Прибыль и рентабельность предприятия, пути их повышения на примере пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория "Леневка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:38, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа объемом страниц 102 страницы основного текста и страниц приложений
Объект исследования: пищеблок санатория-профилактория «Леневка»
Цель дипломной работы – проведение анализа прибыли и рентабельности предприятия общественного питания и пути их увеличения.
В дипломной работе произведена всесторонняя оценка прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка», а также проведен анализ и оценка факторов влияющих на изменение этих показателей.
В работе использовались следующие методы анализа прибыли и рентабельности:
 Способ приращения;
 Факторный анализ методом цепных подстановок;
 Факторный анализ методом абсолютных разниц.
В работе приведено описание объекта исследования, отражены сущность и задачи анализа прибили и рентабельности предприятия, оценено его финансовое состояние, определены факторы, влияющие на его динамику, предложены наилучшие пути и резервы увеличения прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка», рассчитан экономический эффект от внедрения этих мероприятий, а также дан прогноз показателей прибыли и рентабельности на 2009 год.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Прибыль производственного предприятия
Понятие, значение, виды и функции прибыли
1.1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли
1.1.3. Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
1.1.4. Анализ распределения и использования чистой прибыли
1.2. Рентабельность производственного предприятия
1.2.1. Понятие рентабельности и его сущность
1.2.2. Показатели рентабельности
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Анализ технико-экономических показателей пищеблока санатория-профилактория «Леневка»
Анализ объемов производства (продаж) и ассортимента продукции (работ, услуг и т.д.)
Анализ прибыли предприятия общественного питания
Анализ валовой прибыли предприятия
2.3.2. Анализ прибыли от реализации товарной продукции
2.3.3. Анализ прибыли остающейся в распоряжении предприятия
2.4. Анализ рентабельности предприятия
2.4.1. Анализ рентабельности производства продукции
2.4.1.1. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
2.4.2. Анализ рентабельности издержек производства и обращения
Анализ рентабельности совокупного капитала (активов и пассивов) предприятия
ГЛАВА III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»
3.1.Повышение производительности труда работников предприятия
3.2. Резерв снижения затрат на производство продукции для дальнейшего повышения прибыли предприятия
Заключение

Работа содержит 1 файл

диплом анализ прибыль и рента.doc

— 1.72 Мб (Скачать)

       Официанты непосредственно осуществляют обслуживание посетителей санатория – профилактория, оказывают им помощь в выборе блюд и напитков, а также осуществляют подачу их на столы.

             Кладовщик состоит в подчинении у заместителя директоры и руководит работниками по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей на складе, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских помещений. Организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе, следит за отпуском готовой продукции со склада и приёмом сырья на склад.

       Грузчики непосредственно занимаются погрузочно-разгрузочными работами, поставляя продукцию со склада на кухню и в бар.

       Площадь территории санатория-профилактория - 7,3 га., где расположилась набережная, песчано-галечный пляж, ухоженная лесопарковая зона, оборудованные детские и спортивные площадки, охраняемая автостоянка.

       Санаторий представлен четырьмя основными  подразделениями – двумя спальными  корпусами, лечебным корпусом, спортивным комплексом, включающий в себя спортивный зал и бассейн, клубом и столовой. Спальные корпуса соединены теплым переходом с клубом и столовой.

       В двух пятиэтажных корпусах «Леневки»  расположены 160 номеров только класса «люкс» (1- и 2-комнатные) и «полулюкс»/«стандарт» (однокомнатные) с телевизором, феном, холодильником, телефоном, кондиционером, душевой кабиной и балконом.

       Удобные апартаменты расположены в отдельно стоящем здании. В таких апартаментах по-домашнему уютно: есть гостиная, две спальни, прихожая, кухня, раздельный санузел. В этом же здании оборудован небольшой конференц-зал на 30 мест, банкетный зал, рассчитанный на торжества узким кругом.

       Период  функционирования, число заездов - круглогодично, 15 заездов в год. Длительность путевки -12, 18, 21, 24 дня.

       Стоимость путевки составляет – обычный 1-2-х местный номер 2800 рублей для рабочих Нижнетагильского металлургического комбината и составляет 10% от стоимости путевки, в свободной реализации для предприятий и физических лиц до 28000 рублей. Стоимость  1-но  местного полулюкса составляет 31640 рублей, люкса 37800 рублей за 15 дней проживания, 3-х комнатный 2-х местный люкс стоит до 43400 рублей. В стоимость путевки входит: проживание, питание и лечение.

       Основная  масса реализованных путевок - 70-60% приходится на реализацию профсоюзам предприятий, 15-20% продается по прямым договорам с предприятиями, и незначительная доля – около 10-12% приходится на реализацию физическим лицам непосредственно через кассу санатория. По составу отдыхающих  около 13% приходится на участников и инвалидов ВОВ, которые отдыхают главным образом в период межсезонья, 25% составляют дети и подростки в возрасте до 16 лет. Более 30 % отдыхающих прибывает из центральной части Свердловской области. Около 55 % отдыхающих прибывает из города Нижний Тагил.

       Объектом  анализа выступает пищеблок (столовая) обслуживающий отдыхающих и персонал санатория-профилактория «Леневка». Производственные помещения пищеблока расположены на 1 этаже. На 1 этаже имеются два входа для персонала и для загрузки продуктов.

       Трехразовое питание в «Леневке» организовано в двух залах на 70 и 160 посадочных мест, рассчитанных на единовременное обслуживание всех отдыхающих. Зал имеет удобную обстановку, располагающую к отдыху, где установлены  четырёх местные столики квадратной формы, покрытые скатертью. Для украшения столов используют цветы. Обслуживание посетителей в залах производится только официантами с большим опытом работы.

       Общий состав помещений для посетителей  составляет 260 м2, в том числе обеденный зал - 154,5м2, банкетный залы общей площадью 95,5м2, бар -10м2. Кроме того, пищеблок имеет производственное помещение - 59м2 и складское помещение - 28м2.

       На  данном предприятии используется современное  оборудование фирмы Rolsen, ATESY, Abat, а именно: электроплита 4-х конфорочная без жарочного шкафа, шкаф жарочный ШЖ - 150 2-х секционный, электросковорода СЭСМ - 0,3 Н, ПМЭС - 70К, Электрогриль ЭГРЗ - 6М, микроволновая печь, ларь морозильный МЛП - 250, электроплита 4-х конфорочная с жарочным шкафом ПЭ - 0,48М, машина тестомесильная МТМ - 65, холодильник, блинный аппарат БА - 2/5.

       Основными поставщиками сырья пищеблока является: ООО «Интерпродукт», птицефабрика - «КуРиКо», ОАО «Мясокомбинат», ООО «Рыбторг», Петракаменская Овощная база, ОАО Хлебопекарня «Енисей».

       Квалификация  работников кухни, занятых непосредственно приготовлением продукции является высокой, так заведующий производством имеет 6 разряд, мастер повар – 6 разряд, шеф-повара работают по 5 разряду, кондитеры имеют 5 разряд квалификации;

       Диет  – сестры высшей категории разрабатывая меню (см. приложение 1.) для пищеблока санатория-профилактория, постоянно стараются обновлять ассортимент изготовляемой продукции, за счет внедрения новых рецептур.

       Все блюда гости выбирают по системе  «меню-заказ». Эксклюзивным предложением «Леневки» являются завтраки в виде «шведского стола». В меню всегда свежие овощи, фрукты, соки. Посетители, соблюдающие диету, могут питаться по индивидуальной программе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2. Анализ технико-экономических  показателей пищеблока  санатория-профилактория  «Леневка» 

       Важным  этапом характеристики предприятия  является его оценка с экономической точки зрения. Изучение таких показателей как товарооборот общественного питания, валовой доход, издержки обращения, прибыль и среднесписочная численность количественно определяет эффективность хозяйственной деятельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка». Основные экономические показатели деятельности столовой санатория-профилактория «Леневка» приведены в таблице 2.2.1. и 2.2.2.

     Таблица 2.2.1.

     Результаты  хозяйственной, экономической деятельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка» за 2007 – 2008 год.

Наименование  показателей 2007 г. 2008 г. Отклонение 

(+,-)

Темп роста, %
01 02 03 04 05
Товарооборот  в действующих ценах, тыс.руб. 6263 7273 1010 116,13
Товарооборот  в сопоставимых ценах, тыс.руб. 6263 6511,2 248,2 103,96
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. 2910 3461 551 118,93
Выручка от реализации продукции, работ, услуг 6263 7273 1010 116,13
Валовая прибыль, тыс.руб. 3353 3812 459 113,7
В % к товарообороту 53,54 52,41 -1,13 97,89
Издержки  обращения, тыс. руб. 3219 3622 403 112,52
Уровень издержек обращения, % 51,4 49,8 -1,6 96,89
Прибыль от реализации, тыс.руб. 134 190 56 141,79
В % к товарообороту 2,14 2,61 0,47 121,96
Внереализованные  доходы, тыс.руб. - - - -
Внереализованные  расходы, тыс.руб. - - - -
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. 134 190 56 141,79
Чистая  прибыль, тыс.руб. 101 145 44 143,56
Рентабельность  продаж, % 2,14 2,61 0,47 21,96
Численность работающих (чел.) 23 25 2 108,7
Товарооборот  на 1 раб., тыс. руб. 272,3 290,92 18,62 106,84
Среднемесячная  зарплата 1-го работающего, руб. 8 628 8932 304 103,52
Общая площадь, кв.м. 260,0 260,0 - -
Товарооборот  на 1м.кв, тыс.руб. 24,08 27,97 3,89 116,15
Стоимость основных фондов, тыс. руб. 245 226 -19 92,24
Фондоотдача, тыс. руб. 25,56 32,18 6,62 125,9

       В целом на предприятии наблюдается положительная тенденция развития основных экономических показателей. В 2008 г. увеличение товарооборота составило 116,13%. Темп роста товарооборота опережает темп роста валового дохода на 2,43%. По отношению к прошлому году валовой доход увеличился на 113,7%. Доля валового дохода в товарообороте снизилась на  1,13%. Несмотря на рост издержек обращения в сумме – увеличение составило 112,52%, их доля в товарообороте снизилась на 1,6%. Темп роста прибыли от реализации составил 141,79%, а темп роста чистой прибыли является наивысшим и  составляет 143,56%. Доля прибыли в отчетном году увеличилась на 0,47%. Среднесписочная численность на протяжении периода увеличилась на 2 человека. Товарооборот на одного работника увеличился на 106,84%. Торговая площадь не изменилась, а вот товарооборот на 1м² увеличился на 3,89 тыс. руб. В 2008 г. стоимость основных фондов снизилась на 19 тыс. рублей, или на 7,76%. По сравнению с прошлым годом на 1 рубль основных фондов приходится 32,18 тыс. рублей, что на 6,62 тыс. руб. больше прошлого года. Исходя из вышесказанного, работу предприятия можно оценить как эффективную. Это подтверждает соотношение индексов роста основных показателей. Индекс роста прибыли больше индекса роста товарооборота, индекс роста товарооборота больше индекса роста издержек обращения, индекс роста издержек обращения больше индекса роста численности работников (1,418>1,161>1,125>1,087).  

     Таблица 2.2.2.

     Результаты  хозяйственной, экономической деятельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка» за 2008 – 2009 год.

Наименование  показателей 2008 г. 2009 г. Отклонение 

(+,-)

Темп роста, %
01 02 03 04 05
Товарооборот  в действующих ценах, тыс.руб. 7273 7672 399 105,49
Товарооборот  в сопоставимых ценах, тыс.руб. 6511,2 6751,7 240,5 103,69
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. 3461 3746 285 108,23
Выручка от реализации продукции, работ, услуг 7273 7672 399 105,49
Валовая прибыль, тыс.руб. 3812 3926 114 102,99
В % к товарообороту 52,41 51,17 -1,24 97,63
Издержки  обращения, тыс. руб. 3622 3659 +37 101,02
Уровень издержек обращения, % 49,8 47,69 -2,11 95,76
Прибыль от реализации, тыс.руб. 190 267 77 140,53
В % к товарообороту 2,61 3,48 0,87 133,33
Внереализованные  доходы, тыс.руб. - - - -
Внереализованные  расходы, тыс.руб. - - - -
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. 190 217 27 114,21
Чистая  прибыль, тыс.руб. 145 170 25 117,24
Рентабельность  продаж, % 2,61 3,48 0,87 133,3
Численность работающих (чел.) 25 24 -1 96
Товарооборот  на 1 раб., тыс. руб. 290,92 319,67 28,75 109,88
Среднемесячная  зарплата 1-го работающего, руб. 8932 8870 -62 99,31
Общая площадь, кв.м. 260 260 - -
Товарооборот  на 1м.кв, тыс.руб. 27,97 29,51 1,54 105,5
Стоимость основных фондов, тыс. руб. 226 308 82 136,28
Фондоотдача, тыс. руб. 32,18 24,91 -7,27 77,41

       Проанализировав таблицу 2.1.2., можно сделать вывод, что финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно оценить как положительную, так как возросли такие показатели как себестоимости (на 285 тыс. руб. в 2009 г по сравнению с 2008 годом) и выручки (на 399 тыс. руб. в 2009 г), следовательно, возросла и прибыль от продаж (на 77 тыс. руб. в 2009 г,). Положительным фактором для предприятия считается снижение уровня издержек обращения в 2009 году против 2008 года на 2,11%,. Таким образом индексная цепочка показателей имеет вид: Јn  >  Јт/об > Јио > Јч, т. е. 1,405 > 1,055 > 1,01 < 0,96.

       Увеличению  прибыли от продажи товаров и  продукции способствовало увеличение уровня инфляции в 2008 году на уровне 11,7%, а в 2009 году на уровне 13,63%, в результате чего сопоставимый оборот в 2008 г. составил 6511,2 тыс. руб. (7273 / 1,117), а в 2009 году 6751,7 (7672/1,1363).

       С учетом этого изменение темп роста объема продаж за 2008 год составил 103,96% (6511,2/6263*100%), а в 2009 году этот же показатель составил 103,69% т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 3,96% и 3,69% соответственно.

       Показатель рентабельности продаж в 2009 г. составил 3,48%, что выше показателя 2008 г. на 0,87%,. Данное повышение рентабельности продаж связано с пропорциональным увеличением прибыли от продаж и выручки от реализации, что связано с ростом объема реализации продукции.

       Стоимость основных средств в 2009 году против предыдущего увеличилась на 36,28% или 82 тыс. руб. в связи с закупкой предприятием электроплиты.

       Показатель фондоотдачи в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизился на 7,27 тыс.руб. или 22,59% и составил 24,91 тыс.руб. Данное снижение связано прежде всего с увеличение стоимости основных производственных фондов.

       Численность работников предприятия за два рассматриваемых года снизилась на одного человека и составила 24 человека. Предприятие решило сократить штат сотрудников на время кризисной ситуации в стране, чтобы снизить сумму издержек на заработную плату рабочих.

      1. Анализ объемов производства (продаж) и ассортимента продукции (работ, услуг и т.д.)
 

       Объем выпуска, и объем реализации продукции  являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Для анализа объема производства продукции используются натуральные, условные и стоимостные показатели.

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия, пути их повышения на примере пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория "Леневка"