Проблемы управления финансами и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявить проблемы управления финансами и наметить пути их решения.
Основными задачами курсовой работы являются:
- теоретические основы анализа доходов и расходов бюджетных учреждений;
- анализ планирования доходов и расходов бюджетного учреждения;
- совершенствование системы планирования доходов и расходов бюджетного учреждения.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы анализа доходов и расходов бюджетных учреждений 7
1.1 Понятие доходов и расходов бюджетных учреждений. Нормативно-правовое регулирование доходов и расходов бюджетных учреждений 7
1.2 Анализ планирования доходов и расходов бюджетных учреждений (до 2010 года) 17
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности Министерства образования РФ за 2010-2011 гг. 27
2.1 Краткая характеристика Министерства образования РФ 27
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности Министерства образования РФ 29
2.3 Разработка рекомендаций по оптимизации расходов бюджетного учреждения 39
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 205.83 Кб (Скачать)

Рисунок 5 - Структура министерства образования и науки

 

Департамент  бюджетного  процесса,  учёта  и  отчётности  (далее 

Департамент) является структурным  подразделением Министерства образования  и науки Российской Федерации.

Департамент составляет совместно  со структурными подразделениями Министерства проект федерального бюджета на очередной  финансовый год и плановый период по Министерству  как  главному  распорядителю  бюджетных  средств  и  субъекту бюджетного планирования, организует работу по его рассмотрению в Министерстве  финансов  Российской  Федерации,  Министерстве  экономического  развития Российской Федерации и других федеральных органах государственной власти.

 
2.2 Анализ финансово-хозяйственной  деятельности Министерства образования  РФ

 

 

В соответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные средства Министерства образования и науки расходуются по следующим направлениям (рис. 6).

Рисунок 6 - Направления расходования бюджетного финансирования в Министерстве образования и науки

 

По сути это укрупненная  экономическая классификация расходов бюджета, которая в дальнейшем детализируется в целях планирования и учета.

Большинство плановых норм и нормативов (пожалуй, кроме сферы  оплаты труда и денежных компенсаций  и трансфертов) при составлении  смет самостоятельно рассчитывались бюджетными учреждениями с учетом местных цен  и тарифов. 

Статьи бюджетной классификации  жестко привязаны к определенным целям расходов, обеспечивая тем  самым действенный механизм контроля целевого назначения расходов. Одновременно изменчивость и нестабильность экономических  условий зачастую требуют внесения изменений в утвержденные планы (лимиты) на год, перераспределения  средств между статьями. Решение  о таком перераспределении принимает  Минфин России. Невысокая оперативность  механизма перераспределения затрудняла эффективное управление краткосрочным  планированием и расходованием  средств на уровне учреждения.

Проанализируем бюджетную  смету, утвержденную Министерством образования и науки.

Таблица 4 - Анализ бюджетной сметы 2009-2011 гг.

Наименование расходов

2009 г., сумма, тыс.руб.

2010 г., сумма, тыс.руб.

2011г., сумма, тыс.руб.

Темп роста 2011 г. к 2010 г., %

1

2

3

4

5

Расходы, всего

7627730

7627730

8481359

111,19

Оплата труда, начисления на оплату труда

6679410

6679410

7 115 359

106,53

Заработная плата

4325230

4325230

4 578 210

105,85

Прочие выплаты

83180,6

83180,6

117926,94

141,77

Начисления на оплату труда

2270999,4

2270999,4

2 419 222

106,53

Услуги связи

15000

15000

27 000

180,00

Транспортные услуги

150000

150000

200 000

133,33

Коммунальные услуги

95000

95000

125 000

131,58

Работы, услуги по содержанию имущества

100000

100000

115 000

115,00

Прочие услуги

425320

425320

703 000

165,29

Прочие расходы

38000

38000

45 000

118,42

Поступление нефинансовых активов

125000

125000

151 000

120,80

Увеличение стоимости  основных средств

125000

125000

151 000

120,80


 

Итак, как видно из таблицы, смета расходов на 2011 года больше 2010 года на 11,19%. Рассмотрим структуру расходов за 2010 и 2011 гг.

2009 год

2010 год

2011 год

Рисунок 7 - Структура расходов Министерства образования и науки за 2009-2011 гг., %

Анализируя рисунок 2.3 видно, что в 2010 и в 2011 году большую часть  в смете расходов занимает оплата труда и начисления на оплату труда. В смете 2010 года они составили 87,56% из всех расходов Министерства, а в 2011 году они составили 83,89% всех расходов.

Итак, в данной подпункте  была проанализирована смета расходов Министерства образования и науки, где было выявлено, что расходы, в соответствии со сметой, увеличились на 11,9%, в большей степени это произошло за счет повышения стоимости услуг связи, коммунальных и транспортных расходов, а также за счет роста затрат на оплату труда.

Рассмотрим структуру  оплаты услуг в Министерства образования и науки за 2010-2011 гг.

Таблица 5 - Структура расходов оплат работ, услуг и прочих расходов за 2009-2011 гг.

Показатель

2009 год, тыс.руб.

2010 год, тыс.руб.

2011 год, тыс.руб.

Темп роста 2011 г. к 2010 г., %

1. Оплата работ, услуг

785320

785320

1170000

148,98

1.1 Услуги связи

15000

15000

27000

180,00

1.2 Транспортные услуги

150000

150000

200000

133,33

1.2.1 Расходы по оплате  проезда по служебным командировкам

150000

150000

200000

133,33

1.3 Коммунальные услуги

95000

95000

125000

131,58

1.3.1 Отопление и технологические  нужды

45140,0

45140,0

60665,4

134,36

1.3.2 Электроэнергия

46210

46210

60581,43

131,1

1.3.3 Водоснабжение

1874,2

1874,2

2160,18

115,3

1.3.4 Септик

1775,8

1775,8

1416,8

79,8

1.4 Работы, услуги по содержанию  имущества

100000

100000

115000

115,00

1.5 Прочие услуги

425320

425320

703 000

165,29

1.5.1 Расходы при оплате  проживания в командировках

289000

289000

424000

146,06

1.5.2 Расходы по закупкам

136320

136320

279000

205,1

2.  Прочие расходы

38000

38000

45 000

118,42

2.1 Нотариальные услуги

12400

12400

12000

96,7

2.2 Налог на имущество

25600

25600

33000

128,9

3.  Поступление нефинансовых активов

125000

125000

151 000

120,80

3.1 Увеличение стоимости  основных средств

125000

125000

151 000

120,80


 

Анализ динамики и структуры  расходов на оплату работ и услуг  показала, что данная статья выросла  на 48,98%. Рассмотрим, за счет чего это  произошло.

Рисунок 9 - Изменение расходов по оплате работ и услуг в Министерстве образования и науки за 2009-2011 гг., тыс.руб.

 

Анализ расходов Министерства по оплате работ и услуг показал, что в большей степени выросли расходы по статье «прочие услуги». Данный показатель увеличился на 65,29%.

Изучим более детально статьи расходов по «прочим услугам». Наибольший прирост по исследуемой  статье наблюдался в расходах на проживание в командировках, что вызвано  увеличением количества проездов.

Состав прочих расходов Министерства состоит из уплаченных налогов, которые строго регламентированы налоговым кодексом и иными нормативно-правовыми актами, и пересмотру не подлежит.

В 2011 году поступили новые  нефинансовые активы в Министерстве. Были приобретены новые компьютеры и прочая оргтехника.

В целом можно отметить, что большую часть расходов Министерства составляют расходы на оплату труда специалистов.

Можно предположить, что  практически любое бюджетное  учреждение может оказаться в  ситуации, когда свою потребность  в финансировании придется доказывать на конкретных цифрах и в условиях жесткой конкуренции. Таким образом, грамотное планирование может сыграть  решающую роль в деятельности учреждения.

В ходе финансирования выделение  бюджетных  средств учреждению должно осуществляться своевременно  непрерывно. Только при этом условии обеспечивается нормальная работа учреждения и соблюдение им расчетной дисциплины.

Анализ деятельности бюджетных  учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствуют  ли качество и объем услуг, оказываемых  населению или другим субъектам  хозяйствования, затратам, которые  несет государство по их оказанию.

Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших  сумм бюджетных средств с кассовыми  расходами учреждения, устанавливаются  факты недофинансирования. Их наличие  оказывает отрицательное влияние  на работу учреждения по оказанию населению  в необходимом объеме услуг и  эффективность использования ресурсов.

Проанализируем плановые показатели (в смете расходов) и  фактические показатели (сколько  было перечислено из бюджета фактически), подробно изучив отчет о финансовых результатах деятельности 2010-2011 гг.

 

Таблица 6 - Плановые показатели в смете расходов

Наименова-ние расходов

2010 г., по смете, тыс.руб.

2010 г., по факту, тыс.руб.

Процент соблюде-ния/ несоблюде-ния  сметы, %

2011 г., по смете, тыс.руб.

2011 г., по факту, тыс.руб.

Процент соблюде-ния/ несоблюде-ния  сметы, %

1

2

3

4

5

6

7

Расходы, всего

7627730

7675930

100

8481359

8846135,3

104,3

Оплата труда, начисления на оплату труда

6679410

6679410

100

7115359

7327935,3

102,9

Заработная плата

4325230

4325230

100

4578210

4654250

101,7

Начисления на оплату труда

2270999,4

2270999,4

100

2419222

2541320

105,04

Оплата работ, услуг

785320

826520

105,25

1170000

1315200

112,41

Услуги связи

15000

18520

123,47

27 000

45200

167,41

Транспорт-ные услуги

150000

156000

104

200 000

288000

144

Коммуналь-ные услуги

95000

92000

96,84

125 000

132000

105,60

Прочие услуги

425320

458000

107,68

703 000

725000

103,13

Прочие расходы

38000

45000

118,42

45 000

52000

115,56

Поступление нефинансовых активов

125000

125000

100

151 000

151000

100

Увеличение стоимости  основных средств

125000

151000

120,80

151 000

151000

100


 

Итак, как видно из таблицы6, фактически было перечислено значительно больше средств, чем изначально закладывалось в смете расходов. Видимо, Министерство недостаточно качественно производит расчеты, что приводит к фактическому увеличению расходов.

Рисунок 9 - Динамика расходов по смете и по факту за 2010-2011 гг.

 

В состав прочих услуг в Министерства вошли затраты на канцелярию, перевоз сотрудников. Данная статья расходов не была точно запланирована ни в 2010, ни в 2011 году, что характеризуется отсутствием точных данных по количеству планируемых перевозок сотрудников Министерства и невозможности 100% планирования расходов на канцелярию, заправку картриджей. Что и вызвало превышение расходов по прочим услугам в 2011 и 2010 году в сравнении со сметой.

Рисунок 10 - Сравнение расходов за 2010 год (план и факт), тыс.руб.

 

В 2010 году фактические и планируемые  расходы не совпали по следующим  статьям: прочие расходы, прочие услуги, по факту также превысил транспортные расходы, что было вызвано ростом стоимости бензина. Точно была спланирована заработная плата и начисления на оплату труда, поскольку данная статья затрат строго регламентирована законом.

Рисунок 11 - Сравнение расходов за 2011 год (план и факт), тыс.руб.

Рисунок 12 - Норматив выполнения/перевыполнения сметы в Министерстве образования и науки

 

Анализ нормативов выполнения плана  сметы показал, что в 2011 году смета  была значительно превышена. Так  были сильно превышены расходы на услуги связи заработную плату и  транспортные услуги. В этой связи, составляя план на будущий период необходимо учесть данные моменты.

Итак, анализируя бюджетные поступления  по факту видно значительное превышение фактических показателей над  плановыми. Следовательно, можно говорить о неточном составлении сметы расходов.

В целом системе сметного планирования присущи следующие  недостатки.

1. Непрозрачность планирования - показатели плана не характеризовали  обоснованность расходов.

2. Затратный принцип - при планировании отталкивались  от сложившегося уровня расходов, отсутствовали стимулы к их  снижению.

3. Отсутствие оперативного  механизма в обоснованном изменении  плановых показателей.

Сама система сметного планирования, основанная на затратном  принципе, создает трудности на пути совершенствования управления бюджетными финансами, что и определяет необходимость  ее реформирования. Бюджетная политика меняется, что влечет изменения в  порядке составления финансовых планов и смет.

Информация о работе Проблемы управления финансами и пути их решения