Оценка конкурентоспособности предприятия выпускаемой им продукции и пути ее повышения на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ конкурентной борьбы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности;
2) Изучить методы изучения фирм-конкурентов;

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты и методика расчёта показателей, критериев конкурентоспособности предприятия………………………………….6
1.1. Основные понятия, сущность конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………… 6
1.2. Методика расчета показателей конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………………...20
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Нижнекамснефтехим»…………………………………………………………….35
2.1. Характеристика и анализ показателей ОАО «Нижнекамснефтехим»…………………………………………………………….35
2.2. Рекомендации, мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО "Нижнекамскнефтехим"…………………………49
Заключение…………………………………………………………………..51
Список использованной литературы……………………………………….53

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 374.50 Кб (Скачать)
fy">     Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения. Метод экспертных оценок применяется в случаях, когда:

     1) длина исходных динамических  рядов недостаточна для оценивания  с использованием экономико-статистических методов;

     2) связь между исследуемыми явлениями носит качественный характер и не может быть выражена с помощью традиционных количественных измерителей;

     3) входная информация неполная  и невозможно предсказать влияние  всех факторов;

     4) возникли экстремальные ситуации, когда требуется принятие быстрых решений.

     Суть  экспертных методов заключается  в организованном сборе суждений и предположений экспертов с  последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.

     Выделяют  следующие стадии экспертного опроса:

     1) формулировка цели экспертного опроса;

     2) подбор основного состава рабочей  группы;

     3) разработка и утверждение технического  задания на проведение экспертного опроса;

     4) разработка подробного сценария  проведения сбора и анализа  экспертных мнений (оценок), включая  как конкретный вид экспертной информации (слова, условные градации, числа, ранжирование, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы) и конкретные методы анализа этой информации;

     5) подбор экспертов в соответствии  с их компетентностью;

     6) формирование экспертной комиссии;

     7) проведение сбора экспертной  информации;

     8) анализ экспертной информации;

     10) интерпретация полученных результатов  и подготовка заключения;

     11) принятие решения — выбор альтернативы.

     Существует  масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других экспертов собирают вместе, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано, в других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы.

     Среди наиболее распространенных методов  получения экспертных оценок можно  выделить:

     — метод «Дельфы»;

     — метод «снежного кома»;

     — метод «дерева целей»;

     — метод «комиссий круглого стола»;

     — метод эвристического прогнозирования;

     — матричный метод.

     Расчет  коэффициента конкурентоспособности  предприятия производится по формуле:

     Ккп = к *Эп+к2*Фп+к3*Эс+к4*Кт+к *Кд ,

     где, Ккп -- коэффициент конкурентоспособности  предприятия,

     Эп  — значение критерия эффективности  производственной деятельности предприятия,

     Фп  — значение критерия финансового  положения предприятия,

     Эс  — значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке,

     Kт — значение критерия конкурентоспособности товара,

     Кд  — значение критерия деловой активности предприятия,

     к1, к2, кЗ, к4, к5 - коэффициенты весомости  критериев.

     Расчет  критериев конкурентоспособности предприятия производится по формуле:

     Кpn = ∑ аi * Пi,

     где Крn — критерий конкурентоспособности предприятия,

     ai — коэффициент весомости i-ro единичного показателя, раскрывающего n-й критерий конкурентоспособности предприятия,

     Пi — значение i-ro единичного показателя (в баллах), раскрывающего n-й критерий конкурентоспособности предприятия.

     По  сравнению с ранее рассмотренными методами предложенная методика оценки конкурентоспособности охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной  деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей одного предприятия за разные промежутки времени дает возможность применить этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб. Проведенный анализ методов конкурентоспособности предприятий и продукции подтверждает необходимость решения задачи оценки конкурентоспособности предприятий в условиях рынка.

     Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Анализ литературных источников и методических разработок, посвященных вопросам оценки конкурентоспособности различного вида и уровня, показал, что наиболее слабым звеном в оценке конкурентоспособности предприятия является отсутствие комплексности и единства подходов к этой проблеме с учетом специфических особенностей данной категории. Существующие методы и научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются в основном продукции и в меньшей степени затрагивают деятельность предприятия. Анализ методических и теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятия подтверждает необходимость ее комплексной оценки для выявления возможных резервов улучшения основных показателей его хозяйственной деятельности.

 

      Глава 2.  Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим»                                                                                                   

    1. Характеристика и анализ показателей ОАО «Нижнекамскнефтехим»
 

       Нижнекамскнефтехим – ведущее предприятие нефтехимии в России и один из крупнейших производителей нефтехимической продукции в мире. НКНХ входит в группу ТАИФ, консолидирующую более 80 дочерних и зависимых компаний Татарстана и занимающую долю более 90% в выпуске продукции химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей отраслей республики Татарстан.

     Предприятие производит широкий спектр продукции для таких отраслей как машиностроение (в частности, автомобилестроение), производство бытовой техники и электроники, строительство, розничная торговля, сельское хозяйство, лёгкая, медицинская, пищевая, шинная, резинотехническая, лакокрасочная, кабельная, целлюлозно-бумажная, мебельная промышленность. Более половины продукции экспортируется в 59 стран, основные регионы экспорта – Китай, страны ЕС и СНГ. На экспорт НКНХ в основном поставляет синтетические каучуки (64% экспорта), продукты основного органического синтеза (17%) и пластики (15%). Эмитент по ряду продукции занимает крупные доли на мировом рынке: по изопреновому каучуку СКИ-3 доля составляет 25%, по бутиловым каучукам - 14,9%, по неонолу - 26%.

       В 2010 году НКНХ значительно улучшил свои показатели за счёт роста цен на продукцию и увеличения объёмов производства. Увеличение цен на нефтехимическую продукцию на зарубежных рынках произошло благодаря сильному росту цен на нефть. В то же время наблюдается рост спроса со стороны конечных потребителей, пополнение запасов клиентами в России и на экспортных рынках, что способствует высоким уровням загрузки мощностей в 95% (в 2009 г.: 85%).

     Эмитент планирует наращивать производство в ближайшие годы. Основной прирост придётся на синтетические каучуки, одновременно компания собирается наращивать объёмы производства полимеров, увеличивать объёмы реализации пластиков на внутреннем рынке РФ за счёт замещения импортных аналогов, планируется запуск производства новых видов продукции. Также в планах остаётся строительство комплекса по производству 1 млн. тонн этилена в год, вероятное начало которого отложено на 2014 г. Основными рисками для планов НКНХ являются возможный рост себестоимости при росте цен на энергию и сырьё, снижение цен и спроса на продукцию при ухудшении ситуации в мировой экономике, а также ввод в ближайшие годы новых мощностей конкурентами в России, странах Азии, Ближнего и Среднего Востока.

     Предприятие при условии благоприятной внешней конъюнктуры способно значительно улучшить свои показатели в долгосрочном периоде за счёт реализации планов по увеличению объёмов производства и расширению ассортимента продукции, так как обладает диверсифицированными рынками. Возможное проведение IPO дочерней компании Группы компаний ТАИФ и самой Группы может стать Существенным драйверами роста котировок НКНХ.

     Мы проанализировали стоимость обыкновенных акций эмитента методом дисконтированных денежных потоков, оценили стоимость привилегированных акций методом дисконтирования дивидендов, и провели сравнительный анализ предприятия с аналогичными компаниями на российском рынке и на развивающихся рынках, в результате чего выдаём рекомендацию продавать обыкновенные акции НКНХ со справедливой стоимостью $0,68 и продавать привилегированные акции со справедливой стоимостью $0,28.

     Рассмотрим  SWOT- АНАЛИЗ ОАО «Нижнекамснефтехим».

     Сильные стороны:

         • современное производство, качественная продукция;

         • по ряду видов продукции занимает крупные доли на мировом рынке;

         • получение сырья с заводов Татарстана без экспортных и значительных транспортных затрат;

         • поддержка компании со стороны Группы ТАИФ;

         • возможность экспорта продукции в больших объёмах при наличии спроса фактически по всему миру;

         • ориентация на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, планы по запуску новых видов продукции.

     Слабые  стороны:

         • опережающий выручку рост себестоимости, управленческих и коммерческих расходов;

         • для выполнения масштабных инвестиционных проектов необходимы значительные заёмные средства.

     Возможности:

         • ОАО «ТАИФ», мажоритарный акционер, может провести IPO ближайшие годы;

         • при реализации планов по масштабному увеличению производства ряда видов продукции и выпуску новых продуктов возможен выход на новые рынки и ниши;

         • рост спроса на продукцию при дальнейшем восстановлении мировой экономики, в особенности автомобильного сектора и производителей бытовой техники.

     Угрозы:

         • снижение цен и спроса на продукцию при ухудшении ситуации в мировой экономике;

         • высокая волатильность цен на продукцию;

         • ввод в ближайшие годы новых мощностей в странах Азии, Ближнего и Среднего Востока, России. Растущая конкуренция в России и в мире.

     НКНХ  – ведущее предприятие нефтехимии в России и один из крупнейших производителей нефтехимической продукции в мире. Предприятие входит в группу ТАИФ, консолидирующую 80 дочерних и зависимых компаний, в том числе Казаньоргсинтез, ТАИФ-НК, Химический завод имени Карпова. Группа ТАИФ занимает более 90% в выпуске продукции химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей отраслей республики Татарстан. Бизнес ТАИФ разделён на 5 блоков: химия, нефтехимия и нефтегазопереработка; инвестиции и финансы; телекоммуникации и масс- медиа; услуги и торговля; строительство.  

       

     Рис. 6 Структура акционеров ОАО «Нижнекамснефтехим» 

     Крупнейшими акционерами НКНХ являются:

     • ООО «Телеком-менеджмент» (44,55%), принадлежащее ОАО «ТАИФ»;

     • ОАО «Связьинвестнефтехим» (25,2%), собственником  которого является Правительство Республики Татарстан;

     • NKB Investments Ltd (7,8%), принадлежащее ОАО  «Финансовая Корпорация УРАЛСИБ»

     В настоящее время пакет акции ОАО «Связьинвестнефтехим» находится в доверительном управлении одной из дочерних компаний ОАО «ТАИФ». В результате ОАО «ТАИФ» контролирует 69,75% уставного капитала компании или 79,23% голосующих обыкновенных акций.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия выпускаемой им продукции и пути ее повышения на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим»