Оценка конкурентоспособности предприятия выпускаемой им продукции и пути ее повышения на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ конкурентной борьбы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности;
2) Изучить методы изучения фирм-конкурентов;

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты и методика расчёта показателей, критериев конкурентоспособности предприятия………………………………….6
1.1. Основные понятия, сущность конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………… 6
1.2. Методика расчета показателей конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………………...20
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Нижнекамснефтехим»…………………………………………………………….35
2.1. Характеристика и анализ показателей ОАО «Нижнекамснефтехим»…………………………………………………………….35
2.2. Рекомендации, мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО "Нижнекамскнефтехим"…………………………49
Заключение…………………………………………………………………..51
Список использованной литературы……………………………………….53

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 374.50 Кб (Скачать)

     где gi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

     Пi — величина i-ro параметра для анализируемой продукции;

     Пin — величина i-ro параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью.

     Сводные индексы определяются по ряду параметров:

     Ип= ∑ ai *Ипi,

     где ai — удельный вес i-ro параметра (определяется экспертным путем);

     Ипi - единичный параметрический индекс i-ro параметра.

     В качестве интегрального показателя конкурентоспособности И. Ансоффом для оценки позиции фирмы в конкуренции предложен показатель «конкурентный статус фирмы».

     Конкурентный  статус фирмы представляет собой  произведение трех сомножителей: уровня капиталовложений, стратегического норматива и норматива возможностей:

     

      где If — уровень стратегических капиталовложений фирмы;

     Ik — критическая точка объема капиталовложений, находящаяся на границе прибылей и убытков;

     Iо — точка оптимального объема капиталовложений, после которой увеличение капиталовложений приводит к понижению дохода;

     Sf, So — соответственно действующая и «оптимальная» стратегия фирмы;

     Cf, Co — соответственно имеющиеся и «оптимальные» возможности фирмы.

     Для определения степени соответствия действующей стратегии оптимальной, имеющихся возможностей оптимальным возможностям приводятся факторы, влияние которых предлагается оценить в баллах. Выражения Sf/So, Cf/Co - являются среднеарифметическими бальной оценки;

  1. профиль требований - сущность данного метода заключается в том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей. Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности предприятия является его наглядность. Профиль требований приведен на рисунке 4.
 
     Номера требований      Бальная оценка
 
     1
     2      3      4
       1.

       2.

      3.

      4.

      5.

      6.

      7.

       8.

       9.

      А             В
 
     
     
 

     Рис. 4. Профиль требований (1 — высшая оценка, 4 — низшая оценка, А, В —  сравниваемые организации) 

     6) профиль полярностей - в основе данного метода лежит определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания. В таблице 1 приведен возможный профиль полярностей. 
 

     Таблица 1. Возможный профиль полярностей 

     Позитив      Негатив
У нас имеется четкая организационная структура У них более  рациональная организационная структура
У нас продумана система управления У них система управления позволяет оперативнее решать вопросы и проблемы
У нас хорошо поставлено планирование У них информация о состоянии рынка поступает оперативнее
 

     7) матричный метод — при использовании  данного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике. В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным значением.

     Сущность  приведенных методов оценки конкурентоспособности  можно определить следующим образом. Методологическая незавершенность имеющихся подходов в рамках теории сравнительных преимуществ, теории равновесия и теории эффективной конкуренции явилась предпосылкой для разработки иных способов решения проблемы (оценка на базе качества, профили требований и полярностей, матричный метод). Оценка конкурентоспособности на базе качества продукции поднимает вопрос: не синонимы ли понятия «качество» и «конкурентоспособность». Однако между данными понятиями существуют принципиальные отличия: если качество товара это просто совокупность свойств, то конкурентоспособность — это отношение людей, потребителей товара, к его свойствам, товару как таковому. В основе формирования этого отношения лежит оценка товара и его свойств потребителем, которая зависит от нескольких моментов. Во-первых, от уровня свойств, которыми обладает изделие; во-вторых, от цен; в-третьих, от наличия конкурентов; в-четвертых, от времени, поскольку потребитель хочет получить свой товар в определенное время; в-пятых, от конкретных обстоятельств, связанных с использованием данного товара;

  1. SWOT-анализ — данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий. SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия представлен в таблице 2;

     Таблица 2. SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия 

Внутренняя  среда Сильные стороны: Слабые стороны:
Внешняя среда узкая специализация;

малые транспортные расходы

нехватка денежных средств для расширения производства
Возможности: Направленность Направленность
Сохранение  старых позиций на завоеванном рынке стратегии: повышение

конкурентоспособности предприятия

стратегии: использовать преимущества узкой специализации
Внешние факторы: Направленность Направленность
ввоз  импортных продуктов стратегии: воздействие внешних факторов возможно нейтрализовать посредством уменьшения затрат на транспортировку стратегии: быстрая доставка продукции до потребителя
 

     9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности» — данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам:

     - концепция товара и услуги, на  которой базируется деятельность  предприятия;

     - качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

     - цена товара с возможной наценкой;

     - финансы - как собственные, так  и заемные;

     - торговля — с точки зрения  коммерческих методов и средств  деятельности;

     - послепродажное обслуживание, обеспечивающее  предприятию постоянную клиентуру;

     - внешняя торговля предприятия,  позволяющая ему позитивно управлять  отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

     - предпродажная подготовка, которая  свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

     Оценка  возможностей предприятия по этим факторам позволяет построить «гипотетический многоугольник конкурентоспособности» (рис. 5). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               Концепция                                     Качество 

          Предпродажная                                                               Послепродажное

                 подготовка                                                                  обслуживание 
 

     внешняя торговля                                                                  Финансы 

                             Торговля                                               Цена 

Рис. 5. Многоугольник конкурентоспособности 

     Если  подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей предприятий, то, накладывая схемы друг на друга, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому.

     Необходимо  отметить, что вышерассмотренные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой — стоимость этих факторов, следующий - качество продукции. Однако, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности.

     В качестве одного из вариантов оценки конкурентоспособности предприятия  предлагается следующий метод, в  основе данного метода лежит оценка основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по данному методу включает следующие этапы:

     1) выбор критериев для оценки  конкурентоспособности предприятия;

     2) расчет коэффициентов весомости  выбранных критериев;

     3)определение количественных значений единичных показателей конкурентоспособности предприятие для каждой группы критериев и перевод показателей в относительные величины (для перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени;

     4) расчет коэффициентов весомости выбранных единичных показателей;

     5) расчет количественных значений  критериев конкурентоспособности  предприятия;

     4) расчет коэффициента конкурентоспособности  предприятия.

     Было  выделено пять групп показателей, характеризующих  тот или иной критерий конкурентоспособности.

     В первую группу входят показатели, характеризующие  эффективность управления производственным процессом, экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве. Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.

     В третью группу включены показатели, позволяющие  получить представление об эффективности  управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и  стимулирования. В четвертую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена, доля на рынке и т. д. В пятую группу входят показатели, характеризующие деловую активность предприятия: быстрота реакции на заказы, инвестиционная привлекательность и т. д.

     Как правило, для обеспечения репрезентативности оценки конкурентоспособности критерии и показатели, входящие в вышерассмотренные группы, имеют коэффициенты весомости. Определение этих коэффициентов проводится методом экспертных оценок.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия выпускаемой им продукции и пути ее повышения на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим»