков оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной  властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы.

Информация о работе Финансовый рынок Российской Федерации и перспективы его развития