Снижение себестоимости льнопродукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление путей снижения себестоимости льнопродукции на примере ОАО «Сморгоньлен».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить понятие себестоимости, ее классификацию;
- изучение затрат на производство льноволокна;
- проанализировать себестоимость продукции предприятия;
- рассмотрены основные направления по совершенствованию организации производства и снижению себестоимости продукции.

Работа содержит 1 файл

себестоимость.docx

— 409.76 Кб (Скачать)

 

Рентабельность затрат, рассчитанная на основании прибыли от реализации, возросла с минус 12,54 % до минус 2,28 % или  на 10,26 п.п. Данный прирост был проанализирован  в нижеследующей таблице на основании  способа абсолютных разниц:

Таблица 23 – Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение величины рентабельности затрат

Показатель

Влияние фактора

Значение, %

VРП

УД

Ц

С

1

2

3

4

5

6

R2007

2007

2007

2007

2007

-12,54

RУсл.1

2008

2007

2007

2007

-12,54

RУсл.2

2008

2008

2007

2007

-2,75

RУсл.3

2008

2008

2008

2007

9,27

R2008

2008

2008

2008

2008

-2,28

Расчёт

RУсл.1 – R2007

RУсл.2 – RУсл.1

RУсл.3 – RУсл.2

R2008 – RУсл.3

 

Значение влияния,п.п.

0

9,79

12,03

-11,55

10,26


 

Из данных таблицы следует  вывод, что рентабельность затрат за прошедший год возросла на 10,26 процентных пункта. Это произошло вследствие положительного влияния изменения  структуры выпускаемой продукции (оказываемых услуг), что способствовало увеличению рентабельности на 9,79 п.п., а также увеличением отпускных  цен на продукцию, которое привело  к возрастанию рентабельности на 12,03 п.п. Данное положительное влияние  оказалось компенсировано отрицательным  воздействием увеличения затрат на производство продукции, что способствовало сокращению рентабельности затрат на 11,55 п.п. В  результате совместного воздействия  указанных факторов произошло увеличение рентабельности с минус 12,54 % в 2007 году до минус 2,28 % в 2008 году соответственно.

Углубим проведенное исследование, рассмотрев влияние факторов на изменение  рентабельности продукции вследствие изменения количества и структуры  реализованной продукции. Для этого  рассмотрим следующую таблицу:

 

Таблица 24 – Показатели валового сбора и заготовки льнопродукции

Показатель

2007

2008

Изменение

(гр.3 - гр.2)

1

2

3

4

1. Посевная площадь, га

1 000

1 100

100

2. Уборочная площадь, га

800

1 064

264

3. Валовой сбор (семена  и льнотреста), тонн, в т.ч.:

1 132,0

1 463,0

331,0

3.1. Семена

370,0

379,0

9,0

3.2. Льноволокно

762,0

1 084,0

322,0

4. Заготовлено, тонн

1 807,0

2 183,2

376,2

5. Всего заготовлено и  произведено продукции (стр.3 + стр.4), т.

2 939,0

3 646,2

707,2


 

Особенностью сельскохозяйственных организаций является то, что не вся полученная продукция может  быть реализована. Часть ее (семена, фураж, т.п.) используется на производственные нужды. Потому валовой сбор ОАО «Сморгоньлен»  распределяется на семена (которые  не подлежат реализации) и льнотресту, которая подвергается переработке  и в дальнейшем реализуется.

Определим влияние факторов на изменение количества реализованной  продукции, для чего используем балансовый способ и метод цепных подстановок, воспользовавшись методикой Савицкой Г.В. Для расчета влияния факторов на валовой сбор продукции будет  использована следующая факторная  модель:

 

ВС = (S – Sr) * У,  (7)

 

где ВС – валовой сбор;

S – посевная площадь для выращивания льна;

Sr – площадь, на которой погибли посевы, а также площади, которые не были убраны;

У – средняя урожайность  культуры (в нашем случае будет  определена в целом и по семенам, и по льнотресте)

Расчет влияния факторов на изменение валового сбора осуществим в следующей таблице методом  цепных подстановок:

 

Таблица 25 – Расчет влияния факторов на изменение валового сбора Льнопродукции

Фактор, оказавший влияние  на изменение валового сбора

Расчет

Значение, тонн

1

2

3

1. Изменение валового  сбора за счет посевной площади

285,75

2. Изменение валового  сбора за счет убранной площади  (за счет гибели посевов)

-34,29

3. Изменение валового  сбора за счет изменения урожайности  льна

70,54

Всего изменение валового сбора льна

285,75 + (-34,29) + 70,54

322,0


 

Следовательно, прирост валового сбора на 322 тонн был обеспечен  увеличением посевных площадей (за счет данного фактора произошло  увеличение валового сбора на 285,75 тонн) и увеличением средней урожайности  – на 70,54 т. Однако рост неубранных площадей обеспечил сокращение валового сбора  на 34,3 тонн.

Оценим теперь влияние  факторов на изменение количества реализованной  продукции, воспользовавшись балансовым способом, причем для проведения расчетов используем следующую факторную  модель:

 

Таблица 26 – Расчет влияния факторов на изменение количества реализованной продукции

Показатель

2007

2008

Изменение (гр.3 - гр.2)

Влияние факторов на изменение  количества реализованной продукции

1

2

3

4

5

1. Реализованная продукция,  т.

2 643,0

3 312,2

669,2

 

1

2

3

4

5

2. Валовой сбор льнотресты,

762,0

1 084,0

322,0

322,0

2.1. увеличением посевных  площадей

   

285,75

285,8

2.2. увеличением количества  неубранных площадей

   

-34,29

-34,3

2.3. изменением средней  урожайности

   

70,54

70,5

3. Прочая заготовка льнотресты

1 881,0

2 228,2

347,2

347,2


 

Таким образом, увеличение реализованной  продукции на 669,2 тонны было связано  с ростом валового сбора – на 322 т (в том числе за счет увеличения посевных площадей – на 285,75 т, увеличения урожайности – на 70,54 т) и возрастания  объемов заготовок сырья –  на 347,2 т соответственно. Используя  метод долевого участия, определим  влияния факторов, обусловивших увеличение количества реализованной продукции, на изменение рентабельности продаж. Для этого воспользуемся данными следующей таблицы:

 

Таблица 27 – Расчет влияния факторов изменения количества реализованной продукции на изменение рентабельности продукции предприятия

Показатель

Значение (по данным 2008 года)

Удельный вес фактора  в общем приросте

Влияние факторов на рентабельность продукции

1

2

3

гр.4 = гр.3 * стр.1 гр.2

1. Изменение рентабельности  за счет количества реализованной  продукции, п.п.

9,79

Х

Х

2. Факторы, обусловившие  изменение количества реализованной  продукции

669,2

669,2 / 669,2 * 100 = 100

9,79 *100 / 100 = 9,79

2.1. Увеличение валового  сбора, в т.ч. за счет:

322,0

322,0 / 669,2 * 100 = 48,12

9,79 *48,12 / 100 = 4,71

а) увеличения посевных площадей

285,8

285,8 / 669,2 * 100 = 42,70

9,79 *42,70 / 100 = 4,18

б) увеличения количества неубранных площадей

-34,3

(-34,3) / 669,2 * 100 = -5,12

9,79 *(-5,12) / 100 =

 -0,50

в) изменения средней урожайности

70,5

70,5 / 669,2 * 100 = 10,54

9,79 *10,54 / 100 = 1,03

2.2. Увеличение прочей  заготовки льнотресты

347,2

347,2 / 669,2 * 100 = 51,88

9,79 *51,88 / 100 = 5,08


 

Таким образом, установленное  ранее увеличение рентабельности продукции за счет роста количества реализованной продукции (на 9,79 п.п.), было связано с увеличением валового сбора – на 4,71 п.п. и прочей заготовки льнотресты – на 5,08 п.п. При этом увеличение рентабельности за счет валового сбора было связано с увеличением посевных площадей – на 4,18 п.п., ростом средней урожайности льнотресты – на 1,03 п.п. Однако при этом произошло сокращение рентабельности на 0,5 п.п., что оказалось связано с увеличением неубранных площадей.

Важным показателем рентабельности является показатель рентабельности продаж, для проведения которого следует  использовать следующую факторную  модель:

 

  (8)

 

В качестве источника информации для анализа рентабельности продаж будут использованы данные таблицы 28.

 

Таблица 28 – Расчёт показателей для определения влияния разных факторов на рентабельность реализации

Показатель

Условия расчёта

Порядок расчёта

Значение, %

VРП

УД

Ц

С

1

2

3

4

5

6

7

R2006

2006

2006

2006

2006

-145,04

RУсл.2

2007

2007

2006

2006

=

-67,17

RУсл.3

2007

2007

2007

2006

2,12

R2007

2007

2007

2007

2007

-14,34


 

В результате проведенных  расчетов показателей рентабельности реализации было установлено, что данный показатель вырос с минус 145,04 % до минус 14,34 % или на 130,70 процентных пунктов.

Для получения более подробных  результатов, лучшим образом характеризующим  влияние различных факторов на рентабельность продаж, необходимо провести факторный анализ, рассчитав влияние воздействующих на рассматриваемый показатель факторов, то и будет осуществлено с использованием данных, приведенных в нижеследующей таблице:

 

Таблица 29 – Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение величины рентабельности реализации

Показатель

Влияние фактора

Значение, %

VРП

УД

Ц

С

1

2

3

4

5

6

R2007

2007

2007

2007

2007

-145,04

RУсл.2

2008

2008

2007

2007

-67,17

RУсл.3

2008

2008

2008

2007

2,12

R2008

2008

2008

2008

2008

-14,34

Расчёт

RУсл.2 – R2007

RУсл.3 - RУсл.2

R2008 - RУсл.3

 

Значение влияния,п.п.

77,87

69,29

-16,46

130,70

Информация о работе Снижение себестоимости льнопродукции