Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 22:01, курсовая работа
Целью данной работы является изучение существующих методик анализа финансовых результатов, представленных в научной литературе, и практическое применение некоторых из них для анализа финансовых результатов деятельности РУП «Витебский ликеро-водочный завод».
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить методики анализа финансовых результатов в современной научно-практической литературе;
- провести анализ финансовых результатов на основании бухгалтерской и статистической отчетности;
- выявит резервы увеличения прибыли (уменьшения убытков);
- разработать направления совершенствования методики анализа финансовых результатов.
Введение 5
1 Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности организации 8
1.1 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов 8
1.2 Теоретические основы анализа показателей прибыли 11
1.3 Теоретические основы анализа показателей рентабельности 14
2 Анализ финансовых результатов и рентабельности на примере РУП «Витебский ликеро-водочный завод» 21
2.1 Краткая характеристика основных технико-экономических показателей деятельности РУП «Витебский ЛВЗ» 21
2.2 Анализ показателей прибыли 24
2.3 Анализ показателей рентабельности 32
3 Направления совершенствования ревизии (аудита) финансовых результатов деятельности организации 37
Заключение 40
Список использованных источников 42
*
Собственная разработка.
Для выявления факторов, влияющих на изменение рентабельности продаж, составим детерминированную модель по формулам (2.4), (2.5), (2.6) и (2.7), отражающим зависимость рентабельности продаж РУП «Витебский ЛВЗ» от факторов, воздействующих на ее изменение:
-
прибыль от реализации товаров,
∆f(x) = ∆f
/ (∆x + ∆y - ∆z) x ∆x = 1,42 / (1,34 + 12,7 – 0,78) х 1,34
= 0,14,
-
прибыль от реализации товаров,
∆f(y) = ∆f
/ (∆x + ∆y - ∆z) x ∆y = 1,42 / (1,34 + 12,7 – 0,78) х 12,7
= 1,36 %,
-
прибыль от реализации товаров,
∆f(z) = ∆f
/ (∆x + ∆y - ∆z) x (-∆z)) =1,42 / (1,34 + 12,7 – 0,78) х
(-0,78) = -0,08.
Итоговое
влияние факторов составило 1,42 % (0,14 + 1,36
– 0,08). Таким образом, произведенные расчеты
подтвердили выводы, сделанные при использовании
других методик факторного анализа рентабельности.
3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
МЕТОДИКИ АНАЛИЗА
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ
И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Большинство современных экономистов, специализирующихся в области анализа прибыли, отмечают, что традиционные методики не учитывают того, что под влиянием выручки изменяется не вся сумма расходов на реализацию, а только сумма условно-переменных расходов.
В
основу методики маржинального анализа
положено деление затрат в зависимости
от изменения объема товарооборота
на переменные и постоянные и использование
категории маржинального
Порядок
формирования прибыли организации при
использовании маржинального анализа
и разделении расходов на условно-переменные
и постоянные представлен на схеме 2.
Выручка от реализации (за минусом НДС и других обязательных платежей) | - | Себестоимость (покупная стоимость) продукции, товаров, работ, услуг | |||
↓ | |||||
Валовая прибыль | - | Условно-переменные расходы | |||
↓ | |||||
Маржинальный доход | - | Условно-постоянные расходы | |||
↓ | |||||
Финансовый результат от реализации продукции, товаров, работ, услуг | |||||
↓ | ↓ | ||||
Сальдо операционных доходов и расходов | Сальдо
внереализационных доходов и | ||||
↓ | ↓ | ||||
Прибыль (убыток) отчетного периода |
Схема
2 - Порядок формирования
прибыли с использованием
показателей маржинального
анализа
С учетом схемы 1 методика расчета влияния факторов на изменение прибыли от реализации должна базироваться на формуле (3.1):
где Упер - уровень условно-переменных расходов на реализацию товаров;
Рn - сумма условно-постоянных расходов на реализацию товаров.
Алгоритм
расчета влияния выручки от реализации,
расходов и валовой прибыли на
изменение прибыли от реализации
представлен в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Методика расчета влияния выручки от реализации и уровня валовой прибыли на изменение прибыли от реализации
Показатели | 2007 год | 2008 год | Подстановки | Расчет влияния факторов | ||
I | II | III | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Выручка от реализации | В0 | В1 | В1 | В1 | В1 | П I - П0 |
2. Сумма условно-постоянных расходов на реализацию товаров | РП0 | РП1 | РП0 | РП1 | РП1 | П II – П I |
3. Уровень
условно-переменных расходов |
Упер0 | Упер1 | Упер0 | Упер0 | Упер1 | П III – П II |
4. Уровень валовой прибыли | УВП0 | УВП1 | УВП0 | УВП0 | УВП0 | П I – П III |
5. Прибыль от реализации товаров | П0 | П1 | П I | П II | П III | ∆П |
*
Собственная разработка
Таким образом, рост выручки от реализации и уровня валовой прибыли, а также снижение уровня условно-переменных и суммы условно-постоянных расходов приводят к повышению суммы прибыли от реализации.
Результаты
анализа показателей
Отсутствие единого подхода к факторному анализу рентабельности продаж побуждает специалистов в области анализа прибыли разрабатывать новые и совершенствовать действующие методики анализа.
Алгоритм
расчета влияния выручки от реализации,
уровня валовой прибыли и условно-
Таблица 3.2 - Методика расчета влияния выручки от реализации, уровня валовой прибыли и условно-переменных расходов, суммы условно-постоянных расходов на изменение рентабельности продаж (оборота)
Показатели | 2007 год | 2008 год | Расчет влияния факторов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Выручка от реализации | В0 | В1 | ∆Rпр (В) = (В1 х (УВП0 -
Упер0) / 100 - - Рn0) х 100 / В1 - (В0 х (УВП0 - Упер0) / 100 - Рn0) х 100 / В0 |
2. Уровень валовой прибыли | УВП0 | УВП1 | ∆Rпр (УВП) = (В1 х
(УВП1 - Упер0) / 100 - - Рn0) х 100 / В1 - (В1 х (УВП0 -Упер0) / 100 - Рn0) х 100 / В1 |
3. Уровень
условно-переменных расходов |
Упер0 | Упер1 | ∆Rпр (Упер) = (В1 х
(УВП1 - Упер1) / 100 - - Рn0) х 100 / В1 - (В1 х (УВП1 - Упер0) / 100 - Рn0) х 100 / В1 |
4. Сумма
условно-постоянных расходов |
Рп0 | Рп1 | ∆Rпр (Рn) = (В1 х (УВП1 -
Упер1) / 100 - - Рn1) х 100 / В1 - (В1 х (УВП1 -Упер1) / 100 - Рn0) х 100 / В1 |
5. Рентабельность продаж, % | Rпр0 | Rпр 1 | ∆Rпр = ∆Rпр (В) + ∆Rпр (УВП) - Rпр(Упер) - - ∆Rпр (Рn) |
*
Собственная разработка
Использование
данной методики факторного анализа
позволяет оценить влияние
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики показатели прибыли и рентабельности играют существенную роль в оценке деятельности организаций, так как с переходом на самофинансирование и самообеспечение организации могут рассчитывать только на свои внутренние источники финансирования, наибольший удельный вес в которых занимает полученная прибыль.
Показатели рентабельности дают обобщенную оценку эффективности работы организации как единого организма.
Прибыль и рентабельность - тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности. Однако в любом определении рентабельность означает процентное отношение показателей общей, чистой и прибыли от реализации продукции к одному из показателей: объему товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда и т.п.
Как показал анализ показателей прибыли и рентабельности эффективность деятельности РУП «Витебский ЛВЗ» значительно снизилась в отчетном году (2008) по сравнению с плановыми показателями и 2007 годом.
Анализ состава чистой прибыли выявил рост этого показателя в целом на 2,4 %, но этот рост был вызван не увеличением суммы прибыли от реализации (93,18 %), а уменьшением суммы убытков от операционной и внереализационной деятельности на 45 и 414 млн. руб. соответственно.
Анализ источников формирования прибыли от реализации продукции (работ, услуг) показал, что этот показатель в денежном выражении снизился в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 364 млн. руб. Это было вызвано, прежде всего, ростом суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, на 26,53 % и себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) на 44,37 %, а также увеличением суммы расходов на реализацию на 1240 млн. руб. (68,58 %).
Проанализировав показатели рентабельности, мы также пришли к выводу, что эффективность деятельности организации снизилась. При этом все рассчитанные нами показатели рентабельности снизились в отчетном году по сравнению с предыдущим в среднем на 30 – 35 %.
Темпы
роста показателей
- рентабельность продаж (оборота) 69,62 %;
- рентабельность текущих затрат 62,38 %;
- рентабельность производства 61,61 %;
-
рентабельность операционной
-
рентабельность внеоборотных
-
рентабельность оборотных
-
рентабельность собственного
Исходя из всего выше сказанного, РУП «Витебский ЛВЗ» целесообразно усилить контроль за своей хозяйственной деятельностью с целью уменьшения операционных и внереализационных убытков, а также искать пути снижения себестоимости продукции и расходов на ее реализацию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ