Снижение себестоимости льнопродукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление путей снижения себестоимости льнопродукции на примере ОАО «Сморгоньлен».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить понятие себестоимости, ее классификацию;
- изучение затрат на производство льноволокна;
- проанализировать себестоимость продукции предприятия;
- рассмотрены основные направления по совершенствованию организации производства и снижению себестоимости продукции.

Работа содержит 1 файл

себестоимость.docx

— 409.76 Кб (Скачать)

При трепании под воздействием трепальных барабанов образуются отходы трепания – это сравнительно короткие волокна, оторвавшиеся от прядей сырца. Отходы трепания имеют высокую закостренность (т.е. содержат много костры). Из-под трепальных машин системами пневмотранспорта, отходы направляются на линию получения короткого волокна, где они последовательно обрабатываются на трясильных машинах, подсушиваются до влажности 6 – 8 % в сушильных машинах. В этих машинах осуществляются операции:

- формирования слоя из отходов трепания;

- мятье;

- трепание;

- трясение.

Полученное короткое волокно  сортируют по номерам и прессуют в кипы по 60 кг.

Органами управления ОАО  «Сморгоньлен» являются:

-Собрание акционеров;

-Наблюдательный совет;

-Директор.

Собрание акционеров является высшим органом управления Обществом. Правление осуществляет руководство  деятельностью льнозавода в период между собраниями акционеров.

Наблюдательный совет  в составе 7 человек осуществляет общее руководство деятельностью  общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции  общего собрания акционеров.

Текущее руководство производственно-хозяйственной  деятельностью осуществляется директором. Директор является представителем исполнительного  органа Общества и подотчетен по всем вопросам своей деятельности собранию акционеров, действует в пределах полномочий, определенных Уставом, решением собраний акционеров.

В непосредственном подчинении директора находятся его заместитель, главный бухгалтер, главный инженер, главный агроном, главный экономист, юрист, инспектор по кадрам и др.

На предприятии организован  двухсменный режим работы. В период сезонных колебаний для обеспечения  бесперебойности процесса производства, может вводиться третья смена. Организация  работы смен осуществляется мастером смены, который выполняет общее  руководство, анализ и контроль, за ходом производственного процесса, отвечает за соблюдение требований регламентов, технологических инструкций.

На предприятии применяется  повременно-премиальная и сдельно-премиальная  системы оплаты труда. Производятся доплаты за многосменный режим работы, за работу в неблагоприятных условиях. Применяется помесячная система  премирования работников, размер премирования по предприятию в целом составляет 30 % тарифных ставок (окладов), сдельных расценок. Ежемесячно выплачиваются  вознаграждения за выслугу лет в  размере до 20 % тарифной ставки.

 

2.3 Анализ показателей  производства и переработки льна

 

В повышении эффективности  производства и конкурентоспособности  льнопродукции ключевую роль в настоящее  время играют интенсивные технологии, поскольку почти на 80% качество и  конкурентоспособность создаются в сфере производства, т.е. в процессе технологического формирования свойств продукции, в результате чего она приобретает потребительскую стоимость. И только немногим более 20% качества создается в процессе доработки сельскохозяйственной продукции, упаковки, хранения и т.д.

Для всесторонней характеристики уровня интенсивности и эффективности  сельскохозяйственного производства необходимо применять систему показателей , учитывающих не только отличительные  особенности сельскохозяйственного  производства, но и специфические  особенности конкретных его отраслей. В частности, важной проблемой при  построении системы оценочных показателей  интенсивности и эффективности  производства в льноводстве являются трудности приведения их к единому  измерителю. Исходя из принципов системного подхода, показатели эффективности  должны отображать содержание процесса воспроизводства и, соответственно, кругооборота капитала. В этом случае обеспечивается целостность системы показателей, которые учитывают взаимосвязи исследуемого объекта и отображают элементы и стадии процесса производства.

В современных условиях выращивание  сырья является наиболее слабым звеном в льняной отрасли. Низкая урожайность, плохое качество тресты явились причиной нестабильности валовых сборов волокна  в республике. Не способствуют выходу продукции с высокими качественными  характеристиками устаревшие технологии переработки тресты, не позволяющие  обеспечить оптимальные режимы переработки, что, в свою очередь, обуславливает низкую долю наиболее ценной по прядильным свойствам фракции- длинного волокна.

При анализе эффективности  возделывания льна прежде всего необходимо исследовать характер поведения затрат на возделывание одного гектара и себестоимости продукции при разной урожайности. Очень важно одновременно рассмотреть диапазон фактических цен реализации продукции, поведение затрат и ресурсов по статьям расходов.

 

Таблица 6- Анализ эффективности возделывания льнопродукции

Наименование затрат

2006г.

2007г.

2008г.

2008г. к 2006г.

2008г. к 2007г.

Площадь возделывания льна, га

940

1000

1100

+160

+100

Объем производства: тонн

 льносемена

 льнотреста

1280,3

101

1179,3

2939

296

2643

3646,2

334

3312,2

+2365,9

+233

+2139,9

+707,2

+38

+669,2

Урожайность, ц/ га

  льносемена

  льнотреста

 

1,3

15,6

 

3,7

33.0

 

3,9

31,1

 

+2,6

+15,5

 

+0,2

- 1,9

Затраты на возделывания, млн.руб..

849

1400

1864,1

+1015,1

+464,1

Затраты в расчете на 1 га: млн.руб

в расчете на (тыс.руб).

 1т. льносемян

 1т. льнотресты

1123

 

 

1229,5

592,7

1750

 

 

1145,3

401,4

1752

 

 

930,2

469,0

+629

 

 

- 299,3

- 123,7

+2

 

 

- 215,1

-67,6


 

Для определения конкурентоспособности производства тресты на льнозаводе можно использовать семь основных показателей для оценке эффективности с целью выявления конкурентоспособности продукции растениеводства: балл плодородия почвы, урожайность, себестоимость центнера основной продукции, рентабельность, прибыль от реализации продукции в расчете на гектар, прямые затраты труда на центнер продукции, коэффициент устойчивости урожайности за последние 3 года.

Ранжирование районов  республики по перечисленным показателям, построение на их основе графиков и  картограмм обеспечивает выявление  регионов, наиболее благоприятных для  производства льнотресты с точки  зрения их конкурентоспособности. С  этой целью каждый из семи показателей  по району относится к аналогичному показателю по республике. Полученные показатели суммируются и делятся  на их количество, в результате чего получается комплексный показатель конкурентоспособности производства льнотресты каждого района. Чем выше величина данного коэффициента, тем  более высоким уровнем конкурентоспособности  отличается льноводство и тем  выше возможность получения конкурентоспособной продукции как на внутреннем, так и внешнем рынках за счет более высокой урожайности при меньших издержках на единицу продукции.

Очевидно, что перспективы  развития белорусского льноводства  органично связаны с эффективностью его научного обеспечения. При этом положительный эффект использования  результатов отраслевой науки рассматриваются  как мощный экономический рычаг  каждого этапа производства, повышая  рентабельность продукции в зависимости  от сектора льняного подкомплекса до 10 раз.      

Объем производства и объем  реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного  спроса на первое место выдвигается  объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усилия конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный  объем продаж является основой разработки производственной программы.

Темп роста объема производства и реализации продукции, повышение  ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и  рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная продукция и валовая продукция.

Объем реализации продукции  определяется или по отгрузке продукции  покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В  условиях экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим  звеном между производством и  потребителем.

Анализ заключается в  изучении динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Рассмотрим динамику производства за 2006-2008 гг. (таблице 7).

 

Таблица 7 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем производ-ства продукции, млн.р.

Темпы роста, %

Объем реализации, млн.р.

Темпы роста, %

Соотноше-ние между РП и ТП

Базис-ные

Цеп-ные

Базис-ные

Цеп-ные

2006

633

100,0

100,0

857

100,0

100,0

1,354

2007

1234

194,9

194,9

2825

329,6

329,6

2,289

2008

1347

109,2

109,16

3771

133,5

133,4

2,799


 

Из таблицы 7 видно, что объем производства за последние три года возрос на 9,2 %, а объем реализации – на 33,5 %.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции  можно рассчитать, используя среднегеометрическую взвешенную.

 

 

Как видим, среднегодовой  темп прироста выпуска продукции  составил 45,8%, а реализации продукции  – 109,7 %.

Для большей наглядности  динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически .

 

Рисунок 4 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах за период с 2006 по 2008 год.

 

2.3.1 Анализ производства и себестоимости в льноводческой отрасли

Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции. Важным показателем , характеризующим работу предприятий ,является себестоимость продукции, работ и услуг. От её уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства , финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости  продукции, работ и услуг имеет  очень важное значение. Он позволяет  выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Объектами анализа себестоимости  продукции являются следующие показатели:

- полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

-затраты на рубль продукции;

-себестоимость отдельных изделий ;

-отдельные статьи затрат;

- затраты по центрам ответственности.

Планирование и учет себестоимости  на предприятиях ведут по элементам  затрат и калькуляционным статьям  расходов.

Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо , электроэнергия , теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты(износ нематериальных активов , арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).

Группировка затрат по элементам  необходима для того , чтобы изучить  материалоёмкость , энергоёмкость, трудоёмкость, фондоёмкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается , а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия , о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.

Группировка затрат по назначению , т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда , на какие цели и в каких  размерах израсходованы ресурсы. Она  необходима для исчисления себестоимости  отдельных видов изделий в  многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

Информация о работе Снижение себестоимости льнопродукции