Планирование и распределение прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов планирования и распределения прибыли на конкретном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы планирования и распределения прибыли;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………………………….5
1.1 Понятие, сущность и классификация прибыли предприятия……………...5
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли……………...10
1.3 Методы планирования прибыли……………………………………………12
1.4 Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия……………………………………………………………………...17
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА…………………………………………………….23
2.1. Характеристика экономических показателей
деятельности ООО «Авена»…………………………………………………….23
2.2 Формирование и использование прибыли ООО «Авена»………………...28
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «АВЕНА»…………………………………………………..35
3.1 Рекомендации по выявлению резервов увеличения
прибыли ООО «Авена»………………………………………………………….35
3.2 Направления совершенствования планирования
прибыли в организации………………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….45

Работа содержит 1 файл

Планирование и распределение прибыли.docx

— 222.63 Кб (Скачать)

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы  по эксплуатации социально-бытовых  объектов, находящихся на балансе  предприятия, финансирование строительства  объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и  т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата  премий за создание, освоение и внедрение  новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

На сумму произведенных  отчислений от прибыли происходит перераспределение  прибыли внутри предприятия: уменьшается  сумма нераспределенной прибыли  и увеличиваются образуемые из нее  фонды и резервы.

Эта прибыль направляется на капитальные вложения и прирост  основного и оборотного капитала; на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходы социального характера; а также на выплату дивидендов и доходов.

Под фондами накопления понимаются средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия).

За счет средств фондов накопления финансируются главным  образом капитальные вложения на производственное развитие.

Под фондами потребления понимаются средства направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия (единовременное премирование, денежное поощрение и т.д.), приобретение проездных билетов, путевок в санатории и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.

Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и  выплаты из фонда социального  развития.

Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов  вознаграждения и стимулирования работников предприятия.

Выплаты из фонда социального  развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное  погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым  семьям и другие цели, предусмотренные  мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.

Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно - финансовых показателей. Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции.

Для повышения эффективности  производства очень важно, чтобы  при распределении чистой прибыли  сумма отчислений была оптимальна.

Распределение чистой прибыли  позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более  дешевых источников финансирования.

При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение  дополнительных источников (можно не брать кредиты с невыгодной для  организации процентной ставкой, а  просто вычислить на необходимые  нужды организации денежные средства из собственного фонда накопления).

Нераспределенная прибыль  в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют  о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Несмотря на зафиксированную  в уставе возможность распределения, на практике вся чистая прибыль ООО  «Авена» формирует нераспределенную прибыль. При этом капитал и резервы  практически полностью состоят  из нераспределенной прибыли. За анализируемый  период накопленная нераспределенная прибыль возросла на 179,5%, что способствовало повышению финансовой устойчивости предприятия.

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ  И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ В  ООО «АВЕНА»

3.1 Рекомендации по выявлению резервов увеличения прибыли ООО «Авена»

 

Анализ деятельности ООО «Авена» показывает, что предприятие предпринимает значительные меры по интенсификации производства. За анализируемый период заметно возросла общая стоимость основных фондов, фондовооруженность и фондообеспеченность. Сокращение численности работников и значительное увеличение зарплаты привели к значительному росту производительности труда, несмотря на снижение годовой занятости работников. Очевидно, таким образом была повышена квалификация персонала предприятия. В итоге это способствовало сохранению конкурентоспособности, стабильности и высоких финансовых результатов предприятия в условиях кризиса.

Тем не менее не использованы значительные резервы интенсификации производства. Снижение производства продукции растениеводства может быть связано с уменьшением количества сельхозтехники. Необходимо увеличить оснащенность предприятия сельхозтехникой, что позволит увеличить как объемы производства зерна и сахарной свеклы, так и его эффективность. Кроме того, для расширения производства можно нанять дополнительный высококвалифицированный персонал. Однако у предприятия остается значительная нераспределенная прибыль, которая не используется для расширения производства и повышения его эффективности либо иных приносящих прибыль вложений, что способствует стагнации.

Состояние каналов реализации большинства видов продукции ООО «Авена» можно считать в целом удовлетворительным. Не вполне надежными можно считать каналы реализации молока (падение цен реализации и соответственно рентабельности привело к уменьшению прибыли несмотря на увеличение объема реализации), а также зерна (невысокая товарность, затоваривание, а также снижение выручки при увеличении объема реализации в 2011 г.).

Реализация зерна в  счет оплаты сельхозработ сторонним организациям и труда собственным работникам свидетельствует об отсутствии более выгодных каналов его реализации на рынках. Тем не менее, средние цены реализации пшеницы в 2009-2011 гг. и ржи в 2009-2010 гг. превышали государственные закупочные цены. Поскольку в 2011 г. средняя цена реализации ржи была ниже государственной закупочной цены, была возможность увеличить прибыль от реализации ржи путем ее реализации государству, однако ООО «Авена» этим не воспользовалось.

Итак, ООО «Авена» нуждается  в расширении каналов реализации зерна за счет его реализации на рынках, а при более высоких  закупочных ценах - государству. Необходима и работа с каналами реализации молока, а также с покупателями с целью  уменьшения дебиторской задолженности. Целесообразно в полной мере отслеживать  все потенциальные каналы реализации продукции, поскольку объемы ее производства на предприятии весьма высоки, и  даже незначительное повышение средних  цен реализации продукции за счет улучшения каналов ее реализации может принести значительную прибыль  в долгосрочной перспективе.

3) Улучшение качества  продукции, работ и услуг.

Качество продукции относится  к числу важнейших показателей  деятельности предприятия. Повышение  качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и  успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрение инноваций, рост эффективности  производства, экономию всех видов  ресурсов, используемых на предприятии. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению  качества продукции в сравнении  с аналогами конкурентов.

Хотя годовые отчеты ООО «Авена» содержат недостаточно данных, позволяющих непосредственно оценить качество производимой и реализуемой продукции, некоторые выводы можно сделать косвенным путем.

Повышение среднегодовой  зарплаты работников, фондообеспеченности и фондовооруженности оказывает на качество выпускаемой продукции положительное влияние, однако уменьшение количества сельхозтехники может оказывать негативный эффект. Затоваривание зерном и его длительное хранение способствует ухудшению его качества. Реализация и убой наименее эффективного (например, больного) молочного скота способствует повышению общего качества реализуемого молока.

Производимая ООО «Авена»  пшеница – это пшеница третьего класса, то есть невысокого качества. При  этом около 40% зерна идет на корм животным в неизменном или переработанном виде, то есть низкое качество зерна  не позволяет его выгодно реализовать. Тем не менее, увеличение доли реализуемого зерна с 45,84% до 52,86% свидетельствует  о некотором повышении его  качества.

Итак, в ООО «Авена»  имеются резервы повышения качества продукции. Дополнительные меры по интенсификации производства и совершенствованию  каналов реализации продукции будут  способствовать и дальнейшему повышению  ее качества. В то же время повышение  качества продукции будет в значительной мере способствовать более эффективной  ее реализации.

 

3.2 Направления совершенствования планирования прибыли в организации

 

В современных условиях на российских предприятиях вопросы планирования динамики прибыли выходят на одно из первых мест в управлении финансовыми  ресурсами. Решение данных вопросов входит в рамки операционного (производственного) финансового менеджмента.

Сила операционного рычага ООО «Авена» невелика, поскольку для изменения прибыли необходимо более сильное изменение выручки. При этом предприятие обладает значительным запасом финансовой прочности (табл. 5).

Таблица 5

Операционный анализ затрат

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. в % к 2009 г.

Выручка от продаж, тыс. руб.

121692

136571

165225

135,77

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

23975

27752

28633

119,43

Переменные затраты, тыс. руб., в том числе:

78130

99356

93552

119,74

материальные затраты

66740

82522

76362

114,42

зарплата основных производственных рабочих

11390

16834

17190

150,92

Постоянные затраты, тыс. руб., в том числе:

20885

22969

23086

110,54

зарплата вспомогательных  рабочих и служащих

3711

4584

4809

129,59

отчисления на социальные нужды

1640

2453

2518

153,54

амортизация

4171

5387

5746

137,76

прочие производственные затраты

4160

3070

2200

52. НН

проценты к уплате

5150

5075

5691

110.50

прочие расходы

2053

2-100

2122

103,36

Валовая маржа, тыс. руб.

43562

37215

71673

164,53

Плечо операционного рычага

1,82

1,34

2,50

137,77

Порог рентабельности, тыс. руб.

58343

84291

53219

91,22

Запас финансовой прочности, тыс. руб.

63349

52280

112006

176,81

в % от выручки

52,06

38,28

67,79

130,22


 

Увеличение плеча операционного  рычага и запаса финансовой прочности  данного предприятия свидетельствует  о снижении рисков и повышении  его конкурентоспособности.

Наибольший прирост материальных затрат покупной продукции пришелся на услуги сторонних организаций  по транспортировке грузов, зоотехническому  и ветеринарному обслуживанию и  ремонту техники, а также на запчасти и материалы для ремонта и электроэнергию, что подтверждает целесообразность расширения и обновления технической базы ООО «Авена».

Следует также отметить, что повышение зарплаты всех работников предприятия превысило уровень  инфляции.

Прибыль предприятия, у которого уровень производственного левериджа выше, более чувствительна к изменениям выручки. При резком падении продаж такое предприятие может очень быстро "упасть" ниже уровня безубыточности.

Иными словами, предприятие  с более высоким уровнем производственного левериджа является более рискованным. Поскольку постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, предприятия, имеющие большую силу операционного рычага, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Однако считать, что высокая  доля постоянных расходов в структуре  затрат предприятия является отрицательным  фактором, нельзя. Увеличение производственного  левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении производительности труда, а также реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Все эти факторы, несомненно являющиеся положительными, проявляются в увеличении доли постоянных расходов и приводят к увеличению эффекта производственного левериджа. ООО «Авена» располагает такими резервами.

ООО «Авена» реализует свою продукцию при достаточно благоприятной конъюнктуре рынка, позволяющей наращивать силу операционного рычага.

Создание надежной и гибкой системы управления финансами, направленной на решение вопросов бюджетной, кредитной, инвестиционной политики, позволит существенно  ускорить реорганизацию деятельности предприятия. Функционирование такой  системы требует тесного взаимодействия маркетинговых, сбытовых, производственных и других служб предприятия. Новая система финансового планирования должна быть нацелена на:

- повышение управляемости  и адаптированности предприятия к изменениям на товарных и финансовых рынках,

- обеспечение оперативного  получения информации о необходимости  корректировки стратегии и тактики  управления предприятием.

Информация о работе Планирование и распределение прибыли предприятия