Оценка и пути улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Ирина Беликова, 02 Июня 2010 в 13:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы настоящей работы обусловлена необходимостью изучения теоретических и методических аспектов анализа финансового состояния, в целях повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.
Финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств и централизованных финансовых ресурсов государства.
Одной из самых главных задач предприятий является оценка финансового положения предприятия, которая возможно при совокупности методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечный интервал времени.
Финансовое состояние – комплексное понятие, которое отражает все стороны деятельности хозяйствующего субъекта, поскольку движение товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств.
Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....…...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.….………………..………………6
1.1Сущность и задачи анализа финансового состояния предприятия…….................................................6
1.2Информационная база для анализа финансовых результатов.……..........................................................10
1.3 Методика анализа финансового состояния предприятия……………..……..15
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФГУП «БРЯНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЗАВОД ИМЕНИ 50-ЛЕТИЯ СССР»…………..……26
2.1 Общая характеристика предприятия …………………………………….....26
2.2 Анализ имущественного положения предприятия…………………………..37
2.3Анализ финансовых показателей….…………………………………………. 44
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФГУП «БРЯНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЗАВОД ИМЕНИ 50-ЛЕТИЯ СССР»………………………………………………………………........61
3.1. Пути финансового оздоровления ФГУП «Брянский химический завод имени 50-летия СССР»………………………………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….…..68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...71
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...74

Работа содержит 1 файл

диплом исправленый 2.doc

— 733.50 Кб (Скачать)

     Информационной  базой для проведения анализа  финансового состояния является главным образом бухгалтерская  отчетность. В первую очередь –  это баланс (ф. № 1), «Отчет о прибылях и убытках» (ф. № 2), «Отчет о движении денежных средств» (ф. № 4), приложение к балансу (ф. № 5).

     В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения  на информацию, включаемую в отчетность:

       1.Оптимальное  соотношение затрат и выгод,  означающее, что затраты на составление  отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.

       2.Принцип  осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не  должны допускать завышенной  оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.

       3.Конфиденциальность  требует, чтобы отчетная информация  не содержала данных, которые  могут нанести ущерб конкурентным  позициям предприятия. [9 с. 208]

  Одна из важных функций финансового менеджера – консультирование руководства предприятия по финансовым вопросам. Однако такое консультирование немыслимо без тщательного анализа финансовых показателей. Только на основе финансового анализа, выявления сильных и слабых сторон в финансовом состоянии предприятия можно наметить меры по его укреплению или выходу из сложной  финансовой ситуации. Именно поэтому каждый финансовый менеджер должен знать технологию проведения финансового анализа предприятия, уметь делать на его основе необходимые выводы, разрабатывать и предлагать руководству предприятия меры по улучшению его финансового состояния.

      При проведении аналитической работы финансовый менеджер может воспользоваться программными средствами, что гораздо эффективнее, и повести расчеты вручную. Алгоритм, заложенный в основу проведения анализа финансового положения предприятия, как в том, так и в другом случае основан на взаимосвязях, внутренне присущих балансу и другим формам отчетности.

       В силу того, что большинство аналитических процедур формализованы, финансовый менеджер при их проведении может применить специальное программное обеспечение для большего эффекта. В настоящее время разработкой специальных аналитических программ занимается ряд фирм.

       Общая оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей предназначена для выявления общей характеристики этих показателей, определения их динамики и отклонений за отчетный период.

            Анализ начинается с определения по данным бухгалтерского баланса значений следующих основных финансовых показателей:

  • Стоимость имущества предприятия – выражается величиной показателя итога бухгалтерского баланса;
  • Стоимость внеоборотных активов – выражается итоговой строкой раздела 1 бухгалтерского баланса;
  • Величина оборотных активов – выражается итоговой строкой раздела 2 баланса;
  • Величина собственных средств – выражается итоговой строкой раздела 3 баланса;
  • Величина заемных средств – выражается суммой показателей баланса, отражающих долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы.

            Для проведения анализа  изменений основных финансовых показателей рекомендуется составлять сравнительный аналитический баланс, в который включаются основные агрегированные показатели бухгалтерского баланса.

            Сравнительный аналитический  баланс позволяет упростить работу по проведению горизонтального и вертикального анализа основных финансовых показателей предприятия. Горизонтальный анализ дает характеристику изменений показателей за отчетный период, а вертикальный - характеризует удельный вес показателей в общем итоге (валюте) баланса предприятия. 

1.2. Информационная  база для анализа финансовых  результатов. 

        Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.  А значит, для планирования необходим анализ  финансово-хозяйственной деятельности.

       Процесс  финансового планирования включает несколько этапов.

    На  первом этапе  анализируются финансовые показатели за предыдущий  период. Для  этого используют основные финансовые документы предприятия- бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

       Они имеют важное значение для финансового  планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей  деятельности предприятия, а также  служат основой для составления прогноза документов. Причем сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой  отчетности  и планируемые  финансовые таблицы  одинаковы по содержанию.

       Баланс  предприятия  входит в состав  документов финансового планирования, а отчетный  бухгалтерский баланс является исходной базой  на первой стадии планирования. При этом западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс,  включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляющийся  для публикации, по целому ряду причин (налогообложение, создание  резервного капитала и др.)  показывает уменьшенные размеры прибыли.

       Второй  этап  предусматривает  составление  основных  прогнозных документов, таких,  как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения  денежных средств (движение наличности),  которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.

       На  третьем этапе  происходит  уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих  финансовых планов.

       На  четвертом этапе осуществляется  оперативное  финансовое  планирование.

       Завершается процесс финансового планирования  практическим внедрением  планов и контролем за их выполнением.

       Финансовое  планирование  осуществляется посредством  составления  финансовых планов разного  содержания и назначения в зависимости  от задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие (годовые) и оперативные.

       Примером  сочетания перспективного и текущего планирования является  бизнес-план, который принято разрабатывать  в развитых капиталистических странах  при создании нового  предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

       Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему  управлению  предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки  финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное  составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.[12 с. 53]

       Необходимо  добиться такого положения, чтобы вся  деятельность предприятия  в комплексе  была бы рентабельна  и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем  заинтересованные  в результатах работы предприятия  группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание  ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.

       Как правило, различают  краткосрочное  и долгосрочное планирование. Значение некоторых из  принимаемых решений распространяется  на  очень долгую  перспективу. Это относится, например,  к  решениям  в таких  областях,  как приобретение  элементов основного капитала,  кадровая политика, определение  ассортимента  выпускаемой продукции. Такие решения  определяют деятельность  предприятия  на много лет вперед и должны быть отражены  в долгосрочных  планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны  представлять собой  своего рода  рамочную конструкцию, составными элементами  которой  являются  краткосрочные планы.

       В основном  на предприятиях  используется  краткосрочное планирование,  и  имеют дело  с  плановым периодом,  равным одному году. Это объясняется  тем, что  за период такой протяженности, как можно предположить,  происходят все типичные  для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

       Невозможно  выработать общие правила, устанавливающие  степень  детализации бюджета. В  первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень  надежности составляемых расчетов. Кроме  того. На каждом  конкретном  предприятии  нужно оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий. Предприятие  должно осуществлять планирование и контроль в двух основных  экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.[3 с. 256]

       Планирование  потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить  планирование использования,  как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования  использования  оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

       Планирование  потребностей в основном капитале. По мере развития  предприятия оборудование изнашивается, технология изменяется, требуются  новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки  приобретения  основного капитала достаточно велики.

       Это означает, что важно включить финансовое  планирование в процесс   стратегического  планирования  предприятия. Если предприятие  хочет  завоевать новые рынки  и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований  по производственным методам.

       Планирование  источников дохода. Известно много  источников фондов предприятия, включая  доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности, а именно в то время, когда возникает такая потребность..[5с. 200]

       Качественное  планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т. д.

       Существуют  следующие направления расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.

      Увеличение  активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля - все это активы. Любое увеличение активов означает использование фондов.

       Уменьшение  пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы. Выплата поставщикам и  налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.

       Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорациях  капитал, который предприятия не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.[8 с.215]

      Таким образом, определение перспектив развития, анализ сложившегося положения и  разработка на этой основе  программы  мероприятий  для достижения поставленной цели – три основных и необходимых элемента построения анализа. Сущность этих элементов говорит о теснейшей связи их с проблемой предвидения, прогнозирования хода социально-экономического развития предприятия. Сложность социально-экономических явлений, их анализа и прогнозирования развития состоят в сложности экономической системы, в которой они имеют место: особая, сложная организация этой системы нуждается в согласованном функционировании отдельных ее элементов. Поэтому можно сказать, что планомерность означает еще и постоянное, сознательно поддерживаемое соответствие (пропорциональность) отдельных частей, структурных звеньев экономики. Все стороны экономической жизни, соотношения и связи между ними, направления и темпы развития подлежат, исходя из этого, обязательному анализу и отражению в плане. 

Информация о работе Оценка и пути улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия