Основные научные направления об экономической роли государства и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства,
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней,

Содержание

Введение …3
1. Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике
1.1 Классическая школа …....5
1.2 Кейнсианская школа 8
1.3 Другие школы 14

2. Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе ……16
2.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику 18
2.3 Функции государства в рыночной экономике…………………………..…....21
2.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики...........................................................…………………………….……...26
3. Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики ……..30
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе………………………………………………………………………………34
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы развития…………………………………………………………………………......37
Заключение ……. 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

ГРЭ КУРСОВАЯ.docx

— 88.59 Кб (Скачать)

Первыми авторами указанных  «подвижек» явились И.Фишер и  А.Пигу. Так, развивая традиции «американской  школы» маржинализма, И.Фишер (1867--1947) вывел  свое знаменитое уравнение обмена. В свою очередь Д.Пигу (1877--1959) внес, по сути коррективу в методологию  исследования денег по Фишеру, предложив  учитывать мотивы хозяйствующих  субъектов на микроуровне (фирмы, компании, частные лица), обусловливающие их «склонность к ликвидности» -- стремление откладывать часть денег в  запас в виде банковских вкладов  или ценных бумаг и т.п. Отсюда, по Пигу, в той мере, в какой  будет иметь место ликвидность  денег, будет происходить и адекватная корректировка цен.

Наконец, «революционным», пожалуй, можно признать то обстоятельство, что методологический инструментарий маржинализма позволил, в конце концов, снять вопрос о первичности и  вторичности экономических категорий, считавшийся столь важным у «классиков». Это произошло, прежде всего, благодаря  предпочтению каузальному (причинно-следственному) подходу функционального, ставшего важнейшим средством анализа, превращения  экономической теории в точную науку.

Необходимо подчеркнуть, что факт начала «маржинальной революции» едва ли кем был замечен, А о  том, что она уже свершилась, впервые  провозгласил в 1886 г. Л.Вальрас. Он исходил  из выдвинутых им идей анализа предельных экономических величин и имел претензии на первенство в этой «революции». Но поскольку в пределах трех лет, т.е. 1871 -- 1874 гг., работы подобной направленности были опубликованы также У.Джевонсом  и К.Менгером, между этими тремя  экономистами началась неразрешимая, казалось бы, тяжба о научном приоритете. Однако в 1878 г. ее неожиданно прервал английский профессор Адамсон, случайно обнаруживший в Британском музее книгу тогда никому неизвестного немецкого автора Г.Госсена, изданную гораздо раньше (1854) и содержавшую изложение принципов маржинального анализа.

Между тем выяснилось, что  и среди предшественников маржинализма -- первооткрывателей категории «предельная  полезность», используемой для анализа  поведения потребителей, и пионеров математического анализа функциональных зависимостей для выявления равновесия в хозяйственной системе было сразу несколько авторов. Ими  оказались наряду с Г.Госсеном еще  один немецкий ученый и практик И.-Г. фон Тюнен, два французских исследователя -- Ж.Дюпюи и О.Курно. В частности, П.Самуэльсон и своей лекции, прочитанной 11 декабря 1970 г. в Стокгольме на церемонии  вручения ему Нобелевской премии по экономике, высоко оценивая их вклад  в современную экономическую  науку, говорил: «Но задолго до Маршалла, в 1838 г., О.Курно в своем классическом труде «Исследования математических принципов и теории богатства» применил аппарат дифференциального исчисления, обеспечивающего максимум прибыли. Вопрос о минимизации затрат также  был поставлен более ста лет  тому назад. По крайней мере, им занимался  фон Тюнен при рассмотрении понятия  предельной производительности» 

В современной экономической  литературе главные теоретические  принципы предшественников маржинализма (соответственно и «маржинальной  революции») характеризуют обычно как  первый и второй «законы Госсена». Согласно первому «закону» с увеличением  наличия данного блага предельная полезность блага уменьшается, а  в соответствии со вторым «законом»  оптимальная структура потребления (спроса) достигается при равенстве  предельных полезностей всех потребляемых благ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современная экономическая  система и роль государства в  современной экономике

 

 

2.1  Роль государства в современной экономической системе

 

Вопрос о месте и  роли государства в современной  экономике является одним из центральных  как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению  данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов  относительно минимальной роли государства  в регулировании экономики. С  другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного  вмешательства государства в  рыночные процессы. Дать однозначный  ответ на вопрос об оптимальных масштабах  государственного регулирования очень  сложно. В истории разных стран  были периоды превалирования как  первой, так и второй точки зрения.

Особое место государства  в системе общественных институтов определяется тем, что государство  – это субъект управления, который  обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической  системы. Выступая как представитель  общества в целом, оно устанавливает  правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и  осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство  является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право  реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения  действующего законодательства, и, как  правило, облекается в законодательную  форму. С другой стороны, государство  выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с  частными компаниями, поскольку в  лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и  услуг (в том числе рыночных).

Место и роль государства  в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя иp его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются “провалами” рынка. Обычно к их числу относятся:

1. принятие законодательства  и контроль за его исполнением,  обеспечение соблюдения прав  собственности и договорных обязательств;

2.. предоставление так  называемых “общественных благ”,  распределения ресурсов для их  производства. Для общественных  благ характерны два свойства:

во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право  воспользоваться такими благами, поскольку  увеличение числа потребителей не снижает  полезности, которая достается каждому  из них;

во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя  или группы потребителей к таким  благам очень трудно или вообще невозможно.

Характерным примером общественного  блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому  члену общества независимо ни от размера  уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту  функцию в экономике берет  на себя государство;

3. наличие внешних эффектов  частной предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может  служить загрязнение окружающей  среды. Загрязнение влечет за  собой дополнительные издержки  для общества, выражающиеся в  ухудшении условий жизни, росте  заболеваемости и сокращении  продолжительности жизни населения  на прилегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия  строительство очистных сооружений  означает непроизводительные затраты,  и проведение специальных природоохранных  мероприятий возможно только  при применении регулирующих  мер со стороны государства;

4. несовершенная конкуренция  и информационная асимметрия. Тенденция  к повышению уровня концентрации  производства объективно присуща  рыночной системе. Поскольку рынок  сам по себе не может ограничить  процесс возникновения монополий,  задача его регулирования возлагается  на государственных структуры;

5. перераспределения в  целях обеспечения социально-экономической  справедливости. Рыночное распределение  доходов может порождать большее  социальное неравенство, чем это  желательно для общества. Следовательно,  задачей государственного регулирования  является обеспечение достойного  уровня жизни для тех слоев  населения, которые имеют недостаточные  доходы в рамках рыночной системы  или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);

6. регулирование общеэкономического  равновесия, предотвращение резких  циклических изменений в экономике  страны [8, c.68].

Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.

Следует отметить, что неэффективность  присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству  в экономику. Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного  предела негативно сказывается  на экономической ситуации. К числу  подобных “провалов” государственного сектора относятся: неполная информированность  государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне); искажающее воздействие  государственного воздействия на рыночные процессы; бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над  бюрократией и недостаточный  уровень ответственности чиновников; ограничения, связанные с политическим процессом; неполный учет общественных приоритетов и др.

Расширение государственного регулирования экономики оправдано  до тех пор, пока его издержки не превышают потери, возникающие вследствие “провалов” рынка. Размеры государственного сектора должны соответствовать  спросу на общественные блага, масштабам  внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение  границ между государственным и  рыночным секторами экономики.

 

 

 

2.2  Необходимость  государственного вмешательства  в экономику

 

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую  роль, выполняя больший или меньший  набор хозяйственных и социальных функций.

Теория экономической  политики как составная часть  макроэкономической теории объясняет  необходимость государственного регулирования  экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

1. Несостоятельность конкуренции,  выражающаяся в том, что на  некоторых отраслевых и региональных  рынках могут возникать (и возникают)  монополии, которые, если этому  не противодействует государство,  своим ценообразованием наносят  ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных  товаров, жизненно необходимых  обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых - загрязнение  окружающей среды, нанесение теми  или иными хозяйствующими субъектами  экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам. 

4. Неполные рынки, одним  из типичных примеров которых  является рынок страховых услуг,  прежде всего медицинских и  пенсионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей  собой общественный товар, который  в более или менее достаточном  количестве при соответствующем  качестве не может быть произведен  без активного участия государства. 

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно  резко проявляющееся в периоды  кризисов (рецессий) и депрессий. 

7. Излишне неравномерное  распределение доходов, которое,  если государство не принимает  мер для "социальной компенсации"  малоимущим и обездоленным слоям  населения, ставит под угрозу  общественную стабильность.

8. Наличие обязательных  товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество  может заставить только государство,  но никак не рынок. 

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость  государственного регулирования, но и  экономические функции государства, которые и реализуются посредством  такого регулирования [7, c.87].

Государственное регулирование  экономики (госрегулирование) - процесс  воздействия государства на хозяйственную  жизнь общества и связанные с  ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая  и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

Рыночный механизм управления является потенциально эффективным  методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок  обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное  и качественное принятие хозяйственных  решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под  влиянием спроса и предложения, то производители  получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие  сроки. Рыночные цены обусловливают  принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и  т.п.

Однако нерегулируемый и  непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.

Информация о работе Основные научные направления об экономической роли государства и их характеристика