Основные направления и резервы повышения эффективности реализации продукции растениеводства и животноводства

Автор: d**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Работа содержит 1 файл

наконец готовая анализ.docx

— 111.13 Кб (Скачать)

       Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия  оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций [10].

       Кроме того, в условиях конкуренции предприятие  может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

       Особо важное значение для предприятия  имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных  нужд. Это гарантирует предприятию  сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.

       В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с  нарастающим итогом в целом по предприятия, в разрезе отдельных  потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

       Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом  отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл)  и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):

                              Кд.п. = (Оппл – Опн) / ОПпл                                     (1)

       Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе  реализации особое внимание следует  обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам  и по экспорту продукции.

       При анализе товарной  продукции устанавливают  выполнение плана по номенклатуре и ассортименту продукции [11].

       Номенклатура – это перечень наименований изделий и их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.

       Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент бывает:

       - полный;

       - групповой;

       - внутригрупповой.

       При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а  с другой – наиболее эффективное  использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении [12].

       Система формирования ассортимента включает в  себя следующие основные моменты:

       - определение текущих и перспективных потребностей покупателей:

       - оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

       - изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

       - оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

       Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции  являются:

       - Внутренние причины:

  • недостатки в организации производства;
  • плохое техническое состояние оборудования;
  • простои;
  • аварии;
  • недостаток средств;
  • недостатки в системе управления и материального стимулирования.

       - Внешние причины:

  • конъюнктура рынка;
  • изменение спроса на отдельные виды продукции;
  • состояние материально-технического обеспечения;
  • несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам [13].

           Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

           Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

          Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все  экономические показатели:

       - объем выпуска в стоимостной оценке;

       - материалоемкость;

       - себестоимость товарной продукции;

       - прибыль;

       - рентабельность.

       Если  увеличивается удельный вес более  дорогой продукции, то объем ее выпуска  в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении  удельного  веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции [14].

       Расчет  влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции  в стоимостном выражении можно  произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная  цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении.

       Косвенным показателем качества продукции  является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет  к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной  продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному  весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.

       Затем изучаются причины понижения  качества и допущенного брака  продукции по местам их возникновения  и центрам ответственности и  разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами  понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень  технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства и др.

       При изучении деятельности предприятия  важен анализ ритмичности производства и реализации продукции.

       Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

       Для крупносерийного или массового  производства разрабатываются графики  равномерного выпуска продукции, а  оценочным показателем является коэффициент равномерности [15].

       Анализ  рассматривает скрытые причины  неравномерности. Причин достаточно много: несвоевременное обеспечение ресурсами, непропорциональная загрузка оборудования (поломки, простои), отсутствие рабочих, ошибки в расчетах, низкий уровень  производственной и технологической  дисциплины.

       Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические  показатели:

       - снижается качество продукции;

       - увеличивается объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала;

       - не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;

       - несвоевременно поступает выручка;

       - перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы.

       Все это приводит к повышению себестоимости  продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния  предприятия.

       Для оценки выполнения плана по ритмичности  используются прямые и косвенные показатели.

       Прямые  показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

       Косвенные показатели ритмичности -  наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах [16].

       Коэффициент ритмичности – определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

       Коэффициент вариации – определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

       σ ‗  ∑ ( x-x)² ‗   ∑  ∆x² .                                         (2)

                                                    n               n             

       DХ2 – квадратическое отклонение от среднедекадного задания;

       n – число суммируемых плановых заданий;

       х – среднедекадное задание по графику.

       Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также  показатель аритмичностикак сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности [17].

       Если  известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние  на показатель аритмичности. Для этого  относительное изменение объема производства продукции по данной причине  необходимо отнести к общему показателю аритмичности умножить на 100.

       Внутренние  причины аритмичности – тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщикам, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

       В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия  по выпуску продукции в связи  с неритмичной работой. 
 
 

       Вывод: 
 

       Анализ  деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей  предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Основными показателями объема производства являются валовая  и товарная продукция. Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот.

       Товарная  продукция отличается от валовой  тем, что в нее не включают остатки  незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот и выражается в действующих  отпускных ценах (без налога на добавленную  стоимость). В настоящее время  на многих предприятиях, если нет внутрихозяйственного оборота и остатков незавершенного производства, валовая продукция  совпадает с товарной Объем реализации продукции включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Объем реализации определяется отпускной ценой, включая НДС. При анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции применяются натуральные показатели. Условно-натуральные, как и стоимостные, показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Целью анализа выпуска продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли  предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные направления и резервы повышения эффективности реализации продукции растениеводства и животноводства