Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 22:01, курсовая работа
Целью данной работы является изучение существующих методик анализа финансовых результатов, представленных в научной литературе, и практическое применение некоторых из них для анализа финансовых результатов деятельности РУП «Витебский ликеро-водочный завод».
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить методики анализа финансовых результатов в современной научно-практической литературе;
- провести анализ финансовых результатов на основании бухгалтерской и статистической отчетности;
- выявит резервы увеличения прибыли (уменьшения убытков);
- разработать направления совершенствования методики анализа финансовых результатов.
Введение 5
1 Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности организации 8
1.1 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов 8
1.2 Теоретические основы анализа показателей прибыли 11
1.3 Теоретические основы анализа показателей рентабельности 14
2 Анализ финансовых результатов и рентабельности на примере РУП «Витебский ликеро-водочный завод» 21
2.1 Краткая характеристика основных технико-экономических показателей деятельности РУП «Витебский ЛВЗ» 21
2.2 Анализ показателей прибыли 24
2.3 Анализ показателей рентабельности 32
3 Направления совершенствования ревизии (аудита) финансовых результатов деятельности организации 37
Заключение 40
Список использованных источников 42
Общий рост прибыли РУП «Витебский ЛВЗ» в динамике составил 95 млн. руб. или 102,4 %. Влияние факторов первого порядка на сумму прибыли определяется прямым счетом. Так, данный рост вызван уменьшением убытка от операционной деятельности на 45 млн. руб. и суммы убытка от внереализационных операций на 414 млн. руб.
Снижение удельного веса прибыли от реализации продукции на 12,12 % в общем объеме чистой прибыли говорит о снижении эффективности деятельности организации. Но в тоже время положительным моментом является снижение удельного веса операционных убытков на 1,16 % и внереализационных убытков на 10,96 % в общей сумме чистой прибыли.
Основное
внимание при анализе прибыли
организации необходимо уделить финансовому
результату от реализации продукции и
товаров (таблица 2.7).
Таблица 2.7 - Информация о динамике и выполнении плана прибыли от реализации
В млн. руб.
Показатели | 2007 год | 2008 год | Отклонение | Темп роста, % | |||
план | факт | % выполнения плана | от плана | от 2007 года | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Выручка от реализации | 107 122 | 121 247 | 138 563 | 114,28 | 17 316 | 31 441 | 129,35 |
Доход от реализации | 84 456 | 89662 | 105 841 | 118,04 | 16 179 | 21 385 | 125,32 |
В % к выручке | 78,84 | 73,95 | 76,38 | 103,29 | 2,43 | -2,46 | 96,88 |
Сумма налогов из выручки (НДС) и других обязательных платежей, взимаемых за счет дохода от реализации | 77 312 | 86971 | 97 821 | 112,48 | 10 850 | 20 509 | 126,53 |
В % к выручке | 72,17 | 71,73 | 70,60 | 98,42 | -1,13 | -1,58 | 97,82 |
Расходы на реализацию | 1 808 | - | 3 048 | - | - | 1 240 | 168,58 |
В % к выручке | 1,69 | - | 2,20 | - | - | 0,51 | 130,33 |
Прибыль от реализации | 5 336 | 2 691 | 4 972 | 184,78 | 2 281 | -364 | 93,18 |
В % к выручке | 4,98 | 2,22 | 3,59 | 161,69 | 1,37 | -1,39 | 72,04 |
*
Собственная разработка.
Как видно из таблицы 2.7 план по прибыли от реализации был перевыполнен на 2281 млн. руб. (61,69 %), но в сравнении с предыдущим годом наблюдается уменьшение суммы прибыли на 364 млн. руб., т.е. снижение темпов роста на 6,82 %.
Такое
положение связано с
Для дальнейшего более углубленного исследования прибыли от реализации товаров и продукции проанализируем тенденции изменения источников ее формирования, а также определим ее долю в составе валовой прибыли, выручки от реализации, а также прибыли за отчетный период.
Результаты
анализа динамики и структуры
источников формирования прибыли от реализации
приведены в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Информация о динамике источников формирования прибыли от реализации товаров и продукции
В млн. руб.
Показатели | 2007 год | 2008 год | Отклонение | Темп роста, % | |||
сумма | Уд. вес, % | сумма | Уд. вес, % | сумма (гр.4-гр.2) | Уд. вес, % (гр.5-гр.3) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Выручка от реализации | 107 122 | 100,00 | 138 563 | 100,00 | 31 441 | 0,00 | 129,35 |
Налоги и сборы из выручки | 77 312 | 72,17 | 97 821 | 70,60 | 20 509 | -1,58 | 126,53 |
Себестоимость реализованной продукции | 22 666 | 21,16 | 32 722 | 23,62 | 10 056 | 2,46 | 144,37 |
Расходы на реализацию товаров | 1 808 | 1,69 | 3 048 | 2,20 | 1 240 | 0,51 | 168,58 |
Валовая прибыль | 7 144 | 6,67 | 8 020 | 5,79 | 876 | -0,88 | 112,26 |
Прибыль от реализации товаров | 5 336 | 4,98 | 4 972 | 3,59 | -364 | -1,39 | 93,18 |
*
Собственная разработка.
С учетом данных таблицы 2.8 необходимо обратить внимание на соотношение темпов изменения выручки от реализации продукции, расходов на ее реализацию и прибыли от реализации. Поскольку снижение прибыли напрямую связано с опережающим темпом роста себестоимости реализованных товаров и расходов на их реализацию по сравнению с темпом роста выручки от реализации, для ее получения необходимо, чтобы выполнялось следующее соотношение:
где ТВП - темп роста валовой прибыли;
ТВ - темп роста выручки от реализации;
ТР - темп роста расходов на реализацию.
Исходя
из выше сказанного, можно сделать
вывод, что данное условие не выполняется.
Темп роста расходов на реализацию
(168,58 %) опережает темп роста выручки от
реализации (129,35 %), которая в свою очередь
опережает темп роста валовой прибыли
(112,26 %). Отсюда и снижение темпов роста
прибыли от реализации на 93,18 %.
2.3
Анализ показателей
рентабельности
На следующем этапе анализа финансовых результатов оценим динамику и тенденции изменения показателей рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Для оценки рентабельности РУП «Витебский ЛВЗ» проведем анализ динамики этого показателя, рассчитанного исходя из чистой прибыли организации, на основании данных «Отчета о прибылях и убытках» за 2007 г. и 2008 г. (приложения В и Г) и «Бухгалтерского баланса» за 2008 г. (приложение Е).
Анализ таблицы показал, что практически по всем показателям рентабельности наблюдается спад. Так рентабельность продаж снизилась на 0,79 процентных пунктов, рентабельность текущих затрат – на 4,62, а рентабельность производства – на 0,04 процентных пункта.
Нельзя не отметить отрицательную рентабельность операционной деятельности (-4,77 % в 2008 г.) и увеличение суммы операционных расходов
Таблица 2.9 – Информация о динамике показателей рентабельности
Показатели | 2007 год | 2008 год | Отклонение | Темп роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Чистая прибыль, млн. руб. | 2 784 | 2 507 | -277 | 90,05 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб. | 107 122 | 138 563 | 31441 | 129,35 |
Рентабельность оборота (продаж), % | 2,60 | 1,81 | -0,79 | 69,62 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб. | 22 666 | 32 722 | 10056 | 144,37 |
Рентабельность текущих затрат, % | 12,28 | 7,66 | -4,62 | 62,38 |
Общая сумма затрат по реализованной продукции, товарам, работам, услугам, млн. руб. | 24474 | 35770 | 11296 | 146,16 |
Рентабельность производства, % | 0,11 | 0,07 | -0,04 | 61,61 |
Прибыль (убыток) от операционной деятельность, млн. руб. | -84,00 | -39,00 | 45,00 | |
Операционные расходы, млн. руб. | 394 | 818 | 424 | 46,43 |
Рентабельность операционной деятельности, % | -21,32 | -4,77 | 16,55 | 22,36 |
Среднегодовая стоимость внеоборотных активов, млн. руб. | 9 792 | 13 760 | 3968 | 140,52 |
Рентабельность внеоборотных активов, % | 28,43 | 18,22 | -10,21 | 64,08 |
Среднегодовая стоимость оборотных активов, млн. руб. | 19238 | 26417 | 7179 | 137,32 |
Рентабельность оборотных активов, % | 14,47 | 9,49 | -4,98 | 65,58 |
Собственный капитал, млн.руб. | 11 480 | 14 876 | 3396 | 129,58 |
Рентабельность собственного капитала, % | 24,25 | 16,85 | -7,40 | 69,49 |
*
Собственная разработка
на 424 млн. руб., но положительным моментом является тенденция уменьшения операционных убытков на 45 млн. руб., что соответственно влечет повышение рентабельности (с – 21,32 % в 2007 г. до – 4,77 % в 2008 г.).
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в отчетном году эффективность деятельности организации снизилась.
Результаты
анализа показателей
Суть методики заключается в расчете рентабельности продаж к выручке за минусом налогов и прочих обязательных отчислений из выручки.
Для выявления влияния факторов на изменение рентабельности продаж составим детерминированную модель зависимости рентабельности продаж от факторов, воздействующих на ее изменение:
или
где R - рентабельность продаж, рассчитанная по прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг;
П - прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг;
В - выручка от реализации за минусом налогов, включаемых в выручку;
С/с - себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг;
ВП - валовая прибыль;
Н - налоги, включаемые в выручку от реализации;
f - рентабельность продаж, рассчитанная по прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг;
х - прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг к себестоимости реализованных товаров, продукции, работ, услуг;
у - прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг к валовой прибыли;
z - прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг к налогам, включаемым в выручку от реализации.
Зависимость рентабельности продаж от этих факторов выражается аддитивной моделью. Используя способ пропорционального деления, влияние факторов рассчитывается следующим образом:
∆f(x) = ∆f / (∆x + ∆y - ∆z) x ∆x,
∆f(y) = ∆f / (∆x + ∆y - ∆z) x ∆y, (2.5)
∆f(z) = ∆f / (∆x + ∆y - ∆z) x (-∆z), (2.6)
Данные,
необходимые для проведения факторного
анализа рентабельности, представлены
в таблице 2.10. Источники информации
– «Отчет о прибылях и убытках» за 2007 г.
(приложение В) и «Отчет о прибылях и убытках»
за 2008 г. (приложение Г).
Таблица 2.10 - Информация об основных показателях, оказывающих влияние на рентабельность продаж
В млн. руб.
Показатели | 2007 год | 2008 год | Отклонение (гр.3-гр.2) | Темп роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.
Выручка от реализации |
107 122 | 138 563 | 31 441 | 129,35 |
2. Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров и продукции | 77 312 | 97 821 | 20 509 | 126,53 |
3.
Выручка от реализации |
29 810 | 40 742 | 10 932 | 136,67 |
4. Себестоимость реализованных товаров и продукции (покупная стоимость) | 22 666 | 32 722 | 10 056 | 144,37 |
5.
Валовая прибыль (валовой |
7 144 | 8 020 | 876 | 112,26 |
6.
Прибыль от реализации |
1 808 | 3 048 | 1 240 | 168,58 |
7. Рентабельность продаж, % (f) | 6,07 | 7,48 | 1,42 | 123,35 |
8. Прибыль от реализации продукции и товаров к себестоимости реализованных товаров и продукции, % (х) | 7,98 | 9,31 | 1,34 | 116,78 |
Окончание таблицы 2.10 | ||||
9. Прибыль от реализации продукции и товаров к валовой прибыли, % (у) | 25,31 | 38,00 | 12,70 | 150,17 |
10.
Прибыль от реализации |
2,34 | 3,12 | 0,78 | 133,24 |