Экономический анализ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении теоретических положений, методологических подходов и разработке практически обоснованных экономических решений по организации анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
изучение теоретических основ анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
применение теоретических методов на практике, то есть на примере ООО «Агат-энерго»;
выявить резервы увеличения прибыли и рентабельности, а так же разработать комплекс мероприятий, направленных на использование выявленных резервов.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК по ЭА.doc

— 349.00 Кб (Скачать)
 

     Из  таблицы видно, что наибольший удельный вес в составе прибыли до налогообложения имеет чистая прибыль (89,6%) и именно за счет ее роста произошло значительное увеличение прибыли до налогообложения. В отчетном периоде удельный вес чистой прибыли превышает этот показатель в предыдущем периоде на 14,1%.

     Текущий налог на прибыль, составлявший в  предшествующем отчетному периоду  году долю в прибыли 24,4% снизился в  отчетном периоде на 8,9%.

     В отчетном периоде появились отложенные налоговые обязательства, удельный вес которых незначителен и составляет всего 5,2% от налогооблагаемой прибыли.  

     5. Факторный анализ  прибыли от реализации  продукции (работ,  услуг) 

     Чтобы изыскать резервы улучшения финансового состояния, необходимо определить количественное изменение чистого финансового результата при условии изменения факторных показателей, т.е. провести анализ влияния факторов на сумму прибыли.

     Основными факторами, влияющими на прибыль, являются товарооборот, средний уровень валового дохода и средний уровень издержек обращения, а также другие доходы и расходы. [6,с.426]

     Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции (работ, услуг).

     Размер  прибыли от реализации продукции зависит:

     •  от методов списания безнадежных долгов,

     •  от принятой оценки товарно-материальных ценностей,

     • от методов начисления амортизации основных фондов и нематериальных активов,

     • от изменения сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.

     Основными задачами анализа являются:

     1. Оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины.

     2. Выявление и измерение действия  различных факторов на прибыль.

     3. Оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объема производства и издержек.

       Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) это разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию продукции.[7,с.252]

     Прибыль от продаж в целом по организации  зависит от 4-х основных факторов:

     1. Выручка от продажи товаров, работ, услуг.

     Влияние выручки обусловлено тем, что  увеличение продаж рентабельных видов  продукции увеличивает прибыль  от продаж.

     2. Структура продаж.

     Влияние изменения структуры продаж более  рентабельных видов продукции повышает прибыль и наоборот, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной продукции общая сумма прибыли уменьшается.

     3, Затраты на производство и реализацию продукции.

     Увеличение  производственных затрат приводит к  снижению прибыли и наоборот.

     4. Средние цены.

       Увеличение средних цен (влияние инфляции) увеличивает выручку при достаточном спросе на продукцию, но покупная способность при этом снижается. Снижение цен имеет обратный результат.

     Расчет  влияния этих факторов приведен в таблице № 5.

     Таблица 5 - Данные о формировании прибыли от продаж  

Показатели План План, пересчитанный  на фактический объём продаж Факт
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов  и аналогичных обязательных платежей) 27840 28564 32077
Себестоимость продукции работ услуг 23450 22367 25118
Прибыль от продаж 3248 3158 3546
 

       При составлении таблицы необходимо  пересчитать плановые показатели  на фактический объем продаж. Эти показатели можно получить  путем деления соответствующих фактических значений на индекс инфляции, (в 2009 году составил 1,123%), рассчитанный в отношении фактических цен к плановым.

     План  по прибыли от продаж перевыполнен на 298 тыс. руб. или на 9,17%. Этот результат  достигнут за счет следующих факторов: сравнение пересчитанной прибыли и плановой покажет, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции: 

       тыс. руб.,  (1)  

     где Рр – прибыль, пересчитанная на фактический объем продаж,

     Рпл – плановая прибыль.

     Подставляем данные из таблицы 5 в формулу (1): 

       тыс. руб., 

     Оказалось, что при превышении плана на 298 тыс. руб. изменение объема и структуры  реализованной продукции привело  к недовыполнению плана на 90 тыс. руб.

     Влияние объема продаж находят умножением плановой прибыли на процент перевыполнения/недовыполнения плана по продукции в оценке по плановым затратам или натурально-условном исчислении. Сначала находим процент перевыполнения/недовыполнения плана: 

      , (2)

     где ССр –себестоимость, пересчитанная на фактический объем продаж,

     ССпл – плановая себестоимость.

     Подставляем данные из таблицы 5 в формулу (2): 

       

       , тыс. руб.,       (3) 

     где Рпл – плановая прибыль.

     Подставляем данные из таблицы 5 в формулу (3): 

       тыс. руб., 

     Следовательно, недовыполнение плана по объему продаж привело к снижению прибыли на 149,4 тыс. руб.

     Влияние структурного фактора вычисляется  по формуле: 

       тыс. руб.,        (4) 

     где PQy –влияние объема и структуры,

     PQ –влияние объема продаж.

     Подставляем данные из таблицы 5 в формулу (4): 

      тыс. руб. 

     Таким образом, в результате улучшения структуры продаж прибыль снизилась на 239,4 тыс. руб.

     Влияние изменения затрат в результате повышения  цен на потребленные ресурсы на сумму  прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем  продаж: 

       тыс. руб.,       (5)

     где ССр –себестоимость, пересчитанная на фактический объем продаж,

     ССф –фактическая себестоимость.

     Подставляем данные из таблицы 5 в формулу (5): 

      тыс. руб. 

     Расчет  показывает, что увеличение затрат в результате повышения цен на потребленные ресурсы снизило прибыль на 2751 тыс. руб.

     Изменение прибыли под влиянием отпускных  цен на продукцию определяют сопоставлением фактической выручки с расчётной, которую организация получила бы за фактический объем продаж при  плановых ценах: 

       тыс. руб.,        (6) 

     где - фактическая выручка,

      - расчетная выручка.

     Подставляем данные из таблицы 5 в формулу (6):

       

     Увеличение цен на продукцию привело к росту прибыли от продаж на 3513 тыс. руб.

     Проверка.

     Сумма влияния факторов равна отклонению фактической прибыли от плановой: 

      тыс. руб. 

     Полученное  равенство подтверждает верность расчетов. Расчет показывает, что план по прибыли  от продаж перевыполнен в основном за счет повышения цен. Улучшение структуры реализованной продукции повлияло отрицательно (-239,4 тыс. руб.). Снижение условно-натурального объема продаж привело к сокращению прибыли на 149,4 тыс. руб. В связи с повышением цен на потребленные ресурсы прибыль снизилась на 2751 тыс. руб.

 

     6. Анализ рентабельности предприятия 

     Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в  плане организации и реализации того или иного вида бизнеса.

     Динамичность  рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат — прибыль — сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. [7,с.260-261] Приращение прибыли может быть связано как с интенсивным, так и с экстенсивным использованием производственных ресурсов. Поэтому показателем истинной эффективности может быть только рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к выручке от продаж. [8,с.198]

     Показатели  рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используются для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. [5,с.229]

     Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида:

     • операционную (основную),

     • инвестиционную (вложения средств в  акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения),

     • финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т.п.).

     В соответствии с этим в анализе  финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности:

    • рентабельность продукции, работ, услуг,
    • рентабельность производственных фондов,
    • рентабельность всего имущества (всех активов),
    • рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг.

     Доходность  продукции (работ, услуг) характеризуется показателями:

    • рентабельность реализации (оборота, продаж),
    • рентабельность выпущенной продукции,
    • рентабельность отдельных изделий.

     Рентабельность  реализации (оборота, продаж) продаж (оборота) определяется отношением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов, выраженным в процентах:

     Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяйствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг.

     Рентабельность  товарного выпуска и отдельных видов продукции определяется отношением прибыли от выпуска продукции или изделия определенного вида к себестоимости товарного выпуска продукции.

     Данный показатель характеризует абсолютную сумму (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств.  
Источниками информации для анализа показателей рентабельности продукции, работ, услуг являются данные формы № 2 бухгалтерской отчетности, учетные регистры хозяйствующего субъекта.

Информация о работе Экономический анализ предприятия