Проблемы управления финансами и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявить проблемы управления финансами и наметить пути их решения.
Основными задачами курсовой работы являются:
- теоретические основы анализа доходов и расходов бюджетных учреждений;
- анализ планирования доходов и расходов бюджетного учреждения;
- совершенствование системы планирования доходов и расходов бюджетного учреждения.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы анализа доходов и расходов бюджетных учреждений 7
1.1 Понятие доходов и расходов бюджетных учреждений. Нормативно-правовое регулирование доходов и расходов бюджетных учреждений 7
1.2 Анализ планирования доходов и расходов бюджетных учреждений (до 2010 года) 17
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности Министерства образования РФ за 2010-2011 гг. 27
2.1 Краткая характеристика Министерства образования РФ 27
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности Министерства образования РФ 29
2.3 Разработка рекомендаций по оптимизации расходов бюджетного учреждения 39
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 205.83 Кб (Скачать)

2.3 Разработка  рекомендаций по оптимизации  расходов бюджетного учреждения

 

 

В целях повышения  эффективности бюджетных расходов Правительство РФ поставило задачу к 2017 году реформировать систему  бюджетных платежей, сосредоточив счета  всех бюджетов бюджетной системы  РФ, участников бюджетного процесса, государственных  и муниципальных учреждений и  иных клиентов только в Федеральном  казначействе с открытием ему  в Банке России одного счета. Мероприятия по оптимизации расчетной сети и развитию платежной системы в направлении централизации расчетов, проводимые сегодня Банком России, актуализируют вопрос об изменении принципов взаимоотношений платежных систем Банка России и Федерального казначейства, а также об изменении механизмов в организации кассового устройства исполнения бюджетов. 

В условиях конкуренции следование концепции управления на результат  объективно ориентирует экономические  субъекты на повышение качества деятельности.  Носителями  (субъектами)  конкурентных отношений являются уже не только бизнес-системы,  но и само государство  –  его отдельные территориальные  образования – регионы и муниципалитеты. Переход к управлению результатами дает преимущества для всех участников процесса.

У парламента и правительства  появляется более качественная и  прозрачная информация о результатах  использования бюджетных средств, возможность прямого контроля за эффективностью работы государственного сектора.

Министерства и подведомственные им организации получают возможность  целенаправленно, адресно планировать  бюджетные ресурсы в соответствии с объемами реализуемых полномочий;  самостоятельность в оперативном  управлении расходами; возможность  стимулировать персонал по конкретным результатам деятельности. Таким  образом, создаются необходимые  предпосылки для эффективного использования  бюджетных ресурсов на основе прямых и обратных связей. Это означает одно важное обстоятельство: бюджетное  планирование приобретает ключевые признаки системности, адекватно вписываясь в институциональную среду рыночной экономики.

Сущность управления и  финансирования, ориентированных на результат, заключается в переносе в государственный и муниципальный  секторы региональной экономики  принципов распределения ресурсов, оценки результативности и эффективности  расходов, характерных для корпоративного сектора в рамках жестких бюджетных  ограничений:

•  планирование по видам  расходов заменяется на планирование социально-экономической результативности деятельности учреждений бюджетной  сферы (по параметрам бюджетных услуг);

•  распределение бюджетных  средств зависит от достижения показателей  социально-экономической результативности;

•  бюджетные средства распределяются по бюджетным программам;

•  бюджетные программы  формулируются на основе общих целей, задач и приоритетов, согласованных  с законодательными органами и населением;

•  распорядители  (получатели)  бюджетных средств свободны в  выборе способов достижения поставленных перед ними целей и задач;

•  ответственность распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей за конечный результат усиливается;

•  контроль использования  бюджетных средств смещается  с внешнего контроля за целевым использованием средств к внутреннему контролю за эффективностью расходов.

Одной из важнейших проблем  (если не самой важной),  которую  необходимо решить при внедрении  управления и бюджетного финансирования, ориентированного на результат,  является:  что именно считать результатом  деятельности администраторов бюджетных  средств? От правильной формулировки результата зависят итоги управленческой деятельности региональных органов власти.

Основные компоненты реформирования бюджетного процесса в направлении  бюджетного финансирования, ориентированного на результат, включают:

- создание такого механизма  планирования бюджетных расходов  и подготовки проекта бюджета,  при котором заранее определяются  и формализуются цели, которые  должны быть достигнуты в результате  расходования бюджетных средств;  система показателей, на основе  которой будет осуществляться  мониторинг степени достижения  поставленных целей;

-  предоставление распорядителям  и получателям бюджетных средств  большей свободы в принятии  решений по наиболее эффективной,  с точки зрения достижения  поставленных целей, структуре  расходов;

-  повышение ответственности  распорядителей бюджетных средств  за достижение поставленных целей  путем внедрения системы мониторинга  и оценки эффективности их  деятельности, позволяющей отслеживать  степень выполнения принятых  на себя обязательств на основе  установленных показателей конечных  и непосредственных результатов  деятельности;

-  внедрение эффективной  системы стимулирования государственных  служащих,  иных работников бюджетной  системы,  а также руководителей  государственных органов и их  подразделений по результатам  деятельности и степени личного  вклада в достижение таких  результатов.

В соответствии с этими  принципами при подготовке проекта  бюджета главные распорядители  бюджетных средств должны обосновывать объемы и структуру своих расходных  потребностей, формулируя:

- стратегические цели  деятельности, которые они намереваются  достичь с учетом стратегии  правительства на среднесрочную  и долгосрочную перспективу и  в соответствии с закрепленными  за ними основными функциями;

-  основные задачи,  через решение которых реализуются  поставленные стратегические цели  и соответствующие им конкретные  направления деятельности, связанные  с оказанием услуг определенного  качества и объема и достижения  определенного эффекта от их  предоставления конечным потребителям (населению, предприятиям и т.п.);

-  внутриведомственные  и межведомственные  (федеральные  целевые и иные)  программы,  посредством которых обеспечивается  реализация конкретных направлений  деятельности и решение основных  задач.

Главное отличие ныне системы  бюджетного финансирования от управления и бюджетного финансирования, ориентированного на результат, состоит в том, что  бюджет, ориентированный на результат, стимулирует государственные органы сосредоточить внимание на целях  и результатах своей деятельности. Так, отправной точкой управления и бюджетного финансирования,  ориентированного на результат,  является определение конечных результатов расходования бюджетных средств и показателей, на основании которых можно судить о степени достижения поставленных целей,  т.е.  удовлетворенность населения объемом и качеством оказанных бюджетных услуг.

Система управления и бюджетного финансирования, ориентированного на результат, преследует общую цель –  повышение эффективности управления государственным сектором. Так, результатом  такого подхода должно стать более  эффективное распределение государством бюджетных ресурсов между приоритетными  направлениями государственной  политики  (между конкурирующими статьями расходов)  и повышение  эффективности их использования. Для  общества ценность рассматриваемого подхода  состоит в том, что оно позволяет  лучше понять, какие цели ставит перед собой правительство, насколько  они отвечают потребностям населения  и в какой степени правительству  удается достичь поставленных целей.

Основными критериями оценки работы государственных органов  в соответствии с принципами управления и бюджетного финансирования, ориентированного на результат,  являются экономическая  эффективность государственных  программ,  т.е.  соотношение объема предоставленных услуг и затрат на их предоставление, и социальная эффективность, под которой понимается степень достижения конечных результатов, последствий, социальных эффектов программ. Отличительной особенностью бюджета, ориентированного на результат,  является гибкость,  которая заключается  в том,  что администратор программы  может корректировать годовой финансовый план по итогам системного мониторинга  результативности управления, принятия решений и мер по дальнейшему  совершенствованию государственного управления, а также для поощрения  субъектов, достигших наилучших  значений показателей. Кроме того, переход  к формированию бюджета, ориентированного на результат, дает возможность повысить прозрачность бюджетных расходов и  их ориентацию на достижение конечных результатов, что означает возможность  повышения эффективности расходования бюджетных средств. Концепция управления и бюджетного финансирования,  ориентированного на результат, является механизмом содержательного анализа проводимой государственной политики в различных направлениях.  Иными словами, цель здесь – выбор эффективных направлений государственной политики. Под эффективными в этом смысле следует понимать наиболее актуальные, востребованные обществом, реализующие стратегию развития задачи и направления деятельности. Механизм управления и бюджетного финансирования, ориентированного на результат, предназначен для совершенствования процесса производства государством общественных услуг, т. е. для наиболее эффективной реализации государственной политики.

Таким образом, основная цель проводимой реформы финансирования государственных учреждений состоит  не в сокращении расходов учреждений, а повышении эффективности их работы, становлении прозрачности финансированию расходов учреждения.

Таким образом, с целью  оптимизации планирования расходов Министерства образования и науки, следует нормировать расходы  бюджетного учреждения.

Рассмотрим, какую сумму  возможно будет сэкономить в 2012 году при более точном сметном планировании.

Таблица 7 - Плановые показатели в смете расходов

Наименование расходов

2011 г., по смете, тыс.руб.

2011 г., по факту, тыс.руб.

Абсолютное отклонение, +,-

Процент соблюдения/ несоблюдения сметы, %

1

2

3

4

5

Расходы, всего

8481359

8846135,3

364776,3

104,3

Оплата труда, начисления на оплату труда

7115359

7327935,3

212576,3

102,9

Заработная плата

4578210

4654250

76040

101,7

Прочие выплаты

117926,94

132365,3

14438,36

112,2

Начисления на оплату труда

2419222

2541320

122098

105,04

Оплата работ, услуг

1170000

1315200

145200

112,41

Услуги связи

27 000

45200

18200

167,41

Транспортные услуги

200 000

288000

88000

144,00

Коммунальные услуги

125 000

132000

7000

105,60

Прочие услуги

703 000

725000

22000

103,13

Прочие расходы

45 000

52000

7000

115,56

Поступление нефинансовых активов

151 000

151000

0

100,00

Увеличение стоимости  основных средств

151 000

151000

0

100,00


 

Перерасход в большей  степени, как видно из рисунка  13, был выявлен по статье транспортные услуги и заработная плата с начислениями на оплату труда.

Рисунок 13 - Перерасход по смете в Министерства образования и науки за 2011 год, тыс.руб.

 

Предположим, что в связи  с вводом нормативного сметного планирования, а также в связи с сокращением  некоторых статей расходов удастся  снизить объем расходов во всем Министерства образования и науки. Проведем некоторые расчеты.

Итак, составим смету расходов на 2012 год в связи с введенными изменениями в таблице 8.

Таблица 8 - Планирование расходов Министерства образования и науки на 2012 год

Наименование расходов

2011 г., по факту, тыс.руб.

2012 г., по плану, тыс.руб.

Экономия/ Перерасход в 2012 году в сравнении с 2011 годом, тыс.руб.

1

2

3

4

Расходы, всего

8846135,3

8327535

-518600

Оплата труда, начисления на оплату труда

7327935,3

7327935

0

Заработная плата

4654250

4654250

0

Прочие выплаты

132365,3

132365,3

0

Начисления на оплату труда

2541320

2541320

0

Оплата работ, услуг

1315200

947600

-367600

Услуги связи

45200

35000

-10200

Транспортные услуги

288000

150000

-138000

Коммунальные услуги

132000

138600

6600

Прочие услуги

725000

624000

-101000

Расходы при оплате проезда  в командировках

424000

424000

0

Расходы по закупкам

301000

200000

-101000

Прочие расходы

52000

52000

0

Поступление нефинансовых активов

151000

0

-151000

Увеличение стоимости  основных средств

151000

0

-151000

Информация о работе Проблемы управления финансами и пути их решения