Планирование и распределение прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов планирования и распределения прибыли на конкретном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы планирования и распределения прибыли;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………………………….5
1.1 Понятие, сущность и классификация прибыли предприятия……………...5
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли……………...10
1.3 Методы планирования прибыли……………………………………………12
1.4 Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия……………………………………………………………………...17
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА…………………………………………………….23
2.1. Характеристика экономических показателей
деятельности ООО «Авена»…………………………………………………….23
2.2 Формирование и использование прибыли ООО «Авена»………………...28
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «АВЕНА»…………………………………………………..35
3.1 Рекомендации по выявлению резервов увеличения
прибыли ООО «Авена»………………………………………………………….35
3.2 Направления совершенствования планирования
прибыли в организации………………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….45

Работа содержит 1 файл

Планирование и распределение прибыли.docx

— 222.63 Кб (Скачать)

Во-первых, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии  означает, что полученные доходы превышают  все расходы, связанные с его  деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано  с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие  заинтересованно в получении  максимальной прибыли, так как это  является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает  в бюджет в виде налогов, а так  же санкций и используется на различные  цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном  порядке.

 

1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли

Так как прибыль — важнейший  показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. 

Чтобы управлять прибылью необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения. 

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам (рис.2).

 

 

Факторы, влияющие на прибыль


Внешние


зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют  различные стороны работы данного  коллектива.

Внутренние


не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них  могут оказывать существенное влияние  на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

 

Производственные, отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли - это средства труда, предметы труда  и сам труд.


 

внепроизводственные, связаны  в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия


 

экстенсивные


интенсивные


экстенсивные


 

интенсивные


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).


К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции.  Падение объема производства при  экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли.  Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства [12, c.101].

В процессе осуществления  производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией  продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Таким образом, можно сделать  вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

 

1.3 Методы планирования прибыли

 

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования. Оно проводиться по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями  в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности.      В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты о принятия различных управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся  экономики планирование прибыли  осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах  и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный  период [10, c.453].   

Существует два метода планирования прибыли:

1. Метод прямого счета.

2. Аналитический метод.

Прямой счет основан на том, что количество реализуемой  продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно  на цены реализации и на себестоимость  каждой единицы. Разность между суммами  обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.

При этом используют формулу:

П = В - 3 или П = П1 + П2 – П3,    (6)

где П — прибыль;

В — выручка от реализации продукции по оптовым ценам;

3 — полная себестоимость  реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы;

П1, П2 — соответственно прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового года;

П3 — прибыль в товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.

Прибыль в переходящих  остатках готовой продукции обычно рассчитывают по всей их совокупности. Поскольку эти остатки учитывают  по условно-производственной себестоимости, то и прибыль по ним исчисляют как разницу между суммой входных и выходных остатков в ценах реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие и управленческие расходы условно относят на выпуск товарной продукции. Прибыль в переходящих остатках можно также исчислять исходя из производственной себестоимости и уровня рентабельности к себестоимости за 4 квартал соответственно отчетного и планового года.

Объем и состав остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец года зависит от учетной политики предприятия. При определении выручки “по оплате” остатки готовой продукции включают:

-  готовую продукцию и товары для перепродажи на складе;

- товары отгруженные, но не оплаченные покупателями и заказчиками, в том числе товары на ответственном хранении.

Прямой счет методически  чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует [11, c.78]:

а) определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;

б) составления калькуляций  по всем изделиям сравнимой продукции;

в) исчисления плановой себестоимости  и договорных цен по несравнимой  продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам;

г) установления цен реализации выпускаемой продукции.

Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.

Аналитический метод находит  применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия.

С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Рассчитывают по формуле:

П = Т(100-З)/100,      (7)

где П — валовая прибыль от выпуска товарной продукции;

Т — товарная продукция  в ценах реализации предприятия;

3 — затраты, руб., на 1 тыс.  руб. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.

Для определения общей  суммы валовой прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

Аналитический метод применяют  при укрупненном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана.

К аналитическому методу относят  также планирование прибыли на основе базовой рентабельности. Это разновидность аналитического метода расчета прибыли. Базовая рентабельность — отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный год. В целях сопоставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен, даже если оно произошло в конце года. Кроме того, из нее исключают часть, приходящуюся на продукцию, которую в плановом году снимают с производства [12, c.199].

При помощи показателя базовой  рентабельности исчисляют валовую прибыль по сравнимой товарной продукции. Отдельно рассчитывают прибыль по несравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от продаж в планируемом году.

При расчете прибыли по сравнимой товарной продукции анализируют  влияние на нее изменений по сравнению  с отчетным годом отдельных факторов: себестоимости продукции, ее ассортимента и качества, цен реализации. Расчет включает девять стадий.

1. Расчет прибыли по  сравнимой товарной продукции  на основании базовой рентабельности. При этом в целях сопоставимости  производится пересчет всей сравнимой товарной продукции планового года на себестоимость отчетного года исходя из предусмотренного ее изменения (в %).

2. Определение влияния  изменения себестоимости сравнимой товарной продукции на прибыль. Для этого сопоставляют сравнимую товарную продукцию планового года по себестоимости отчетного и планового года. Разница - сумма прибыли (убытка) от изменения себестоимости.

3. Определение влияния  на прибыль по сравнимой товарной продукции изменений в ассортименте. Рассчитывают средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного и планового года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за изменения ассортимента.

4. Расчет влияния качества  на прибыль по сравнимой товарной продукции. Он производится на основании коэффициента сортности. Определяют удельный вес каждого сорта выпускаемых изделий в общем объеме производства и соотношение между ценами на отдельные сорта. Цену 1 сорта принимают за 100%, цену 2 сорта исчисляют в процентном отношении к цене 1 сорта и т. д.

5. Расчет влияния на  прибыль изменений цен реализации  товарной продукции. Определяют  товарную продукцию, на которую введены новые цены, в ценах реализации, умножая на изменение цен (в процентах).

6. Исчисление прибыли  в переходящих остатках готовой  продукции. Себестоимость переходящих  остатков умножают на рентабельность в 4 квартале отчетного и планового года.

7. Расчет прибыли от  продаж. Определяют валовую прибыль с учетом влияния рассмотренных факторов и прибыли в переходящих остатках готовой продукции и вычитают коммерческие и управленческие расходы, планируемые отдельно на основе смет.

8. Определение прибыли  по несравнимой товарной продукции. Эту прибыль находят прямым методом как разницу между ценой реализации предприятия и себестоимостью изделий. Если цены не установлены, прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.

9. Расчет общей прибыли  от продаж. Суммируют прибыль от продаж сравнимой и несравнимой продукции.

Для исчисления конечного  финансового результата, кроме прибыли от продаж, рассчитывают результаты от операционных и внереализационных доходов и расходов [15, c.332].

 

1.4 Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

 

Характер распределения  прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Эта роль обусловлена следующими основными положениями:

- распределение прибыли  непосредственно реализует главную  цель управления ею – повышение  уровня благосостояния собственников  предприятия. 

- распределение прибыли  является основным инструментом  воздействия на рост рыночной  стоимости предприятия. 

Характер распределения  прибыли является важнейшим индикатором  инвестиционной привлекательности  предприятия. В процессе привлечения  капитала из внешних источников уровень  выплачиваемых дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей  миссии акций.

- распределение прибыли  является одной из действенных  форм воздействия на трудовую  активность персонала предприятия. 

Пропорции распределения  прибыли формируют уровень обеспечения  дополнительной социальной защищенности работников.

Характер распределения  прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия.

Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально подработанной  политикой, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач  общей политики управления прибылью предприятия [11, c.66].

Информация о работе Планирование и распределение прибыли предприятия