Проблемы управления финансами и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявить проблемы управления финансами и наметить пути их решения.
Основными задачами курсовой работы являются:
- теоретические основы анализа доходов и расходов бюджетных учреждений;
- анализ планирования доходов и расходов бюджетного учреждения;
- совершенствование системы планирования доходов и расходов бюджетного учреждения.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы анализа доходов и расходов бюджетных учреждений 7
1.1 Понятие доходов и расходов бюджетных учреждений. Нормативно-правовое регулирование доходов и расходов бюджетных учреждений 7
1.2 Анализ планирования доходов и расходов бюджетных учреждений (до 2010 года) 17
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности Министерства образования РФ за 2010-2011 гг. 27
2.1 Краткая характеристика Министерства образования РФ 27
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности Министерства образования РФ 29
2.3 Разработка рекомендаций по оптимизации расходов бюджетного учреждения 39
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 205.83 Кб (Скачать)

Порядок составления, утверждения  и ведения бюджетных смет и  смет от приносящей доход деятельности устанавливался главным распорядителем средств бюджета, в ведении которого находятся бюджетные учреждения.

Смета по деятельности, осуществляемой за счет средств бюджета, стала называться бюджетной сметой с 2008 г. в связи  с изменениями в части бюджетной  классификации, полномочий участников бюджетного процесса и включения  в смету бюджетных обязательств только по обеспечению деятельности бюджетного учреждения (с отражением иных бюджетных ассигнований и лимитов  бюджетных обязательств в составе  бюджетной росписи), внесенными в  Бюджетный кодекс Законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Общие требования к порядку  составления, утверждения и ведения  бюджетных смет установлены Приказом N 112н. Указанные Требования распространялись на бюджетные учреждения, а также  на органы государственной, муниципальной  власти и органы управления государственными внебюджетными фондами. Минфин России издал Приказ от 30 июля 2010 г. N 84н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. N 112н». Изменения вступили в силу с 1 января 2011 г. и до 1 июля 2012 г. будут применяться к государственным (муниципальным) учреждениям, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидий, то есть к казенным учреждениям.

Составлением сметы является установление объема и распределения  направлений расходования средств  бюджета на основании доведенных до учреждения лимитов бюджетных  обязательств по расходам бюджета на принятие и исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года7.

Порядок составления, утверждения  и ведения сметы по приносящей доход деятельности утверждается главным  распорядителем бюджетных средств  и, как правило, содержит объемы поступления  средств от приносящей доход деятельности с указанием источников образования  по кодам классификации доходов  бюджета и направлений использования  этих средств по кодам классификации  расходов бюджета, содержащих код главы  по бюджетной классификации и  код классификации операций сектора  государственного управления, а также  изменений остатка средств на счетах в разрезе кода главы по бюджетной классификации и кодам  КОСГУ.

Таким образом, как правило, внебюджетная смета содержит следующие  разделы.

I. Остаток средств на  начало текущего финансового  года - показывается остаток средств  по приносящей доход деятельности, учитываемый на лицевом счете  учреждения на 1 января, без указания  источников его образования.

II. Доходы по кодам классификации  доходов бюджетной классификации  РФ - указываются ожидаемые в текущем  финансовом году поступления  денежных средств по всем источникам  образования средств от приносящей  доход деятельности в структуре  показателей классификации доходов  бюджетов. При этом приводятся  только те коды классификации  доходов бюджетов, по которым  учреждение предусматривает суммы  доходов.

III. Расходы в разрезе  КОСГУ бюджетной классификации  РФ - отражаются суммы средств  от приносящей доход деятельности (с учетом остатка средств на  начало года) по направлениям  их использования в текущем  финансовом году в структуре  кодов КОСГУ без отнесения  расходов к конкретным источникам  образования средств.

Расходы по смете должны соответствовать направлениям использования  средств от приносящей доход деятельности, указанным в Разрешении на осуществление  приносящей доход деятельности (Приложение 5 к Приказу N 88н), оформленном учреждению или обособленному подразделению.

В целях осуществления  операций со средствами, полученными  от приносящей доход деятельности, наряду со сметой главный распорядитель (распорядитель), получатель бюджетных  средств представляет в орган  Федерального казначейства по месту  его обслуживания Сведения о сметных  назначениях по форме, утвержденной Приказом N 88н.

Как говорилось выше, единого  нормативно-правового акта, обязывающего все государственные учреждения вести сметы доходов и расходов по средствам, поступающим в доход  бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности  и переданного в оперативное  управление бюджетным учреждениям, нет. Почему же у некоторых отраслевых министерств возникла необходимость  в их ведении?

В соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса доходы, получаемые бюджетными учреждениями в виде арендной платы, относятся к доходам от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности. В отношении указанных доходов  пп. 1 п. 11 ст. 5 Закона N 63-ФЗ (с изменениями, внесенными Законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) гласит, что доходы от сдачи в  аренду имущества, находящегося в федеральной  собственности и переданного  в оперативное управление федеральным  бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных  учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их материально-технической  базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной  структурой расходов федерального бюджета.

Таким образом, принцип расходования средств от приносящей доход деятельности и арендных доходов различен. Как  указывалось выше, доходы от сдачи  в аренду имущества могут быть направлены только на содержание и  развитие материально-технической базы, в то время как ограничения по направлению расходования средств от приносящей доход деятельности законодательно не установлены.

Кроме того, в соответствии с п. 2.1 Порядка учета бюджетных  обязательств получателей средств  федерального бюджета, утвержденного  Приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. N 98н "О Порядке учета бюджетных  обязательств получателей средств  федерального бюджета" (далее - Порядок N 98н), основанием для постановки на учет бюджетных обязательств по государственным  контрактам и иным договорам являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (Приложение 1 к Порядку N 98н). При  этом Сведения об обязательстве подлежат проверке уполномоченным работником органа Федерального казначейства на наличие  в числе прочего источника  исполнения бюджетного обязательства  по видам средств для исполнения обязательств: средства федерального бюджета, средства дополнительного  источника бюджетного финансирования за счет арендных платежей, средства от приносящей доход деятельности и  по каждому коду классификации расходов федерального бюджета (п. 2.3 Порядка N 98н).

Таким образом, средства, полученные за счет арендных платежей, обособлены в общей структуре источников исполнения бюджетного обязательства, что служит косвенным доказательством  необходимости ведения смет доходов  и расходов по средствам, поступающим  в доход бюджета от сдачи в  аренду имущества.

Форма сметы доходов и  расходов по средствам, поступающим  в доход бюджета от сдачи в  аренду имущества, находящегося в федеральной  собственности и переданного  в оперативное управление бюджетным  учреждениям, утверждается распорядительным актом главного распорядителя и  представляет собой, как правило, таблицу, имеющую два раздела: доходы и  расходы. В доходной части сметы  указываются источники поступлений  средств от арендных платежей, в  расходной - направления их расходования.

Как говорилось выше, доходы от сдачи имущества в аренду в  соответствии с Законом N 63-ФЗ должны направляться на содержание и развитие материально-технической базы учреждений. Соответственно, можно было бы предположить, что в расходной части сметы доходов и расходов по средствам, поступающим в доход бюджета от сдачи в аренду имущества, должны быть указаны два кода КОСГУ - 310 «Увеличение стоимости основных средств» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Однако развитие материально-технической базы может осуществляться как путем закупки основных средств и материальных запасов с отражением указанных расходов по соответствующим КОСГУ, определенных Указаниями N 150н, так и силами самого учреждения. Например, учреждение силами своих работников может построить, модернизировать или реконструировать какие-либо объекты, а также привлекать для этих целей сторонние организации. В этом случае в смету могут быть включены и иные коды КОСГУ - 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» и другие.

Так, например, в форме, утвержденной Приказом N 2363, в расходной части  сметы предусмотрены такие статьи расходов, как 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», 220 «Оплата работ, услуг», 240 «Безвозмездные перечисления организациям», 290 «Прочие расходы», 300 «Поступления нефинансовых активов».

Бюджетное учреждение составляет проект сметы доходов и расходов по средствам, поступающим в доход  бюджета от сдачи в аренду имущества, затем руководитель учреждения представляет проект сметы главному распорядителю  на утверждение, а главный распорядитель  доводит до бюджетных учреждений утвержденные им сметы.

В ходе исполнения бюджета  возникают ситуации, когда по тем  или иным причинам необходимо внести изменения в сметы учреждений. При этом внесение изменений в  бюджетную смету производится только в пределах доведенных учреждению в  установленном порядке объемов  соответствующих лимитов бюджетных  обязательств либо - при изменении  лимитов - после утверждения соответствующих  объемов обязательств.

Главные распорядители (распорядители) в пределах своих полномочий имеют  право перемещать бюджетные ассигнования и изменять лимиты бюджетных обязательств между получателями, а также инициировать внесение изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и правовыми актами субъекта РФ.

Показатели уведомления  о лимитах бюджетных обязательств служат основанием для составления  получателями бюджетных средств  смет. Внесение изменений в смету  осуществляется путем утверждения  изменений показателей - сумм увеличения или уменьшения объемов сметных  назначений в следующих случаях (рис. 3)8.

Изменения в смету должны быть внесены в течение 10 дней со дня получения уведомления об изменении бюджетных ассигнований. Приказом N 84н утвержден рекомендованный  к применению с 1 января 2011 г. образец  изменений показателей бюджетной  сметы, где суммы увеличений объемов  сметных назначений должны отражаться со знаком «плюс», а суммы уменьшения - со знаком «минус».

 

Рисунок 3 - Внесение изменений в смету бюджетного учреждения до 2011 года

 

Утверждение изменений, внесенных  в смету, осуществляется руководителем  главного распорядителя средств  бюджета, утвердившего смету учреждения (руководителем распорядителя средств  бюджета, учреждения - в случае предоставления им права утверждать смету в соответствии с п. 8 Общих требований, утвержденных Приказом N 112н), на основании предложений  руководителя учреждения в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета.

Показатели сметного планирования подвергаются проверке практически  на каждом этапе:

- на этапе составления  - получателем бюджетных средств;  на этапе согласования и утверждения  - главным распорядителем;

- в процессе исполнения  и внесения изменений - получателем  бюджетных средств, главным распорядителем  и органом казначейства;

- последующий контроль  осуществляют финансовые и контролирующие  органы.

При этом могут быть выявлены следующие нарушения (рис. 4).

Рисунок 4 - Структура нарушений при реализации порядка составленияи ведения смет

Недостатки по форме сметы  сводятся в основном к отсутствию обязательных реквизитов, отсутствию расшифровки подписи и даты утверждения  сметы. Указанные замечания не влекут за собой возникновения финансовых обязательств получателя бюджетных  средств по уплате штрафных санкций, однако связаны с нарушением норм ряда нормативно-правовых актов.

Основа любого планирования - четкое финансовое обоснование, то есть расчеты. Приказом N 112н установлена  обязанность учреждения прилагать  обоснования (расчеты) плановых сметных  показателей, использованных при формировании сметы. При этом с 1 января 2011 г. они  стали неотъемлемой ее частью. Однако нередки случаи, когда такие расчеты  отсутствуют, а планирование осуществлено путем индексации расходов предыдущего  финансового года. Кроме того, имеют  место фактические, арифметические и иные ошибки и неточности в расчетах.

Так, например, при планировании ассигнований бюджетными учреждениями применяются тарифы, отличные от установленных  нормативно-правовыми актами для  бюджетных групп потребителей. Такая  ситуация является неправомерной, а  средства признаются излишне запланированными.

Итак, с 2012 года координально изменилась система финансирования бюджетных учреждений, которым и  является Министерство образования  и науки. Рассмотрим в следующей  главе, каким образом в данном учреждении осуществлялся механизм планирования доходов и расходов.

 

 

2 Анализ финансово-хозяйственной  деятельности Министерства образования  РФ за 2010-2011 гг.

 

2.1 Краткая характеристика Министерства  образования РФ

 

 

Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере образования, научной, научно-технической  и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а  также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся  и воспитанников образовательных  учреждений.Цели Минобрнауки России определены исходя из важности и необходимости  удовлетворения потребностей населения  в образовании, обеспечения доступности  качественного образования, насыщения  экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-технической  деятельности, повышения эффективности  использования научно-технических  достижений, реформирования научной  сферы и стимулирования инновационной  деятельности как ключевых источников устойчивого экономического роста  и повышения благосостояния общества.Министерство образования и науки состоит  из множество департаментов, выполняющих  свою роль в составе министерства (рис. 5).

Информация о работе Проблемы управления финансами и пути их решения