Современные направления в работе с системами маркетинговой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Разработка теоретико-методологических основ информационного обеспечения маркетинговой деятельности предприятий, обуславливает необходимость решения следующих задач:
- изучение теоретических подходов к определению роли информации в процессе принятия решений;
- обоснование потребности предприятий в маркетинговой информации;
- изучение рынка маркетинговой информации;
- разработка классификации источников маркетинговой информации;
- определение возможных форм организации работы с маркетинговой информацией;
- обоснование методического инструментария создания и функционирования маркетинговых информационных систем (МИС) на основе определения их сущности, выполняемых функций и тенденции развития;

Содержание

Введение ………………………………………………………….…………….. 3
1.Определение потребности в маркетинговой информации ………………… 5
1.1Рынок маркетинговой информации…………………………………....…. 7
1.2Классификация источников маркетинговой информации …….......……. 9
1.3Организация работы с маркетинговой информацией ……………..…… 11
2.Современные направления в работе с системами маркетинговой информации………………………………………………………….…..…..... 16
Заключение ……………………………………………………………….……. 19
Список используемых источников ………………………………..………..... 21

Работа содержит 1 файл

marketingovye_issledovaniya_v_sistemah_upravleniya.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 Введение  ………………………………………………………….…………….. 3

1.Определение потребности в маркетинговой информации ………………… 5

1.1Рынок маркетинговой информации…………………………………....…. 7

1.2Классификация источников маркетинговой информации …….......……. 9

1.3Организация работы с маркетинговой информацией ……………..…… 11

2.Современные направления в работе с системами маркетинговой информации………………………………………………………….…..…..... 16

 Заключение  ……………………………………………………………….……. 19

 Список используемых источников ………………………………..………..... 21

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный этап развития бизнеса можно с полной уверенностью назвать эпохой информации. Использование информационных систем  и информационных технологий в условиях интенсивного развития рыночных отношений становится одним из наиболее важных элементов эффективного управления и маркетинга. Компании все чаще прибегают к помощи современных информационных систем и технологий,  чтобы  следить за увеличивающимися внешними и внутренними  потоками информации, использовать ее для анализа, прогнозирования, принятия управленческих решений. Известен «рецепт для хорошего решения: 90 % информации и 10 % вдохновения»[1]. Однако сами по себе информационные системы и технологии не могут быть основным инструментом в достижении корпоративных целей. Только те предприятия, которые четко определили корпоративную и конкурентную стратегию, имеют представление о собственных информационных потребностях, могут добиться успеха. 

В последние годы в литературе по менеджменту и маркетингу уделяется много внимания изучению различных аспектов формирования маркетинговых информационных систем. Однако большая сложность и исключительная значимость проблемы требуют решения еще многих вопросов. В частности, пока  не разработана теоретическая концепция  понимания роли информационных систем в управлении и маркетинге, необходимости  внедрения информационных систем в производство. По существу, само понятие маркетинговой информационной системы неконкретно и широко и применяется  на всех уровнях принятия решений  - от стратегического до оперативного.

Разработка  теоретико-методологических основ  информационного обеспечения маркетинговой  деятельности предприятий, обуславливает  необходимость решения следующих  задач:

-      изучение теоретических подходов к определению роли информации в процессе принятия решений;

-     обоснование потребности предприятий в маркетинговой информации;

-    изучение рынка маркетинговой информации;

-    разработка классификации источников маркетинговой информации;

-    определение возможных форм организации работы с маркетинговой информацией;

-     обоснование методического инструментария создания и функционирования маркетинговых информационных систем (МИС) на основе определения их сущности, выполняемых функций и  тенденции развития;

-     определение основных выгод от внедрения МИС;

-      разработка методики исследования влияния информационных систем на изменение маркетинговой деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

1.Определение потребности в маркетинговой информации

Необходимо  отметить, что менеджеры часто  бывают вынуждены принимать управленческие решения в условиях неопределенности и риска, причем не только из-за несовершенства хозяйственного механизма и законодательной  базы, но и из-за недостатка информации и отсутствия систем информационной поддержки управленческих решений.

Основными рисками  в маркетинговой деятельности можно  считать:[2]

-   риск производства нового товара;

-   риск выхода на новые рынки;

-   риск изменения окружающей среды;

-   социальные риски;

-   риск разработки комплекса маркетинга;

-   коммуникативные риски;

-   риск эмбарго и др.

Данные, уменьшающие  степень неопределенности и риска  при разработке и принятии управленческих решений в маркетинге, формируют основу системы информационно-аналитического обеспечения маркетинговой деятельности предприятий и представляют собой маркетинговую информацию.

При определении  потребности в маркетинговой информации необходимо обратить внимание  на три вопроса:

·  для каких управленческих решений требуется информация? Можно сформулировать следующие потребности менеджеров в маркетинговой информации: для планирования, разрешения проблем, контроля. Обычно для планирования и контроля (в таких случаях управленческая проблема достаточно хорошо структурирована) используется стандартизированная информация. Однако если информация предназначена для разрешения  нетипичных проблем, то ее поиск становится объектом исследования;

·  насколько точно определена проблема? Зачастую менеджер не знает заранее, какую информацию он хочет получить. По мере того, как он больше узнает о проблеме и точнее может ее сформулировать, изменяется его потребность в информации и методах ее сбора;

·  существуют ли (и если существуют, то, какие) ограничения (в ресурсах, деньгах, времени и т. д.) в сборе необходимой информации? Финансовые ресурсы, навыки в сборе информации, операционные возможности и временные ограничения оказывают влияние, с одной стороны, на качество, регулярность получения, полноту собираемых данных, а с другой - на своевременность и быстроту получения информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Рынок маркетинговой информации

Анализ рынка  маркетинговой информации предполагает поиск источников достоверных данных, наиболее полно отражающих реальные рыночные процессы. Информационные ресурсы разделяют по секторам информационного рынка и в каждом секторе определяют информацию, необходимую для маркетинговой деятельности  предприятий. Выделяют следующие информационные ресурсы:

-   статистическая информация - цифровая информация в виде показателей, прогнозных моделей и оценок. Различают базы данных глобальной статистики (“Statistical Year book”, “Monthly bulletin of statistics”, “Yearbook of International trade statistics” и др.) и национальной статистики (Российский статистический ежегодник, Россия в цифрах, Статистическое обозрение, Демографический ежегодник России и др.);

-   коммерческая информация – это информация по компаниям, фирмам, направлениям их деятельности, продукции, финансовом состоянии, деловых связях. При ее поиске используют электронные базы данных и печатные издания (справочники, каталоги и др.);

-   биржевая и финансовая информация – информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках и др. К ней относятся обзоры международного агентства финансовой информации, информационного агентства «Прайм», агентство коммерческих новостей «Коминфо», консультационное агентство «Скейт-Пресс» и др.;

-   профессиональная и научно-техническая информация - специальные издания в области маркетинга, среди которых необходимо назвать: «Маркетинг в России и за рубежом»,  «Практический маркетинг», «Маркетинг»,  «Практика рыночных исследований», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России»,  «Рекламные идеи Yes!»,  «Рекламные технологии» и др.

-   публикации в средствах массовой  информации, в т.ч. в Интернет

При использовании  данных информационных ресурсов необходимо учитывать следующие проблемы, которые  могут возникнуть в ходе проводимого  маркетингового исследования:

-   данные собирались для других целей и редко полностью подходят для целей исследования;

-   часто найденная информация бывает устаревшей, поскольку  промежуток времени от момента сбора сведений до их публикации может быть достаточно длительным;

-   приведенная в опубликованных данных классификация признаков часто не совпадает с той, которая необходима исследователю;

-   наконец, стоит задуматься и о степени достоверности данных. Во всяком случае, необходимо проверить первоисточник, цель публикации и дать оценку методам сбора данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Классификация источников маркетинговой информации

Обычно выделяют два главных признака  классификации источников информации:

1) по способу получения различают:

·  внутреннюю, собираемую и обрабатываемую служащими данной фирмы. Внутренними источниками служат отчеты компаний, бухгалтерские и финансовые документы, интервью с работниками маркетингового отдела, рекламации потребителей, планы производства и т.д.;

·  внешнюю, собираемую за пределами предприятия. Внешними источниками являются данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследований, законы, указы, постановления государственных органов, информация отраслей, бирж, банков и др. Внешние данные в России можно получить из  информационных источников, рассмотренных выше.

2) по назначению  вся информация включает:

·  первичную, специально собираемую по мере возникновения маркетинговых проблем. Ее сбор осуществляется путем наблюдений, опросов и экспериментальных исследований;

·  специализированную, регулярно собираемую сторонними маркетинговыми организациями по специальному заказу (или программе) фирмы;

·  вторичную, собираемую для других исследований, но являющуюся полезной при решении данной проблемы (такое определение соответствует понятию вторичного исследования, рассмотренному выше).

В зависимости  от того, кто выполняет функции  исследователя (маркетинговые службы предприятия или сторонние организации, специализирующиеся в этой области), первичная информация может быть как внутренней, так и внешней. Это не единственный случай, когда один и тот же источник информации относится к различным ее категориям. Например, экспертные оценки могут относиться либо к специализированным источникам, если мнение экспертов изучается регулярно, либо у первичной информации, в  случае обращения за помощью к экспертам один раз (при решении конкретной проблемы).

Многообразные источники получения маркетинговой  информации представлены на рис. 26.

Выделенные  на рис. 26 четыре укрупненных группы источников информации в дальнейшем группируются не по всем оставшимся группировочным признакам (пользователям, носителям информации, методам ее получения и первоисточникам), а только по тому из признаков, который имеет принципиальное значение для продолжения исследования. В частности, если возникает потребность в получении первичной информации, то наибольшее значение приобретает вопрос о методе получения данных. Выбор метода связан с финансовыми и трудовыми возможностями фирмы, а также с конкретной целью исследования. Если может быть использована вторичная информация, то на первый план выдвигается проблема поиска первоисточников, а вопрос о методе получения данных уже был решен другими организациями, которые предоставляют эту вторичную информацию.

Отбор источников информации должен быть достаточно обоснованным, от него во многом зависит эффективность всего исследования. Во избежание ошибок и неверных выводов маркетинговые службы предприятия должны оценить надежность (достоверность) данных.

1.3Организация работы с маркетинговой информацией

Организация работы с маркетинговой информацией  в значительной степени определяется размером и организационной структурой предприятия:

·        в небольших фирмах отдельная маркетинговая служба, может быть, и не создана. В таких случаях сбором информации и ее интерпретацией занимаются все подразделения, которые выполняют маркетинговые функции;

·         на средних предприятиях существуют хотя и скромные по численности, но достаточно жестко структурированные маркетинговые службы. Каждый сотрудник в рамках своей компетенции собирает и анализирует информацию, а затем предоставляет непосредственному руководителю подразделения;

·        крупные предприятия, с большим объемом и широким ассортиментом выпускаемой продукции, наличием многочисленных связей с поставщиками и покупателями не могут обойтись без четко налаженной системы информационно-аналитического обеспечения структурированной и иерархически построенной службы маркетинга.

При организации  системы информационно-аналитического обеспечения могут быть использованы следующие формы организации:

-         по сферам использования: по продуктовым линиям, маркам, сегментам рынка или отдельным регионам;

-         по маркетинговым функциям:

o       аналитическая функция связана с комплексным исследованием рынка, анализом внутренней среды фирмы;

o       товарно-производственная функция состоит в разработке рекомендаций по созданию новых товаров и повышению конкурентоспособности существующих товаров;

o       сбытовая функция предполагает осуществление товарной политики, организации сбыта, разработки ценовой политики и т.п.;

o       организационная функция обеспечивает работу маркетинговых служб, планирование и аудит маркетинга;

Рис. 1 Источники  маркетинговой информации

-         по способам сбора и обработки информации: проведение интервью, разработка анкет, поиск внешней информации и т.д.

Многие предприятий  не осознают, какими информационными  ресурсами они обладают. У них  могут быть хорошие системы сбора  и хранения текущей бухгалтерской  документации, данные об объемах продаж, но когда эта информация срочно требуется,  они не находят нужных сведений.

Информация о работе Современные направления в работе с системами маркетинговой информации