Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Миттал Стил Кривой Рог»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы анлиз себестоимости продукции и рибыль прежприятия.
Для работы используются такие источники информации, как основные формы финансовой отчетности, годовой отчет о деятельности предприятия и дополнительная литература.
При написании курсовой работы были использованы методы литературного поиска, сравнения, анализа статистических данных, анализа табличных данных, аналитический и статистический методы, обработка информации, дедукция и индукция.

Содержание

Введение.................................................................……………….3
1. Теоретическая часть
1.1. Предмет и задачи технико-экономического анализа........………...5
1.2. Содержание и направления технико-экономического анализа…..8
1.3. Основные принципы и методы анализа............................………….10

2. Методики технико-экономического анализа
2.1. Анализ производственной программы…………………………….12
2.2. Анализ трудовых показателей……………………………………..18
2.3. Анализ использования материальных ресурсов…………………..25
2.4. Анализ использования основных производственных фондов…...34
Спецчасть.
3. Анализ себестоимости продукции
. Анализ сортовых калькуляций 39
3.2. Анализ влияния изменения сортамента на себестоимость продукции 43
. Анализ цеховой калькуляции себестоимости 44
3.4. Затраты на 1 грн. товарной продукции 47
4. Анализ прибыли
. Выполнение плана по прибыли от реализации продукции 50
. Анализ влияния факторов на выполнение плана по прибыли –
Заключение……………………………………………………………….54
Список литературы………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 660.50 Кб (Скачать)

2. Детализация - выделение  составных частей.

3. Систематизация элементов - проводится на основе изучения  взаимосвязи, взаимозависимости и взаимоподчиненности.

4. Обобщение (синтез) - из всего множества изучаемых  факторов  необходимо выделить типичные от случайных,  главные и решающие, от которых зависят результаты деятельности предприятия.

На основе этих черт производится разработка и использование системы  показателей.

Метод анализа хозяйственной  деятельности - системное,  комплексное  изучение и  обобщение  влияния  факторов  на  результаты  деятельности предприятия, путем обработки специальными приемами системы показателей плана учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.

 

2. Методики технико-экономического  анализа

 

2.1. Анализ производственной программы

          Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

         Поэтому анализ формирования  и выполнения производственной  программы предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы: 
        1. Анализ объема продукции; 
        2. Анализ ассортимента продукции; 
        3. Анализ структуры продукции; 
        4. Анализ качества продукции; 
        5. Анализ ритмичности производства; 
        6. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

       Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П “Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 “Баланс предприятия”, ф. № 2 “Отчет о прибылях и убытках”; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 “Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация”, журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

         Объем производства промышленной  продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

         Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

        Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

       Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

       Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

       Анализ формирования и выполнения производственной программы. В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

        Стоимостные показатели объема  производства должны быть приведены  в сопоставимый вид. В условиях  инфляции нейтрализация изменения  цен или “стоимостного” фактора  является важнейшим условием сопоставимости данных.

        Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.1).

                                      Динамика товарной продукции                   Таблица 1

Год

Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб

Темпы роста, %

Базисные

Цепные

 

 

 

 

Тб=ТПi/ТП0 х 100%

Тц= ТПi /ТПi-1 х 100%


где ТПi-1, ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно; 

ТПо - объем товарной продукции  года, взятого за базу сравнения.      

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые  темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

,

Тпр = Тср – 100 .

        Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

        Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

       Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана  по номенклатуре основывается на сопоставлении  планового и фактического выпуска  продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

        При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.

        Примеры недовыполнения плана  по ассортименту могут быть  внешние (изменение конъюнктуры  рынка, спроса на отдельные  виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

       Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

       Для  расчета влияния структурных  сдвигов с целью устранения  их влияния на экономические  показатели используют метод  прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

        Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле

,

где   – изменения объема выпуска продукции за счет структуры; 
ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре; 
ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

        Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции  или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

        Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

        Различают обобщающие индивидуальные  и косвенные показатели качества.

        К обобщающим показателям качества относят: 
- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска; 
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; 
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; 
- удельный вес аттестованной продукции.

       Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

       Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д. 

       В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.

         Кроме того, оценка выполнения  плана по качеству продукции  производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

        Качество продукции является  параметром, оказывающим влияние  на такие стоимостные показатели  работы предприятия, как выпуск  продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

          В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

          Основными причинами снижения  качества продукции являются: плохое  качество сырья, низкий уровень  технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.

         Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Аритмичность производства продукции влияет на все экономические  показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

       Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

         На изменение объема реализации  влияют многочисленные факторы.

Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции  составляется баланс товарной продукции  в двух оценках: по себестоимости  и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид

РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,

где РП - объем реализованной  продукции; 
ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно; 
ВП - объем выпуска продукции за период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Анализ трудовых показателей

        Рациональное использование персонала предприятия – непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов. Для целей анализа весь персонал следует разделить на промышленно-производственный и непромышленный персонал.         К промышленно-производственному персоналу (ППП) относят лиц, занятых трудовыми операциями, связанными с основной деятельностью предприятия, а к непромышленному персоналу относят работников учреждений культуры, общественного питания, медицины и пр., принадлежащих предприятию.

         Работники ППП подразделяются на рабочих и служащих. В составе служащих выделяют руководителей, специалистов и других служащих (конторский учётный и т.п. персонал). Рабочих подразделяют на основных и вспомогательных. В анализе трудовых ресурсов предприятия можно выделить три направления: 
        1. Анализ использования рабочей силы. 
        2. Анализ производительности труда. 
        3. Анализ оплаты труда.  
        Источники информации для анализа: План по труду, ф. №1-Т “Отчёт по труду”, ф. №5-3 “Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации), статистическая отчётность отдела кадров по движению рабочих и др.”

        Анализ использования рабочей силы. В ходе анализа обеспеченности трудовыми ресурсами проводят сравнение фактической численности персонала с предыдущим периодом и плановой численностью отчётного периода по всем классификационным группам. В процессе анализе изучается соотношение между группами и тенденции изменения этого соотношения.

       

 Влияние изменения  удельного веса основных рабочих  в общей их численности на  выработку продукции одним работающим  определяется по формуле

где УД1, УД0 – удельный вес основных рабочих в общей их численности по плану (базисному периоду) и отчёту; СВ0 – среднегодовая выработка одного работающего по плану.

         Сокращение вспомогательных рабочих  может быть достигнуто за счёт  концентрации и специализации  вспомогательных работ: по наладке  и ремонту оборудования, повышению уровня механизации и совершенствованию труда этих рабочих.

         Численность рабочих Чр определяют исходя из нормы трудоёмкости работ планируемого периода (Т), эффективного (действительного) годового фонда времени рабочего (Тэф) и планируемого коэффициента выполнения норм Кnn по формуле

Информация о работе Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Миттал Стил Кривой Рог»