Основные научные направления об экономической роли государства и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства,
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней,

Содержание

Введение …3
1. Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике
1.1 Классическая школа …....5
1.2 Кейнсианская школа 8
1.3 Другие школы 14

2. Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе ……16
2.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику 18
2.3 Функции государства в рыночной экономике…………………………..…....21
2.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики...........................................................…………………………….……...26
3. Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики ……..30
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе………………………………………………………………………………34
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы развития…………………………………………………………………………......37
Заключение ……. 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

ГРЭ КУРСОВАЯ.docx

— 88.59 Кб (Скачать)

 
- переход от ситуационного государственного  управления к программно-целевому  и стратегическому государственному  управлению; 
- расширение базы гражданских и личных свобод человека, стимулирование гражданских инициатив и поддержка общественных фондов; 
- государственная защита частной собственности и предпринимательства; 
- создание адекватной правовой системы в соответствии с государственными актами, гуманизация законодательного процесса; 
- расширение сети внебюджетных фондов финансирования программ и активная регионализация государственной политики; 
- переход к селективной системе социального обеспечения, разработка программ-минимумов в сферах социального и медицинского обслуживания населения; 
- принятие мер по вовлечению населения в процесс формирования рынка ценных бумаг; 
- усиление интеллектуальной поддержки проводимых реформ путем концептуальных разработок и программ; 
- переход от государственного финансирования малоэффективных и капиталоемких научных программ в пользу самоокупаемых и программно-целевых; 
- развитие информационной сферы; 
- создание комплексной системы поддержки сферы культуры;  
- разработка государственных программ по экологии; 
- приоритетная направленность борьбы с преступностью.

 
  Организационную основу государственного регулирования экономики составляют органы власти, которые делятся на законодательные, судебные и исполнительные. Государственное вмешательство осуществляется на трех уровнях: общереспубликанском, региональном, местном. При этом функции государства распределяются между регионами и центральными структурами при сохранении примата регионов. Исключение составляют общегосударственные, социально-экономические, экологические, оборонные проблемы и внешнеэкономические отношения. [18]

        

 

3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе

 

Рыночная экономическая  система в Казахстане сформирована лишь в самых общих чертах. Можно  констатировать наличие основных институциональных  условий для её функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитие рыночных отношений в казахстанской  экономике наталкивается на несоответствие институтов государственного регулирования  его институциональной среде. Результаты воздействия государства на экономику  Казахстана пока слабо соответствуют  правительственным прогнозам. Поэтому  существует острая необходимость исследования институциональной среды и структуры  государственного регулирования экономики, формирования целостной системы  экономических институтов рыночного хозяйствования, модернизации институциональной среды государственного регулирования казахстанской экономики, с учётом влияния глобальных социально-экономических факторов.

Следует отметить не только влияние государства на экономику, но и влияние экономики на государство, что отчетливо видно из анализа  современной казахстанской политики. Кризисы, «черные вторники», дефолты  приводят к смене правительств, государственных  деятелей, изменениям институциональной  структуры.

Государственное регулирование  экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной  экономической политики. Представляется неверным утверждение о том, что  термины «государственное регулирование  экономики» и «государственная экономическая  политика» в наше время идентичны.

Государственная экономическая  политика представляет собой основные направления деятельности государства  в сфере экономики, в то время  как государственное регулирование  экономики - деятельность государства  в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической  политики с использованием специальных  средств, форм и инструментов [11, c.5

Отсутствие четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и предсказуемой государственной  экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.

В настоящее время отсутствует  правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать  в качестве приоритетного направления  развития законодательства (в широком  смысле слова), регулирующего отношения  в экономике. Так, например, остро  необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких  средств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое  планирование и т. д.

Только после того, как  будет создана правовая основа для  эффективного применения отдельных  средств государственного регулирования, после того как будет обобщен  опыт их применения на практике, следует  вернуться к вопросу о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого  акта будет выступать Предпринимательский  кодекс, в котором будет содержаться  раздел, посвященный государственному регулированию рынка.

Анализ отношений, возникающих  в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том  числе и регулирования отношений  в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии  особенностей, специфики предпринимательских отношений, что проявляется в их комплексном характере. Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иные отношения.

Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и  претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все  еще не сформирована.

Наиболее важными из нерешенных задач являются:

- преодоление кризиса  неплатежей и ликвидация массовой  просроченной задолженности;

- оздоровление экономического  положения предприятий, в том  числе оставшихся в собственности  государства и находящихся под  его контролем, включая улучшение  управления принадлежащими государству  пакетами акций акционерных предприятий;

- активизация инвестиционной  деятельности, проведение структурной  перестройки экономики, повышение  ее технического уровня, эффективности  и конкурентоспособности;

- поддержка потенциально  жизнеспособных отечественных предприятий,  в первую очередь в обрабатывающей  промышленности и сельском хозяйстве,  развитие которых имеет важное  значение для обеспечения экономической  независимости и безопасности  страны;

- перекрытие каналов нелегальной  утечки капитала за рубеж, улучшение  контроля за экспортом и возвратом  валюты в страну;

- создание условий, препятствующих  расширению теневой экономики  и способствующих возврату отвлеченных  в нее финансовых и материальных  ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической  деятельности.

Таким образом, существующая в настоящее время система  государственного регулирования носит  переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность  эффективного развития экономики в  режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его  недостатки там, где он не срабатывает  или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому  дальнейшее развитие реформ будет происходить  путем определенных компромиссов между  либерализацией и восстановлением  инструментов государственного регулирования  рынка и социальной сферы.

 

 

 

 

 

3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы

Казахстан, обретя независимость, последовательно проводит экономические  реформы, которые должны обеспечить достойный уровень жизни народу. Все эти годы шла глубокая перестройка  и адаптация хозяйственных отношений  к новым условиям и требованиям  создаваемой рыночной экономики.

Общество находилось в  процессе глобального переустройства и самоидентификации, в экономике  происходила смена производственных отношений, существенно трансформировалась роль государства. 
В первые годы проведения реформ Казахстан столкнулся с огромным множеством проблем. Отсутствие экономической независимости, коммуникаций, огромная—свыше 2000 % - инфляция, спад производства, резкое сокращение бюджета, кризис неплатежей, ухудшающаяся социальная ситуация — вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед государством. 
 Но благодаря совместным усилиям всех ветвей государственной власти удалось удержать и переломить ситуацию, последовательно проводить в жизнь стратегический курс на укрепление независимости и государственности, осуществление общественно-политических и экономических реформ, направленных на формирование открытого демократического общества и создание эффективной рыночной экономики. Все это время сохраняется внутриполитическая стабильность. По существу, достигнута необходимая стабилизация важнейших макроэкономических индикаторов и созданы предпосылки для уверенного и динамичного притока отечественных и иностранных инвестиций для модернизации национальной экономики, осуществления прогрессивных структурных преобразований и интеграции Казахстана в глобальные мирохозяйственные связи. 
 Достигнутые успехи позволили по-новому осознать будущее республики, цели развития и способы их достижения. Выход на новый уровень реформ позволил Правительству приступить к разработке, а теперь уже и к реализации стратегии развития Казахстана на период до 2030 года. Стратегия, обнародованная в Послании Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана, является итогом анализа истории, текущих событий, видения будущего. В стратегии были определены цели и приоритеты. При этом одним из важнейших факторов являлось понимание сильных и слабых сторон Казахстана, а также тех возможностей и угроз, которые могут повлиять на развитие нашей страны. Все это связано с географическим и геополитическим положением Казахстана, а также условиями, при которых осуществляется экономическое развитие и государственное строительство.

Суть новой социально-экономической  стратегии и стержень концепции  реформирования - в постепенном, поэтапном  движении Казахстана к собственному варианту общества постиндустриального  типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды  обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при  значительной регулирующей роли государства. 
 В настоящее время одним из актуальных вопросов в части поддержания стабильного макроэкономического развития страны является проблема недопущения «перегрева» экономики. В последнее время в экономике Казахстана имеют место определенные тенденции, развитие которых в среднесрочной перспективе может вызвать «перегрев» экономики. 
Экономика Казахстана растет высокими темпами. С 2000 года средний темп роста ВВП составил 10,3%. Однако, экономический рост главным образом связан с развитием сырьевого сектора, влияние которого растет. 
Структура инвестиций показывает, что большая их часть направляется в сырьевые и не торгуемые отрасли экономики. Увеличивается доля экспорта нефти и газового конденсата в общем экспорте страны. 
В первом полугодии 2005 года наблюдается некоторое усиление инфляционных процессов по сравнению с прошлым годом. Это является одним из главных признаков начала «перегрева» экономики. 
 По итогам первого полугодия текущего года уровень инфляции за январь - июнь месяц составил 3,5%, что на 1,1 процентных пункта выше, чем за аналогичный период прошлого года. А в годовом выражении уровень инфляции в январе - июне 2005 года к соответствующему периоду прошлого года в среднем составил 7,3% (6,9 - 2004 год). 
Большое воздействие на инфляцию продолжают оказывать монетарные факторы. В последние годы денежная масса растет высокими темпами, оказывая инфляционное давление на экономику. В текущем году данная тенденция продолжается. Денежное предложение продолжает расти темпами, значительно превосходящими темпами роста экономики. 
Активное участие банков в качестве заемщиков на внешнем рынке способствовало росту объема кредитования экономики банковским сектором. В свою очередь рост внешнего заимствования банков был обусловлен благоприятной ситуацией на внешнем рынке, характеризующейся низкой стоимостью ссудного капитала. 
 По сравнению с 2000 годом внешние займы банков второго уровня в 2004 году выросли в 34,5 раза, а займы небанковского частного сектора по сравнению с 2001 годом выросли в 4 раза. 
Наряду с ростом внешнего заимствования и объема кредитования растут риски банков и ухудшается качество кредитного портфеля банков второго уровня. 
Денежная масса на конец 2004 года по сравнению с 1999 годом выросла в 6 раз, кредиты банков второго уровня экономике - в 10 раз, тогда как номинальный ВВП вырос лишь в 2,7 раза. 

Проводимая последнее  время фискальная политика, характеризующаяся  как «либеральная», оказала определенное воздействие на макроэкономическое состояние страны в целом. Наблюдаются  очевидные предпосылки для возникновения  «перегрева» экономики, в частности  опережение среднего темпа роста  расходов государственного бюджета  над темпами роста номинального ВВП. 
 Высокие темпы роста экономики наряду с быстрым ростом денежных агрегатов, проведением либеральной фискальной политики способствовали ускорению инфляционных процессов.

Ускоренное развитие нефтяного  сектора, сопровождаемое высокими мировыми ценами на нефть, проведение активной фискальной политики, ускорение инфляционных процессов и рост денежной массы  также способствовали укреплению курса  тенге к доллару США, начиная  с 2001 года. В свою очередь, укрепление национальной валюты может привести к снижению конкурентоспособности  отечественной перерабатывающей промышленности и массовому наплыву импорта.

В целях недопущения дальнейшего  «перегрева» экономики и повышения  макроэкономической устойчивости в  среднесрочной перспективе необходимо предпринять комплекс мер.

Необходимо разработать  наиболее приемлемый график добычи нефти  и газа на долгосрочную перспективу  с учетом вовлечения новых месторождений  нефти в эксплуатацию на основе проведения исследований. Нецелесообразно в  настоящее время форсирование добычи нефти в Казахстане, необходимо поступающие  доходы направлять на реформирование экономики, отход от ее сырьевой направленности, мобилизацию других факторов, которые  станут локомотивом реализуемых программ.

В дальнейшем в условиях высоких мировых цен на нефть  и притока в страну большого объема иностранного капитала необходимо ужесточение  как фискальной, так и денежно-кредитной политики.

В области денежно-кредитной  политики необходимо повысить контроль за ростом денежных агрегатов, а также  повышать эффективность воздействия  на денежный рынок посредством изменения  процентных ставок. 
Политика развития финансового сектора должна быть направлена на дальнейшее развитие рынка ценных бумаг с тем, чтобы временно свободные денежные средства населения превращать в источники инвестиций. Кроме того, необходимо предпринимать меры по сдерживанию чрезмерных темпов роста внешнего заимствования банков второго уровня.

В целях построения конкурентоспособной  экономики необходимо развивать  сектора экономики в соответствии с конкурентными преимуществами Казахстана, продолжение реформ в  сфере инфраструктуры. Большое внимание нужно уделить созданию высокопроизводительной рабочей силы путем реализации стратегий  в области образования и здравоохранения. В области развития науки и  инноваций необходима серьезная  модернизация системы высшего образования  и науки. [18]

Информация о работе Основные научные направления об экономической роли государства и их характеристика