Экономический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей является подробный анализ изменения себестоимости продукции как в целом по всей продукции, так и по основному ассортименту выпускаемых изделий. Целью данного анализа является установление основных причин влияющих на изменение себестоимости продукции.

Содержание

Введение 3
1.Общая характеристика предприятия ООО «Вятский хлеб» 5
2. Анализ себестоимости продукции 8
2.1. Анализ общей суммы затрат на производство 8
2.2. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции 10
2.3. Анализ структуры и динамики себестоимости 13
2.4. Анализ прямых материальных и трудовых затрат 16
2.5. Анализ косвенных затрат 20
3. Резервы экономии затрат 23
Заключение 29
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая экономический анализ.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

     Из  данной таблицы видно, что сумма  постоянных затрат в размере 329 тыс. руб. является фиксированной для всех объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяется с повышением объемов производства продукции, но на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально росту объемов производства: объем производства повысился и постоянные затраты на единицу продукции уменьшились во столько же раз. Переменные затраты в себестоимости всего выпуска повышаются пропорционально изменению объема производства, но в себестоимости единицы продукции они составляют постоянную величину.

     Для наглядности представленных данных зависимость себестоимости единицы  продукции (1 руб.) от объема производства представим на графике (рис. 1).

Рис. 1 –  Зависимость себестоимости 1 руб. продукции от объема производства.

     На  рисунке 1 хорошо видно, что себестоимость 1 руб. продукции уменьшается при увеличении объема производства. Отсюда можно сделать вывод, что одним из резервов снижения себестоимости в данном случае единицы продукции (1 руб.) является повышение объемов производства, которое позволяет уменьшить долю постоянных затрат в себестоимости 1 руб. продукции.

     Взаимосвязь объема производства и себестоимости  продукции должна учитываться при  анализе себестоимости как всего  выпуска, так и единицы продукции.

     Затраты на производство продукции приведены в таблице 5.

     Таблица 5 - Затраты на производство продукции

Элемент затрат 2006 2007 2008 2008 в % к 2006
1. Материальные  затраты 796,1 957,3 1067,3 134,1
2. Заработная  плата 203,1 263,1 297,8 146,6
3. Отчисление  на социальное страхование 52,8 68,4 77,4 146,6
4. Амортизация 268 261 374 139,6
5. Другие  затраты 124 143 175 141,1
6. Всего  производственных затрат 1444 1692,8 1991,5 137,9
7. Накладные расходы 399 581,2 598,5 150
8. Полная  себестоимость, в т.ч. 1843 2274 2590 140,5
8.1. Постоянные  затраты 230 286 329 143
8.2. Переменные  затраты 1613 1988 2261 140,2

     Как видно из таблицы происходит увеличение себестоимости продукции по всем элементам затрат. Общее увеличение затрат на весь объем выпуска составило 40,5 %, в том числе прирост переменных издержек составил 39,5 %, а постоянных 48,2 %.

     По  элементам затрат в возросли накладные расходы 50 %, расходы на оплату труда 46,6 %, материальные затраты 34,1 %, другие затраты 41,1 %, амортизационные отчисления – 39,6 %.

     Т.е. все затраты растут соразмерно с увеличением себестоимости. 

     2.2. Анализ затрат  на 1 рубль товарной  продукции 

     Важный  обобщающий показатель себестоимости  продукции - затраты на гривну товарной продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой области производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Рассчитывается он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. На его уровень имеют влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы.

     Показатель  затрат на 1 руб. товарной продукции (t) представляет отношение полной себестоимости всей товарной продукции (С) к стоимости этой же продукции (S):

     

     На  изменение затрат на рубль товарной продукции имеют влияние такие факторы: изменение объема выпуска продукции, изменение структуры выпуска продукции, изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию, изменение уровня переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат, изменение цен в связи с инфляцией, изменение качества продукции, изменение рынков сбыта, изменение уровня ресурсоемкости продукции, изменение стоимости потребляемых ресурсов.

     Сумма постоянных и переменных затрат зависит  от уровня ресурсоемкости и изменения стоимости материальных ресурсов в связи с инфляцией.

     Чтобы установить, как факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.

     При исследовании данного показателя применяется  факторный анализ, изучающий влияние  на него различных факторов (объективных  и субъективных)

     Анализ  затрат на 1 рубль проводится по следующей  схеме:

  1. фактические затраты сопоставляются с базисными;
  2. определяется влияние факторов на изменение данного показателя;
  3. выявляются причины отклонения.

 

      Таблица 6 - Анализ затрат на 1 руб. продукции

Показатели 2007 2008
при себестоимости и ценах 2007 года при нормах 2007 года и ценах 2008 года факт
Полная  себестоимость, тыс. руб. 2274 2469 2469 2590
Стоимость продукции, тыс. руб. 2478 2810 2999 2999
Затраты на 1 руб. 0,918 0,879 0,823 0,864

     Анализируя  данную таблицу следует отметить, что общее изменение затрат на 1 руб. товарной продукции составило:

     

     Рассмотрим  методику анализа влияния этих факторов на изменение затрат на 1 руб. продукции.

     Величина  отклонения затрат на 1 руб. товарной продукции зависит: от изменения ассортимента (структуры) продукции, оптовых цен на продукцию и уровня себестоимости отдельных видов продукции.

     Для установления влияния изменения  сдвигов в структуре продукции  на изменение затрат необходимо фактический выпуск и ассортимент продукции 2008 пересчитать по себестоимости и ценам 2007 года и в этих условиях определить затраты на 1 руб. товарной продукции:

     Сопоставляя полученные показатели с плановыми, определяем влияние сдвигов в структуре продукции на затраты на 1 руб. товарной продукции.

     0,879-0,918= -0,039 руб.= -3,9 коп.

     Это свидетельствует о повышении  удельного веса продукции с большей рентабельностью.

     Для установления влияния изменения  цен на изменение затрат необходимо пересчитать фактический выпуск продукции по себестоимости 2007 года и фактическим ценам 2008 года и в этих условиях определить затраты на 1 руб. товарной продукции:

     0,823-0,879 = -0,056 руб.= -5,6 коп.

     Сопоставление затрат по фактическим и плановым ценам характеризует влияние изменения цен. Как видно рост цен на продукция положительно повлиял на снижение затрат на 1 руб. продукции.

     Влияние изменения уровня себестоимости  продукции на выполнение плана по затратам на 1 руб. товарной продукции определяется сравнением фактического выпуска продукции, рассчитанного по фактическим ценам, но при различной себестоимости (2007 и 2008 годов).

     0,864-0,823=0,041 руб.=4,1 коп.

     Такое сравнение позволяет сделать  вывод о том, что за счет роста затрат на производство произошло увеличение затрат на 1 руб. товарной продукции.

     Таким образом, сокращение затрат на 1 руб. товарной продукции на 5,4 коп. было достигнуто за счет ассортиментных сдвигов на 3,9 коп., за счет роста цен на 5,6 коп, а за счет увеличения себестоимости  произошел рост затрат на 1 руб. на 4,1 коп. Совокупное влияние всех факторов составило:

     -3,9-5,6+4,1= -5,4 коп.

     В заключение анализа следует выявить  динамику затрат на 1 руб. товарной продукции в сопоставимых с уровнем предыдущего года ценах. Если затраты на 1 руб. товарной продукции за предыдущий год составили 0,918 руб., то разница в процентах будет равна

     

     Таким образом, в анализируемом периоде  предприятие добилось снижения затрат на 1 руб. товарной продукции почти на 6 %. 

     2.3. Анализ структуры  и динамики себестоимости 

     Изучение  состава затрат на производство необходимо для выяснения причин снижения и  определения уровня изменения себестоимости  продукции. Структура затрат выражается через отношение их суммы по отдельным видам к общей сумме затрат на производство в процентах.

     Приведем  анализ затрат на производство продукции  ООО «Вятский хлеб», основной деятельностью которого является производство и продажа хлебобулочных изделий.

     Для анализа данных о затратах на производство рассмотрим таблицу 7.

     Таблица 7 – Анализ структуры затрат на производство по элементам .

Элемент затрат 2006 2007 2008 Отклонение
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1. Материальные затраты 796,1 43,2 957,3 42,1 1067,3 41,2 271,2 34,1
2. Заработная  плата 203,1 11 263,1 11,6 297,8 11,5 94,7 46,6
3. Отчисление  на социальное страхование 52,8 2,9 68,4 3 77,4 3 24,6 46,6
4. Амортизация 268 14,5 261 11,5 374 14,4 106 39,6
5. Другие  затраты 124 6,7 143 6,3 175 6,8 51 41,1
6. Всего  производственных затрат 1444 78,4 1692,8 74,4 1991,5 76,9 547,5 37,9
7. Накладные расходы 399 21,6 581,2 25,6 598,5 23,1 199,5 50
8. Полная  себестоимость, в т.ч. 1843 100 2274 100 2590 100 747 40,5
8.1. Постоянные  затраты 230 12,5 286 12,6 329 12,7 99 43
8.2. Переменные  затраты 1613 87,5 1988 87,4 2261 87,3 648 40,2

Информация о работе Экономический анализ