Пути совершенствования управления товарными запасами в оптовой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности управления запасами торгового предприятия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность теории управления запасами.
2. Определить структуру товарных запасов.
3. Проанализировать факторы, влияющие на величину товарных запасов.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы управления товарными запасами в торговле 5
1.1 Предприятия оптовой торговли 5
1.2 Управление товарными запасами на предприятии оптовой торговли 18
2 Организационно – экономическая характеристика предприятия 22
2.1 Организационная структура и общая характеристика конкретного предприятия 22
2.2 Управление товарными запасами на предприятии оптовой торговли 29
3 Пути совершенствования управления товарными запасами в оптовой торговле 33
3.1 Анализ товарных запасов ООО «Метро Кэш энд Керри» 33
3.2 Результаты инвентаризации 36
3.3 Совершенствование управления товарными запасами на ООО «Метро Кэш энд Керри» 41
Заключение 43
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

 

Анализ данных таблицы 5 показывает, что расходы на рекламу в 2006 году составили 380,5 тыс. руб., что на 109,5 тыс. руб. больше, чем в 2007 году.

Рекламная кампания ООО «Метро Кэш энд Керри» на протяжении года имела положительный результат, что оправдывает проведение затрат.

Валовой доход торгового предприятия – это выручка от реализации товаров и услуг за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товар.

ООО «Метро Кэш энд Керри» проводит различного рода акции и долгосрочные проекты, для привлечения большего числа покупателей, крупных и мелких предпринимателей.

К рекламным акциям относят:

- федеральные журналы «Метро почтовые» каталоги, которые рассылаются по почте. В них указаны товары со скидками, которые действуют две недели с четверга по четверг. Интересные рецепты, из продуктов которые можно купить в ООО «Метро Кэш энд Керри» (для профессиональных барменов – самые популярные коктейли и новинки в сфере ресторанного бизнеса), интересный факты и заметки о продуктах;

- акции «Один день в Метро». В этой акции участвуют, как правило, несколько видов товара, например при покупке 3 шт. платишь за 2шт. Данная акция очень удобна для мелкооптовых покупателей, т.к. скидки идут на самые ходовые позиции;

- акция «Покупай больше – плати меньше», распространяется на весь ассортимент товара одного наименования. В этом случае покупатель получает скидку, которая отражается в счет-фактуре. Скидка от 15% до 50%. Это очень выгодное предложение для мелкооптового сектора: во-первых, акция длится 2 недели; во-вторых, в ней участвуют топ-артикулы магазина, которые и без того пользуются большим спросом, в-третьих, покупатель может не брать одно наименование товара, чтобы получить скидку, а купить товар в ассортименте, что увеличивает ассортимент в его магазине и не требует больших вложений денежных средств: все товары высокорентабельны и быстро оборачиваемы;

- в ТЦ «Метро» открыт сектор оптового алкоголя, где оптовым предпринимателям выдается пакет документов для дальнейшей перепродажи крепкого алкоголя. В наличии имеются более 500 топ-артикулов, которые используются в работе ресторанного и гостиничного бизнеса каждый день, интересные ценовые предложения, возможность сбора заказа по телефону все это привлекает клиентов в сектор оптового алкоголя

 

2.2  Управление товарными запасами на предприятии оптовой торговли

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

По своему назначению товарные запасы, формируемые на предприятиях торговли, можно подразделить на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза.

Основную массу всех запасов торгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.

Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров.

Товарные запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в натуральном выражении или размером запасов в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление.

Основным назначением товарных запасов в оптовом звене является обслуживание потребностей в товарах оптовых покупателей, в розничном - обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям. Таким образом, ассортимент товаров в каждом из звеньев товарного обращения является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.

Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими.

Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.

Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.

Разработанные для оптовых предприятий необходимые размеры товарных запасов должны обеспечивать поддержание их на экономически обоснованном уровне, с тем, чтобы обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий. Они устанавливаются раздельно для товарных запасов текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза по товарным группам в сумме и днях складского товарооборота.

Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этой цели торговый отдел базы использует карточки количественно-суммового учета, статистические отчеты о товарообороте и товарных запасах. В них отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные об их поступлении на склад и продаже оптовым покупателям. Фактические остатки товаров сопоставляют с необходимыми размерами и при выявлении отклонений устанавливают причины, вызвавшие эти отклонения.

Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.

В управлении товарными запасами на предприятиях оптовой торговли удобнее всего использовать электронную вычислительную технику, на базе которой создают автоматизированные системы управления товарными запасами.

Внедрение таких систем позволяет сократить трудовые затраты, выявить новую более качественную управленческую информацию и ускорить ее обработку, а также значительно повысить уровень управления товарными ресурсами.

Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники магазинов следят за соответствием фактических запасов товаров установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров.

Если фактические запасы в магазине превысили необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превышения, из которых наиболее вероятными могут быть:

-         снижение покупательского спроса под влиянием изменения моды, роста цен, появления новых, более совершенных товаров и т.д.;

-         просчеты работников магазина при определении потребностей в товарах;

-         низкое качество поставляемых товаров;

-         несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.

После выявления причин завышения фактических запасов товаров следует принять меры по ускорению реализации этих товаров, а также ограничить их завоз в магазин. Ускорить реализацию товаров можно путем более активного их рекламирования или организации ярмарок-распродаж в других населенных пунктах. Излишки завезенных товаров могут быть также возвращены на склад оптовой базы.

Поскольку на розничных торговых предприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управления ими в магазине в значительной степени зависит товароснабжение населения. Поэтому в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранения товаров.

Для управления товарными запасами в магазинах все более широкое распространение получает электронная техника. В первую очередь это кассовые терминалы с системой учета товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасами в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути совершенствования управления товарными запасами в оптовой торговле

3.1 Анализ товарных запасов ООО «Метро Кэш энд Керри»

Данный анализ проводится по ООО «Метро Кэш энд Керри» за несколько лет, то есть за период с 2007 года по 2009 год. Связано это с тем, что необходимо выявить тенденции изменения товарных запасов и рассмотреть влияние на их величину определённых факторов. Обеспеченность товарными ресурсами устанавливают по средствам отношения в сопоставимых величинах товарных ресурсов к общему объёму товарооборота. Получается коэффициент обеспеченности, который показывает, сколько приходится товарных запасов на 1 рубль товарооборота. Таким образом, коэффициент обеспеченности в 2007 году составил 0,097, в 2008 году 0,119 и в 2009 году 0,082. Расчет велся следующим образом.

Кобеспеч(2007) = ТЗср 2007 / Тоб 2007 = 2 498,8 / 25 724,0 = 0,097 руб.

Кобеспеч(2008) = ТЗср 2008 / Тоб 2008 = 2 699,6 / 22 592,5 = 0,119 руб.

Кобеспеч(2009) = ТЗср 2009 / Тоб 2009 = 2 254,5 / 27 572,9 = 0,082 руб.,

где  ТЗср - товарные запасы средние, тыс. руб.;

         Тоб  - товарооборот за год, тыс. руб.

Это говорит о том, что в 2007 году на 1 рубль товарооборота приходилось 0,097 рублей товарных запасов. В 2008 году обеспеченность товарооборота выросла на 22,7% по сравнению с прошлым годом и составила  0,119 рублей на рубль товарооборота.  В 2009 году на рубль товарооборота приходилось товарных запасов в размере 0,082 рубля, что на 31,1% ниже уровня прошлого года и даже ниже уровня 2007 года на 15,5%. Такие цифры свидетельствуют, что товарооборот райпо достаточно обеспечен товарными запасами.

Уровень обеспеченности товарооборота товарными запасами характеризуется также размером товарных запасов в днях оборотах. Этот показатель показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов. Кроме того, он характеризует эффективность использования товарных запасов. Для расчета товарооборачиваемости будем пользоваться формулой (4), которая дана в первой части диплома.

Рассчитав товарооборачиваемость по формуле (4), средние товарные запасы по формуле (3), однодневный товарооборот и его удельный вес по каждому предприятию, составляющему райпо, а также по товарным группам за каждый год, занесём данные в таблицы и проведём анализ.

На основе таблиц составим две сводные таблицы 6 и 7. В таблице 6 отразим состояние товарооборачиваемости  ООО «Метро Кэш энд Керри», включая общественное питание, в таблице 7 – товарооборачиваемость по товарным группам. Рассчитаем абсолютные отклонения товарооборачиваемости в 2008 году по отношению к 2007 году и в 2009 году по отношению к 2008 году, темпы роста и сделаем выводы.

Таблица 6 – Абсолютные отклонения и темпы роста товарооборачиваемости ООО «Метро Кэш энд Керри»  за 2007 – 2009 годы

Наименование предприятий

товарооборачиваемость, дни

отклонения

темпы роста, %

2007г

2008г

2009г

2008г от 2007г

2009г от 2008г

в 2008г

в 2009г

ООО «Метро Кэш энд Керри»

1

2

3

4

5

6

7

Всего:

35

43

29

+8

-14

122,9

67,4

Информация о работе Пути совершенствования управления товарными запасами в оптовой торговле