Пути повышения рентабельности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:23, дипломная работа

Описание работы

Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Работа содержит 3 файла

АФХД.doc

— 674.00 Кб (Открыть, Скачать)

смотреть.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

 

     На основании представленных в таблице 2.16 данных о рентабельности предприятия составим график (рисунок 2.1). 

     

     Рис. 2.1. Показатели рентабельности ООО «», за 2007–2009 гг. 

     Таким образом, из представленных данных видно, что показатели рентабельности снижаются.

     После общего расчета рентабельности работы предприятия перейдём к определению  уровня рентабельности производства. Рентабельность, как было отмечено в теоретической части данной работы, рассчитывается путём сопоставления  прибыли с затратами.

     Поэтому, прежде чем определить уровень рентабельности производства необходимо установить из каких источников формируются его  денежные средства, какова балансовая прибыль на предприятии и как  она изменяется в динамике.

     Для определения источников поступления денежных средств воспользуемся таблицей 2.17. 

     Таблица 2.17. Структура поступлений денежных средств, 2007–2009 гг.

Название  показателя 2007 год 2008 год 2009 год
сумма тыс. руб. % сумма тыс. руб. % сумма тыс. руб. %
Поступило денежных средств – всего  
4263
 
100,00
 
993
 
100,00
 
851
 
100,00
в том  числе:            
выручка от реализации товаров, продукции и  услуг  
4213
 
98,8
 
719
 
72,4
 
163
 
19.2
авансы, полученные от покупателей (заказчиков)  
-
 
-
 
-
 
-
 
623
 
73.2
кредиты и займы - - 130 13.1 - -
прочие  поступления 8 0.2 116 11.7 33 3,8

 

     Данные  таблицы 2.17 показывают, что денежные средства на предприятие поступают в основном в виде выручки от реализации продукции, товаров и услуг. Так в 2007 году она составила 98,8% от всех поступлений, а в 2008 году – 72,4%. Исключение составляет лишь 2009 году, когда выручка от реализации товаров составили всего 19,2%, а остальные денежные средства формировались за счёт авансов, полученных от покупателей и заказчиков (73,2%). Если взглянуть на всю совокупность денежных средств, то легко отметить тенденцию к их снижению. Так в 2009 году этот показатель снизился в 5 раз по сравнению с 2007 годом.

     Для расчёта уровня рентабельности по всему  производству необходимо установить, какова его балансовая прибыль.

     Под балансовой прибылью понимается конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия или фирмы. Она включает в себя три элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия; финансовый результат от внереализационных операций.

     Из  каких элементов формируется  балансовая прибыль производства можно  установить из таблицы 2.18. 

     Таблица 2.18. Формирование и распределение прибыли производства, тыс. руб.

Название  показателя Годы
2007 2008 2009
Выручка от реализации товаров, продукции, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных  платежей) 1758 2957 11373
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 2450 2739 10658
Прибыль 634 172 737
Балансовая  прибыль 818 37 76
Налог на прибыль - 13 72
Нераспределённая  прибыль (убыток) - - -

 

     Как видно из таблицы 2.18, балансовая прибыль  формируется в основном за счёт финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.

     Рассматривая  показатели таблицы в динамике, можно установит, что за три анализируемых года происходит уменьшение балансовой прибыли с 818 тыс. руб. в 2007 году, до 76 тыс. руб. в 2009 году.

     Снижение  прибыли объясняется, прежде всего, тем, что наряду с увеличением  выручки от реализации продукции, товаров и услуг происходит ещё большее увеличение их себестоимости.

     Например, в 2008 году выручка от реализации продукции  увеличилась по сравнению с 2007 годом  на 50,2%, а её себестоимость лишь на 34,20%. Снижение балансовой прибыли объясняется ещё и тем, что нет устойчивого спроса на продукцию

     Теперь  перейдём к определению уровня рентабельности производства, как по всему предприятию, так и по основным видам продукции, на производстве которых ООО «» специализируется – это евроокна и двери из ПВХ, алюминиевые конструкции.

     Для проведения расчётов воспользуемся  исходными данными, которые отражены в таблице 2.19. 

     Таблица 2.19. Исходные данные для определения рентабельности производства

Показатели 2007 год 2008 год 2009 год
Полная  себестоимость, тыс. руб. 2450 2739 10658
Балансовая  прибыль, тыс. руб. 818 37 76
Стоимость основных фондов, тыс. руб. 692 1611 1926
Стоимость оборотных фондов, тыс. руб. 756 1779 1887
Среднегодовая численность работников, чел. 50 56 69
Площадь производственных помещений, м2 1150 1250 2260
По  евроокнам      
Полная  себестоимость, тыс. руб. 1096 1152 6996
Денежная  выручка, тыс. руб. 806 1661 1566
Прибыль, тыс. руб. 403 1091 935
Произведено, шт. 3245 3559 5897
Реализовано, шт. 3245 3559 5897
По  производству дверей ПВХ      
Полная  себестоимость, тыс. руб. 285 229 1397
Денежная  выручка, тыс. руб. 678 589 1096
Прибыль, тыс. руб. 502 556 842
Произведено, шт. 625 600 600
Реализовано, шт. 625 600 600
По  производству алюминиевых конструкций      
Полная  себестоимость, тыс. руб. 445 669 3774
Денежная  выручка, тыс. руб. 229 374 1557
Прибыль, тыс. руб. 119 152 794
Произведено, шт. 112 184 229
Реализовано, шт. 112 184 229

 

     Определим показатели рентабельности производства и оформим их в виде таблицы 2.20. 

     Таблица 2.20. Расчёт показателей рентабельности производства, 2007–2009 гг. 

Показатели 2007 2008 2009 Изменения
2008/2007 2009/2007
По  производству
Балансовая  прибыль, тыс. руб. 818 37 76 -781 -742,0
Прибыль, руб. в расчёте на:          
1 руб.  основных фондов 374,96 107,5 10,56 -267,46 -364,4
1 работника 0,06 0,01 0,03 -0,05 -0,03
1 чел.–ч. 2,06 0,56 0,06 -1,5 -2,0
Уровень рентабельности, % 39,7 11,4 0,7 -28,3 -39,0
Норма прибыли, % 5,1 0,6 0,1 -4,5 -5,0
По  производству евроокон
Увеличение  производства, тыс. руб. 403 1091 935 +688 +532,0
Прибыль, руб. в расчёте на:          
1 м2 производственных площадей 278,51 768,31 651,57 +489,8 +373,06
1 чел.–ч. 23,71 60,61 42,5 +36,9 +18,79
Уровень рентабельности, % 33,7 12,4 0,5 -21,3 -33,2
Норма прибыли, % 5,5 0,9 0,2 -4,6 -5,3
По  производству дверей ПВХ
Увеличение  производства, тыс. руб. 502 556 842 +54 +340
Прибыль, руб. в расчёте на:          
1 м2 производственных площадей 338,1 226,71 296,7 -111,39 -41,4
1 чел.–ч. 27,17 31,60 22,5 +4,43 -4,67
Уровень рентабельности, % 43,2 9,4 0,4 -33,8 -42,8
Норма прибыли, % 5,0 1,0 0,8 -4,0 -4,2

 

     Данные  таблицы 2.20 показывают, что в ООО «» происходит снижение уровня рентабельности всего производства с 39,7% в 2007 году до 0,7% в 2009 году, а также уменьшение нормы прибыли с 5,1% до 0,1% соответственно. Такая тенденция прослеживается в связи с значительным уменьшением балансовой прибыли за три анализируемых года на 742,0 тыс. руб. и увеличение полной себестоимости. Снижение нормы прибыли до 0,1% свидетельствует об уменьшении эффективности использования производственных фондов в 51 раз, уменьшение уровня рентабельности до 0,7% говорит о снижении прибыльности данного производства в 56 раз.

     Однако  показатель рентабельности, рассчитанный в целом по предприятию ООО «», не может установить какой именно вид продукции является прибыльным, а какой убыточным. Как видно из таблицы 2.20, если по всему производству наблюдается снижение уровня рентабельности, то по производству евроокон ПВХ совсем наоборот. Самый высокий уровень рентабельности окон за три анализируемых года сложился в 2008 году. Он превысил аналогичный показатель 2007 года на 91,4%. Такое увеличение вызвано, прежде всего, тем, что себестоимость продукции возросла на 41,4%, а денежная выручка на 106,8%. На величину денежной выручки повлияла средняя цена реализованной продукции, которая в 2008 году также была наивысшей. В 2009 году наблюдается обратная тенденция – полная себестоимость продукции увеличилась на 10,7%, а денежная выручка наоборот уменьшилась на 5,8% по сравнению с 2008 годом. В результате чего уровень рентабельности окон снизился на 43,2%.

     Что касается производства алюминиевых  конструкций, то, судя по таблице 2.20, в  данном производстве оно является рентабельным. Наибольший убыток наблюдается в 2008 году. Такая ситуация сложилась в результате того, что себестоимость продукции была выше чем в 2007 году на 16,4%. Что касается денежной выручки от реализации продукции, то она изменялась более медленными темпами. Так в 2008 году она увеличилась на 10,5% по сравнению с 2007 годом, а в 2009 году на 9,3% по сравнению с 2007 годом. Причём, увеличение денежной выручки происходило в основном за счёт увеличения цены реализации, а не количества реализованной продукции, которое как видно из таблицы 2.18 с каждым годом уменьшается.

     Подводя итог данному разделу нужно отметить, что в ООО «» в основном на показатель рентабельности повлияла себестоимость продукции, которая как было установлено ранее, увеличивается с каждым годом. Рост себестоимости вызвало увеличение цен на горюче-смазочные материалы, и предметы и средства труда, которые необходимы для данного производства. 
 

АФХД 2.doc

— 316.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Пути повышения рентабельности производства