Совершенствования ревизии (аудита) финансовых результатов деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение существующих методик анализа финансовых результатов, представленных в научной литературе, и практическое применение некоторых из них для анализа финансовых результатов деятельности РУП «Витебский ликеро-водочный завод».

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- изучить методики анализа финансовых результатов в современной научно-практической литературе;

- провести анализ финансовых результатов на основании бухгалтерской и статистической отчетности;

- выявит резервы увеличения прибыли (уменьшения убытков);

- разработать направления совершенствования методики анализа финансовых результатов.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности организации 8
1.1 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов 8
1.2 Теоретические основы анализа показателей прибыли 11
1.3 Теоретические основы анализа показателей рентабельности 14
2 Анализ финансовых результатов и рентабельности на примере РУП «Витебский ликеро-водочный завод» 21
2.1 Краткая характеристика основных технико-экономических показателей деятельности РУП «Витебский ЛВЗ» 21
2.2 Анализ показателей прибыли 24
2.3 Анализ показателей рентабельности 32
3 Направления совершенствования ревизии (аудита) финансовых результатов деятельности организации 37
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по АХД.doc

— 669.50 Кб (Скачать)

      - систематический контроль за  процессом формирования прибыли  и изменением ее динамики;

      - определение влияния как внешних,  так и внутренних факторов  на финансовые результаты и  оценка качества прибыли;

      - выявление резервов увеличения  суммы прибыли и повышение  уровня доходности бизнеса; 

      - оценка работы организации по  использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

      - выработка рекомендаций по повышению  эффективности  системы управления  прибылью.

      Источниками информации для анализа прибыли  являются формы (расчеты) плана экономического развития или бизнес-плана по формированию прибыли, «Расчетный баланс доходов и расходов» (финансовый план), форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», статистическая форма «Отчет о финансовых результатах», данные бухгалтерского учета по счету 99 «Прибыли и убытки».  

      1.2 Теоретические основы анализа показателей прибыли 

      Финансовые  результаты деятельности организации  являются важнейшими критериями определения  эффективности производства и проявляются в целом ряде показателей, каждый из которых имеет свое значение при анализе. Прибыль от реализации характеризует эффективность основной деятельности, указанной в учредительных документах организации, и составляет, как правило, наибольший удельный вес в сумме общей прибыли организации. Операционные доходы и расходы характеризуют результат от совершения отдельных операций, не относящихся к уставным видам деятельности организации. Внереализационные доходы и расходы характеризуют финансовый результата определенных фактов хозяйственной деятельности, как правило, непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации.

      Прибыль за отчетный период (прибыль до налогообложения) характеризует общий финансовый результат организации. Чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода, рассчитанная с путем вычитания налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли, характеризует прибыль, предназначенную для выплаты дивидендов, пополнения фондов организации и т.д.

      Большинство авторов начинают анализ финансовых результатов с анализа состава, структуры и динамики показателей прибыли. Источником анализа служит, как правило, «Отчет о прибылях и убытках» и бизнес-план. 

Таблица 1.1 – Анализ состава  и динамики прибыли

Показатель Базовый период Отчетный  период Изменение Темп  роста, %
Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %
               

* [8, стр. 279] 

      Помимо  показателей базового и отчетного  периодов можно при необходимости  использовать и плановые показатели.

      Анализ  состава и структуры прибыли отчетного периода проводят по таким показателям, как прибыль от реализации продукции (работ, услуг), сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов, прибыль до налогообложения, налоги и платежи из прибыли, чистая прибыль.

      Анализ  динамики операционных и внереализационных  доходов и расходов проводят методом сравнения. Их состав определен Инструкцией по применению Типового плана счетов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30 мая 2003 г. № 89 (в редакции постановления Минфина РБ от 26 марта 2009 г. № 33) [2].

      Последующий анализ должен быть направлен на конкретизацию причин изменения показателей прибыли по каждому фактору.

  К факторам первого порядка относятся изменения:

      - прибыли от реализации продукции  (товаров, работ, услуг);

      - прибыли от операционных доходов и расходов;

      - прибыли от внереализационных доходов и расходов.

      Факторами второго порядка являются факторы, влияющие на прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прибыль (убыток) от операционных доходов и  расходов.

      Прибыль от реализации продукции в целом  по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП), ее структуры (Уд ), себестоимости (С ) и уровня среднереализационных цен (Ц ). 

                                       П = ∑ [VРП * Уд * (Ц - С )],                                 (1.1)    

      Объем реализации продукции может оказывать и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

      Структура товарной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объема ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

      Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к  соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Изменение уровня реализационных цен и величина прибыли находится в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, а при снижении объем прибыли уменьшается.

      В таблице 1.2 приведены алгоритмы расчетов для определения влияния факторов первого порядка на сумму прибыли. 

Таблица 1.2 – Алгоритмы  расчета для факторного анализа прибыли

Показатели Алгоритмы расчета для факторного анализа
Объем реализации (VРП) Структура товарной

 продукции (Уд )

Цена (Ц ) Себестоимость

)

План План План План План
Усл. 1 Факт План План План
Усл. 2 Факт Факт План План
Усл. 3 Факт Факт Факт План
Факт Факт Факт Факт Факт

* [5, с.388] 

      Изменение суммы прибыли за счет факторов первого порядка определяется по следующим формулам:

      - объем реализации продукции

                                                ∆П = П - П ,                                               (1.2)

      - структура товарной продукции

                                                 ∆П = П - П ,                                              (1.3)

      - цена реализации

                                                 ∆П = П - П ,                                               (1.4)

      - себестоимость реализованной продукции

                                                    ∆П = П - П ,                                                 (1.5)

      - общее изменение суммы прибыли

                                ∆П = ∆П + ∆П + ∆П + ∆П ,                                  (1.6) 

      По  результатам факторного анализа  можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции. 

      1.3 Теоретические основы анализа показателей рентабельности 

      Для оценки эффективности финансово-хозяйственной  деятельности организации определяют показатели рентабельности.

      Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг.

      Показатели  рентабельности более полно, чем  прибыль, идентифицируют окончательные  результаты хозяйствования, потому что  их величина отражает соотношение эффекта  с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.

      В современной литературе разные авторы предлагают различные показатели рентабельности и их классификации. Рассмотрим некоторые  из них.

      Савицкая  Г.В. [8] предлагает объединить показатели рентабельности в несколько групп:

      1) показатели, базирующиеся на затратном  подходе (рентабельность продукции,  рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной  деятельности и отдельных инвестиционных  проектов, рентабельность обычной  деятельности);

      2) показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);

      3) показатели, в основе которых  лежит ресурсный подход (рентабельность  совокупных активов или общая  рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала).

      Рентабельность  продукции (R ) исчисляется путем отношения прибыли от реализации до выплаты налогов и процентов (П ) к сумме затрат по реализованной продукции (З ): 

                                                           R = ,                                                    ( 1.7) 

      Она показывает, сколько организация  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по организации, отдельно по ее сегментам и видам продукции.

      Рентабельность  операционной деятельности (R ) рассчитывается в целом по организации как отношение прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (П ) к общей сумме затрат по операционной деятельности (З ): 

                                                           R = ,                                                    (1.8) 

      Данный  показатель характеризует окупаемость  затрат в операционной деятельности. Он полнее предыдущего показателя отражает результаты работы организации, поскольку при его расчете учитываются не только реализационные, но и внереализационные результаты, относящиеся к основной деятельности.

      Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (П ) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ): 

Информация о работе Совершенствования ревизии (аудита) финансовых результатов деятельности организации