Снижение себестоимости льнопродукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление путей снижения себестоимости льнопродукции на примере ОАО «Сморгоньлен».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить понятие себестоимости, ее классификацию;
- изучение затрат на производство льноволокна;
- проанализировать себестоимость продукции предприятия;
- рассмотрены основные направления по совершенствованию организации производства и снижению себестоимости продукции.

Работа содержит 1 файл

себестоимость.docx

— 409.76 Кб (Скачать)

Преимущества данного  механизма взаимоотношений заключается  в следующем:

-сокращение потерь качества льносырья за счет оптимизации сроков уборки, повышения уровня механизации уборочных работ;

-приоритетное направление инвестиций на формирование льноуборочных комплексов на льнозаводах;

-снятие противоречий между льносеющими хозяйствами и льнозаводами по оценке качества поставленной тресты, так как оценка готовности посевов к уборке может быть проведена заинтересованными сторонами на более объективном уровне;

-более четкое планирование схемы уборки и формирование оптимального соотношения ранее-, средне- и позднеспелых сортов льна с учетом климатических условий, исходя из оснащенности механизированных отрядов льнозаводов;

-снятие противоречий между льнозаводами и сельскохозяйственными организациями по выделению земельных участков под лен, которые существуют при действующей системе организации работы механизированных отрядов при льнозаводах на арендуемых землях.

Сложившаяся в настоящее  время ситуация в льняном подкомплексе , в составе которого на стадии производства готовой продукции функционирует только одно предприятие – Оршанский льнокомбинат, выступающий монополистом и диктующий условия всем участникам , обуславливает необходимость поиска наиболее эффективных форм интеграции. Предпосылками для вертикальной интеграции в льняном подкомплексе являются органическая связь производственно-технологических процессов.

Интегрированная структура  изначально должна быть ориентирована  на высокую конкурентоспособность  производства и продукции посредством  реализации мер и формирования единого  инновационного цикла – «научные исследования – конструкторские  разработки – производство-сбыт», регулируемого адекватным экономическим механизмом. При этом необходимо обосновывать приоритеты и механизмы создания и использования централизованных финансовых ресурсов структуры, обеспечивающие поддержку эффективных программных мероприятий, ориентированных на расширение емкости внутреннего рынка, преодоление сырьевой направленности и производство конечной продукции в виде готовых изделий.

Развитие льняного подкомплекса определяют тенденции и конъюнктура  внутреннего и мирового рынков.

Емкость внутреннего рынка  позволяет освоить потенциал  отрасли лишь на 30 % , поэтому перспективы развития льноводства в Республике Беларусь в значительной мере определяются возможными объектами экспорта льнопродукции.

Мировой рынок льнопродукции  географически сконцентрирован  главным образом в Европе и определяется конъюнктурой в странах Европейского Союза ,где имеются объединения , которые защищают интересы производителей льна этих стран. Для так называемых новых независимых государств Восточной Европы рынок почти недоступен. Торговля европейских стран в основном осуществляется внутри Союза.

Для «отсечения» конкурирующих  поставок из Восточной Европы совет  Европейского Союза ввел систему  принудительных контрактов между производителями и утвержденными компаниями по первичной переработке.

Вышеуказанные факторы, а  также колебания моды не в пользу льняных тканей привели к возникновению некоторых трудностей в реализации трепаного льна, обычно имеющего хороший сбыт за рубежом.

Потребители западноевропейских стран и Российской Федерации  готовы покупать белорусское волокно, но по цене, составляющей 80-90 % его себестоимости , что совершенно неприемлемо для действующих льнозаводов, пытающихся стабилизировать свое экономическое положение. Поэтому поиск путей выхода на мировой рынок и совершенствование работы по организации сбыта в отрасли являются задачами первостепенной важности.

Предпосылками увеличения объема поставок производимого отечественными предприятиями льноволокна на экспорт являются:

 -снижение себестоимости производства льноволокна за счет внутренних резервов, устранения непроизводительных потерь и роста объемов производства.

 -улучшения качества и потребительских свойств льняной продукции, обеспечения соответствия их международным стандартам.

 -обновление материально- технической базы функционирующих предприятий по возделыванию и переработке льнокультур.

 

 

1.2 Специфика формирования себестоимости льнопродукции

 

В процессе производства и  реализации продукции на предприятии  используются материальные, трудовые, нематериальные (интеллектуальные и  информационные) и финансовые ресурсы. Денежная оценка стоимости всех ресурсов, использованных в процессе производства и реализации продукции за период времени, определяет понятие «затраты». Затраты характеризуются: а) денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип  измерения различных их видов; б) целевой установкой (затраты связаны  с производством и реализацией  продукции в целом или с  какой-то из стадий этого процесса); в) определенным периодом времени, т.е. должны быть отнесены на продукцию  за данный период времени. Если затраты  не вовлечены в производство и  не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов, незавершенное  производство, запасы готовой продукции  и т.д. Таким образом, затраты обладают свойством запасоемкости и в  данном случае они относятся к  активам предприятия. 

Понятие «расходы» можно  рассматривать с позиций бухгалтерского учета и налогообложения. Исходя из целей бухгалтерского учета, расходы  предприятия — это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения  обязательств, приводящие к уменьшению капитала предприятия. Расходы, исходя из целей налогообложения, - это затраты  определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью  перенесшие свою стоимость на реализованную  за этот период продукцию. В отличие  от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, поэтому  не относятся к активам предприятия. Таким образом, понятие «расходы»  уже понятия «затраты». Расходы  отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках.

Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и реализацию продукции в целом  или ее отдельных частей. Издержки включают в себя затраты, а также  социальные налоги, стоимость брака, гарантийного ремонта и др. При  определенных условиях издержки и затраты могут совпадать. В бухгалтерском учете расходы предприятия подразделяются на расходы для ведения обычных видов производственной деятельности, операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы. Расходы для ведения обычных видов производственной деятельности — это расходы, которые связаны с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных ресурсов, предназначенных для осуществления уставных видов деятельности предприятия, а также расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, коммерческие, управленческие расходы, расходы по оплате труда, амортизационные отчисления и др. При формировании расходов по обычным видам производственной деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

-материальные затраты;

-затраты на оплату труда;

-отчисления на социальные нужды;

-амортизационные отчисления;

-прочие затраты.

Операционные расходы  включают расходы, связанные со сдачей во временное пользование активов  предприятия, с оплатой прав, возникающих  из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности; расходы от участия в уставном капитале других предприятий и убытки от совместной деятельности; расходы, связанные с продажей, выбытием и  прочим списанием основных средств, иных активов и продукции; проценты за предоставление пользования кредитов и займов; расходы по оплате услуг кредитных организаций.

Внереализационные расходы  включают штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных предприятием убытков; убытки прошлых лет, признанные в  отчетном году; суммы дебиторской  и депонентской задолженности, по которым  истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовую разницу; суммы уценки активов (за исключением  необоротных).

Чрезвычайные расходы  связаны с форс-мажорными обстоятельствами (стихийные бедствия, пожары, аварии и др.).

По источникам осуществления  расходы предприятия можно подразделить:

-на включаемые в себестоимость продукции;

-относимые на финансовые результаты (убытки от списания дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, и других долгов, не реальных для взыскания; убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены и т.д.);

-осуществляемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения (затраты на содержание культурно-бытовых объектов, выплаты доходов по ценным бумагам предприятия, образование различных фондов и т.п.).

Издержки производства классифицируют по многим признакам. Выделяют следующие  издержки: индивидуальные (на уровне субъекта хозяйствования) и общественные (на уровне национальной экономики); производства и обращения; экономические и  бухгалтерские; явные (внешние) и неявные (имплицитные, внутренние); постоянные и переменные.

Кроме затрат, непосредственно  связанных с производством и  реализацией продукции, предприятие  несет издержки, обусловленные функционированием  его как субъекта хозяйствования, к которым относятся налоги, сборы и обязательные отчисления (налог на землю, налог за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение окружающей среды, а также отчисления в фонд социальной защиты, инновационный фонд, выплаты процентов за кредиты, страхование и др.). Эти издержки в соответствии с действующим законодательством относятся на издержки производства и реализации продукции.

Показателями, характеризующими размер и величину затрат на производство и реализацию продукции являются:

-себестоимость продукции;

-смета затрат на производство и реализацию продукции;

-затраты на 1 р. произведенной и реализованной продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) — это стоимостная оценка потребленных в процессе производства и реализации продукции экономических ресурсов и других затрат, например в форме налогов, сборов и обязательных отчислений, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством. В организации и технологии производства себестоимость продукции определяется не приобретенными ресурсами, а ресурсами, которые использованы в процессе производства в соответствии с нормами их расходов. Себестоимость продукции включает текущие затраты предприятия, выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции. Себестоимость как показатель указывает, сколько стоит производство продукции для себя — отсюда и термин «себестоимость».

Экономическое назначение себестоимости  — возместить предприятию затраты  на производство и реализацию продукции  и обеспечить простое воспроизводство  материальных и нематериальных ресурсов, основных средств и рабочей силы. Разница между доходом и себестоимостью определяет размер прибыли предприятия. Состав затрат характеризует налогооблагаемую базу на предприятии для расчета  различных налогов, а следовательно - поступление средств в бюджет. Поэтому в Республике Беларусь перечень таких видов затрат определен специальным документом «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)».

Структура себестоимости - это  процентное соотношение отдельных  элементов затрат. Структура себестоимости  бывает не только отраслевой, но и отдельных  предприятий. Это объясняется влиянием на структуру себестоимости многочисленных факторов, важнейшие из которых особенность  производимой продукции, специфика  потребляемого сырья, особенность  технологических процессов.

Изучение структуры себестоимости  продукции позволяет выявить  важнейшие источники и факторы  ее снижения на конкретных предприятиях.

Смета затрат на производство и реализацию продукции — это  составленный на предприятии обобщающий сводный документ, в котором отражается общая сумма затрат на производство и реализацию всего объема и всех видов продукции. Смета затрат на производство формируется по статьям, включающим в себя одноэлементные, однородные расходы вне зависимости  от места и цели их использования. Затраты на 1 р. произведенной и  реализованной продукции (3) определяют уровень текущих затрат на 1 р. производства и реализации продукции. Эти затраты  находятся по формуле

 

,   (1)

 

где Сi — полная себестоимость единицы i-го вида продукции, р.;

Цi - цена реализации единицы i-го вида продукции, p.;

Vi -объем реализованной продукции i-го вида, натуральные единицы измерения.

Данный показатель применяется  при оценке экономической эффективности  использования текущих производственных затрат предприятия в целом в  условиях многономенклатурного производства.

Разность между единицей и уровнем затрат на 1 р. реализованной  продукции (1-3) характеризует размер прибыли, полученной в среднем по предприятию с каждого рубля  объема реализации.

Себестоимость является: основой  простого воспроизводства (формой возмещения потребляемых средств производства и заработной платы); денежной формой учета затрат на потребленные элементы производственного процесса; основой  выбора рационального способа производства и основой ценообразования.

Классификация видов себестоимости  осуществляется по следующим признакам.

1.По уровню и месту  формирования затрат различают  два вида себестоимости: индивидуальную  и среднеотраслевую себестоимость.  Индивидуальная себестоимость - это затраты на производство  и реализацию продукции, складывающиеся  на каждом отдельном предприятии.  Среднеотраслевая себестоимость  - затраты на производство и  реализацию продукции, складывающиеся  в среднем по отрасли.

Информация о работе Снижение себестоимости льнопродукции