Прибыль и рентабельность предприятия, пути их повышения на примере пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория "Леневка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:38, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа объемом страниц 102 страницы основного текста и страниц приложений
Объект исследования: пищеблок санатория-профилактория «Леневка»
Цель дипломной работы – проведение анализа прибыли и рентабельности предприятия общественного питания и пути их увеличения.
В дипломной работе произведена всесторонняя оценка прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка», а также проведен анализ и оценка факторов влияющих на изменение этих показателей.
В работе использовались следующие методы анализа прибыли и рентабельности:
 Способ приращения;
 Факторный анализ методом цепных подстановок;
 Факторный анализ методом абсолютных разниц.
В работе приведено описание объекта исследования, отражены сущность и задачи анализа прибили и рентабельности предприятия, оценено его финансовое состояние, определены факторы, влияющие на его динамику, предложены наилучшие пути и резервы увеличения прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка», рассчитан экономический эффект от внедрения этих мероприятий, а также дан прогноз показателей прибыли и рентабельности на 2009 год.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Прибыль производственного предприятия
Понятие, значение, виды и функции прибыли
1.1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли
1.1.3. Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
1.1.4. Анализ распределения и использования чистой прибыли
1.2. Рентабельность производственного предприятия
1.2.1. Понятие рентабельности и его сущность
1.2.2. Показатели рентабельности
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Анализ технико-экономических показателей пищеблока санатория-профилактория «Леневка»
Анализ объемов производства (продаж) и ассортимента продукции (работ, услуг и т.д.)
Анализ прибыли предприятия общественного питания
Анализ валовой прибыли предприятия
2.3.2. Анализ прибыли от реализации товарной продукции
2.3.3. Анализ прибыли остающейся в распоряжении предприятия
2.4. Анализ рентабельности предприятия
2.4.1. Анализ рентабельности производства продукции
2.4.1.1. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
2.4.2. Анализ рентабельности издержек производства и обращения
Анализ рентабельности совокупного капитала (активов и пассивов) предприятия
ГЛАВА III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»
3.1.Повышение производительности труда работников предприятия
3.2. Резерв снижения затрат на производство продукции для дальнейшего повышения прибыли предприятия
Заключение

Работа содержит 1 файл

диплом анализ прибыль и рента.doc

— 1.72 Мб (Скачать)

       Основная  задача анализа распределения и  использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный период  по сравнению с   планом в динамике. По  результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

       Анализ  распределения и использования  прибыли проводится в следующем порядке:

  • дается оценка изменений суммы средств по каждому направлению использования  прибыли по сравнению с  отчетным и  базисным периодом;
  • проводится факторный анализ образования фондов;
  • дается оценка эффективности использования фондов  накопления и потребления в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала.
 
 
 
 
 
 

       Рис.6. Схема распределения чистой прибыли.

       Анализируя  распределения чистой прибыли в  фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является 

       1)  чистая прибыль, 

       2)  коэффициент отчислений прибыли. 

       Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле:

       ΔФн (П)  = ΔПч ∙ К0                                                           (5.)

       где: ΔФн (П)  - приращение фонда накопления (потребления) за счет изменения чистой прибыли;

               ΔПч - приращение суммы чистой прибыли; 

               К0 – коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд.

       Для этого прирост чистой прибыли  за счет каждого фактора умножаем на  базисный  коэффициент отчислений в соответствующий фонд.

       На  размер отчислений в фонды оказывают  влияние и изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли. Уровень  его влияния рассчитывается по формуле:

       ΔФн (К) = (К1 – К0 )· Пч1                                                    (6.)

       где: ΔФн (К) – приращение фонда потребления (накопления) от изменения коэффициента отчислений;

              К1 , К0 – фактический и базисный коэффициенты отчислений в фонды потребления (накопления);

              Пч1 – чистая прибыль за отчетный период. 

       Анализ  социальных выплат проводится в сопоставлении  с оценкой таких показателей оценки эффективности труда, как: 

       - коэффициент текучести кадров;

       - уровень производительности труда;

       - уровень квалификации и образования работников;

       - динамика этих коэффициентов.

       Если  уровень средств, направленности на потребление, сопровождается ростом производительности труда, снижением коэффициента текучести  кадров, повышением уровня квалификации работников, то использование прибыли на потребление является экономически эффективным.

       В процессе анализа необходимо изучить  динамику доли прибыли, которая идет на выплату дивидендов держателям акций  предприятия, самофинансирование предприятия, фонд социальной сферы, материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях или выше нормативных для данной отрасли производства, то существуют перспективы для развития предприятия.

       Важной  задачей анализа является изучение вопросов использования средств  накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

       Фонд  накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и  т.д.

       Фонд  потребления может использоваться на коллективные нужды и индивидуальные.

       В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2. Рентабельность производственного  предприятия 

       1.2.1. Понятие рентабельности и его сущность 

       В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [7].

      Рентабельным  считается предприятие, которое  приносит прибыль.

       Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [8].

       Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции [9].

       Каждое  предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности.

       Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

       Однако  абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается.

       По  абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель - уровень рентабельности.

       Эти характеристики наиболее целесообразно  рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры  сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно  более достоверно судить о работе предприятия.

       В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

       Основными функциями рентабельности являются [43, с.215]:

    • учетная;
    • оценочная;
    • стимулирующая.

       Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

       1) отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);

       2) отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

       Реальный  смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

       Распределительная функция рентабельности конкретно  проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

       Наличие рентабельности позволяет удовлетворять  экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала [17, с.52].

       1.2.2. Показатели рентабельности

       Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования [45, с.333].

       К этим показателям обычно относят  уровень рентабельности, или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Все показатели рентабельности могут быть рассчитаны как на основе балансовой прибыли, так и прибыли от реализации или чистой прибыли. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  • Рентабельность продукции

       Рентабельность  продукции можно выразить двумя  способами. По первому способу рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется отношением прибыли (П) к себестоимости (С) [32, с.313]:

       Рпрод = П / С*100                                                             (1.2.2.1.)

       Роль  этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой  продукции, т.е. окупаемость издержек.

       Второй  способ расчета показателя уровня рентабельности продукции - это расчет с учетом доходности на вложенный капитал [32, с.314]:

       Рв.к. = (ВК*УД в.к.) / (Сед*ОРнат)*100                        (1.2.2.2.)

       где: Рв.к. – рентабельность на вложенный капитал;

              ВК – вложенный в данное производство капитал;

              УД в.к. – уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;

               Сед - себестоимость единицы продукции;

               ОРнат - объем реализации в натуральном выражении.

  • Рентабельность продаж

       Рентабельность  продаж рассчитывается по формуле [33, с.297]:

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия, пути их повышения на примере пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория "Леневка"