Теории возникновения воспитания в первобытном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.
Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.

Работа содержит 1 файл

Ekzamen_po_istorii_obrazovania.docx

— 196.12 Кб (Скачать)

Вопрос 33.Прогрессивная роль  В. Ф. Одоевского  в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами»)

Будучи человеком передовых  взглядов, В. Ф. Одоевский мечтал о  распространении подлинно научных  знаний среди широких масс народа, он выступал за, отмену крепостного  права и отдал много сил  деятельности по улучшению условий  жизни столичной бедноты и  просвещения народа. С 1846 по 1855 г. он состоял председателем “Общества  посещения бедных”.

В. Ф. Одоевский был организатором  и руководителем первых детских  приютов в России, созданных им в системе государственных учреждений с привлечением средств и сил  общественной благотворительности. Он разработал “Положение о детских  приютах и “Наказ лицам, непосредственно  заведывающим детскими приютами”, по которым с 1839 г. работали эти учреждения. При разработке этих важных законодательных документов Одоевский учел успешный педагогический опыт школы для малолетних детей Е. О. Гугеля, а также зарубежных детских учреждений.

Согласно “Положению...”  приюты состояли в ведении Комитета главного попечительства о детских  приютах, находившегося под покровительством царицы. Комитет должен был издавать для детских приютов учебные  пособия и руководства.

В 1839 г. В. Ф. Одоевский был  назначен правителем дел Комитета главного попечительства о детских приютах, он стал его душой и подлинным  руководителем.. Согласно документам, разработанным Одоевским, детские приюты должны были:

1) предоставлять убежище  бедным детям, остающимся без  надзора во время дневных работ  их родителей, убежище, которое  до некоторой степени заменило  бы им семью;

2) внушать детям “чувство  доброй нравственности и к  этой цели направлять детские  занятия и игры;

3) приучать детей к  порядку и опрятности, развивать  их умственные способности путем  наглядного изучения простых  предметов, их окружающих;

4) дать детям элементарные  знания об окружающем, навыки  ремесла и рукоделия. Дети должны  были находиться в приютах  с 7 часов утра до 8—9 часов  вечера. 
 
 Жизнь в детском приюте, по мысли Одоевского, должна была быть организована на семейных началах, чтобы смотрительницы всячески заботились о детях. Смотрительниц следовало назначать в первую очередь из числа - окончивших женские учебные заведения и практиканток, уже работавших с детьми в приютах. При выборе их нужно было обращать главное внимание на их нравственно-религиозные качества, педагогические склонности, на то, чтобы они любили детей. Пример поведения смотрительницы Одоевский считал важнейшим средством нравственного воспитания детей. “Наказание должно соразмеряться с важностью проступка, но никогда в приюте дитя не должно быть наказано телесно”.

Работа многих детских  приютов в действительности была далека от идей Одоевского. Занятия  проводились однообразно, режим  жизни детей приближался к  казарменному, игры были редким явлением. Внимание обращалось главным образом на религиозное воспитание и внешний порядок, на занятия детей рукоделием и ремеслами.

После отстранения В. Ф. Одоевского в 1841 г. от должности правителя дел  Комитета его идеи, положенные в  основу работы созданных им учреждений, уступили место методам официальной  педагогики николаевского времени, ценившей более всего муштру и  зубрежку.

Вопрос 34.Идея всестороннего развития личности в педагогике В. Г. Белинского (по работам «Подарок под Новый год», «О детских книгах»)

Одним из основных положений  педагогической теории Белинского является гармоническое развитие человека.

Физическое воспитание детей, говорил Белинский, имеет своей задачей охранять здоровье детей, развивать их физические силы, ловкость и гибкость путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Им также подчеркивалась необходимость соблюдения правил личной и общественной гигиены и усвоения естественнонаучных знаний о человеке.

Нравственное   воспитание

Белинский считал важнейшей  стороной формирования человека —  общественного деятеля. Его высказывания о средствах и путях воспитания нравственности богаты и содержательны. Необходимо, чтобы дети прежде всего полюбили добро. Белинский указывал, что главную роль в психической жизни детей раннего возраста играют эмоции. Чем моложе ребенок, тем более непосредственный характер носят его впечатления и представления. Поэтому в младшем возрасте следует развивать в детях расположение к хорошему я отвращение к дурному. Белинский считал, что от малолетних детей надо удалять все дурное; они должны видеть только положительные примеры.  Конечно, по отношению к детям более старшего возраста нельзя ограничиться только воспитанием любви к добру. Детский рассудок, как и чувства, требует развития. Поэтому нужно развивать сознание юноши. Оно будет указывать дорогу добру. Большое значение в деле нравственного воспитания придавалось им развитию воли, выработке закаленного характера, которые необходимы для того, чтобы вести настойчивую борьбу со злом, отстаивать свои убеждения, не боясь трудностей и препятствий. Нравственное воспитание в старшем возрасте должно сочетатьсяс умственным образованием.

Умственное образование

«После 7 лет должно начаться систематическое образование дитяти, которое не может быть частным, специальным  или исключительным». Оно должно быть тоже общечеловеческим, иметь  в виду развитие всех умственных сил  будущего человека, формирование у  него мировоззрения и сознательных убеждений, стойкость в их защите.

Белинский резко критиковал современную ему школу, считал, что  содержание образования в ней  крайне отстало от развития русской  науки. Он считал необходимым, чтобы  учащиеся не толькоусвоили определенную сумму знаний, но и приобрели цельное  научное мировоззрение, требовал ликвидировать  разрыв между наукой и учебными предметами, между теорией и практикой.

Белинский выступал против преподавания религии. Важнейшими учебными предметами Белинский считал гуманитарные науки (родной язык, литературу, историю), помогающие нравственному воспитанию, «очеловечиванию» людей; большое значение придавал естественным наукам, которые сообщают в высшей степени полезные сведения, «сильнее всего могут заинтересовать детей. Этот предмет им близкий, они на каждом шагу сталкиваются с природой, природа сродни детям». Белинский проявлял большой интерес к внедрению в школы новой методики обучения, построенной на активности и самостоятельности детей, учитывающей их возрастные особенности и индивидуальные склонности.

Много внимания уделял вопросам семейного воспитания.

Привычное представление  о родительской любви к детям  Белинский считал неправильным. Родители должны любить в ребенке прежде всего  будущего человека, и потому основой  любви родителей к детям должна быть не любовьк себе, а любовь к  истине и к человечеству.Белинский резко осуждал родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей, полагаясь на волю случая. Но не менееотрицательно отзывался он и о таком воспитательном воздействии родителей на детей, когда последних превращают в попугаев, обязанных с почтением повторять то, что говорят, что требуютвзрослые.

Белинский вскрыл уродливый характер женского воспитания в крепостнической семье, писал, что девочкам с малых лет внушают извращенные представления о роли и месте женщины в обществе. Утверждая, что женщина «точно так же человек, как и мужчина», он считал, что следует давать мальчикам и девочкам равное образование.

Говоря о важном значении детской литературы в нравственном воспитании в семье, Белинский указывал детским писателям на их огромную ответственность перед обществом.

Он зло высмеивал книги, которые прививали детям пошлые, мещанские взгляды на жизнь, которые  под видом нравственности говорят  о безнравственности. Он хотел, чтобы  детские книги побуждали детей  любить доброе и хорошее, воспитывали  их не сентенциями и нравоучениями, а всем своим идейным содержанием. Детский писатель, по мнению Белинского, должен обладать передовыми убеждениями  и высоким моральным обликом, любить детей, знать их возрастные особенности, владеть выразительной образной речью.

Вопрос 35. А. И. Герцен о цели воспитания. Критика Герценым теорий Р. Оуэна, Ж.Ж. Руссо (по произведению «Былое и думы»).

Выдающийся представитель  русского революционного движения, крупнейший политический деятель, блестящий публицист  и талантливый писатель А.  И. Г е р ц е н ,так же как и Белинский, был представителем русской революционно-демократической педагогической мысли 30—40-х годов XIX века.

Герцен с демократических  позиций критиковал официозную школьную политику: школьный устав 1828 г., характерный  для гимназий, училищ и семинарий  уклон в направлении греко-латинского образования, риторики, богословия. Он выступал против пронизывавших школьное воспитание "рабского духа, рабской дисциплины, рабского молчания" (как писал Герцен), видели в школе основное средство гражданского воспитания народа, настаивал на воспитании любознательности, привычки к труду.

В Плане народной школы (1847) подчеркивал, что важнейшей целью  педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства. В этом документе провозглашалась необходимость устранения сословных, религиозных и иных ограничений при получении образования, соединения обучения с общественно полезным трудом учащихся. Герцен выдвигал планы национального перевоспитания народа и отдельных сословий в духе общинности, который, по их суждениям, исторически присущ русскому человеку. Герцен высказал очень ценные суждения о педагогических теориях Руссо и Оуэна. Отмечая прогрессивное историческое значение этих теорий, он в то же время отчетливо показал и их недостатки. Он высмеивал сентиментально-романтические идеалы  воспитания, проповедуемые Руссо, Песталоцци и другими педагогами, стоящими на позициях идеализма, отмечал, что человек, воспитанный в соответствии с их взглядами, не способен к жестокой, суровой борьбе, без которой передовые идеалы не могут быть воплощены в жизнь.

Герцен критиковал Руссо  за изоляцию детей от окружающей жизни, игнорирование в системе умственного  образования опыта, приобретенного человечеством.  Самым решительным образом он выступал против теории «свободного воспитания», требовал, чтобы у детей с юных лет воспитывали ответственность за их поступки, чувство долга, сознательность и дисциплинированность.

Герцен в произведении «Былое и думы» с одобрением отзывается о социальных и педагогических мероприятиях, проведенных Робертом Оуэном в Нью-Лэнарке, отмечает, что опыт его «костью стоит в горле людей, постоянно обвиняющих социализм в утопиях и в неспособности что-нибудь осуществить на практике». И в то же время он считает многие теоретические положения Оуэна неправильными, решительно выступает против его учения о том, что «главный путь водворения нового порядка — воспитание», что человек является пассивным продуктом обстоятельств и воспитания. Он говорит, что активная роль людей в истории формируется в процессе борьбы с общественным злом и несправедливостью.

Вопрос 36.Проблемы воспитания гражданина и патриота в теориях Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова (по произведениям «Что делать?» и «И об авторитетах в воспитании»)

Николай Гаврилович Чернышевский(1828-1889) вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Недостатки школы Чернышевский видел в низком научном уровне обучения, схоластических методах преподавания, перенасыщенности учебников деталями и подробностями, а также в неравенстве женского образования по сравнению с мужским и в казарменном духе воспитания.

Говоря о воспитательных идеалах, Чернышевский вставал на позиции  революционной переделки общества и человека. Новый человек, по Чернышевскому, должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертвы во имя общественного  блага.

Чернышевский руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию. Н.Г. Чернышевский считал человека высшим созданием природы, изменчивым существом, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой. Личность формируется под воздействием разнообразных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и литературы, семьи и школы. Социальные перемены ведут к изменениям в характере народа в целом и в характерах отдельных его представителей. Под этим углом зрения рассматривались роли наследственности и воспитания

Чернышевский полагал, что  нравственные свойства невозможно наследовать. Каждому человеку природа дает особый темперамент, что сказывается на особенностях его поведения, не обусловливая, однако, самый характер. Чернышевский считал одним из ведущих свойств  человека активность, а важными источниками  активности - потребность в ней  и осознание этой потребности. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей. Таким образом, развитие потребностей - важнейшее условие становления  личности.

Николай Александрович Добролюбов(1836-1861) во взглядах на воспитание и образование сходился со своим единомышленником - Н.Г. Чернышевским. Перу публициста принадлежат специальные работы по вопросам образования и воспитания ("О значении авторитета в воспитании", "О народном воспитании" и др.), статьи на политические, социальные, философские, исторические, эстетические темы, в которых затронуты вопросы педагогики.

Добролюбов критиковал ущемление  права на образование в тогдашней  России из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Полноценное образование, замечал он, остается в русском  обществе "монополией" богатых.

Информация о работе Теории возникновения воспитания в первобытном обществе