Теории возникновения воспитания в первобытном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.
Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.

Работа содержит 1 файл

Ekzamen_po_istorii_obrazovania.docx

— 196.12 Кб (Скачать)

Идеал воспитания детей ремесленников  был близок к ценностям земледельческого воспитания, но реализовывался в рамках ученичества. Ученик жил в семье  ремесленника, помогая в мастерской, осваивал трудные навыки ремесла, мастер стремился привить подростку  нравственные и религиозные нормы  поведения, сформировать мировоззрение  ученика. Жрецы ориентировались  на интеллектуальный компонент воспитания и знание мифологии и обрядов.  

Дружинники жили обособленно  от общины в специальных укрепленных  лагерях, их дети обучались военному делу. В 12 лет они продолжали постигать  это искусство в гридницах  – домах, устроенных по типу своеобразных военизированных интернатов. Таким  образом, воспитание у восточных  славян с VI по IX в. имело семейно-сословный характер.

С появлением парной семьи  произошла замена общественного  воспитания детей семейным воспитанием, которое стало ведущей формой получения образования. Организация  семейного воспитания у древних  славян имела некоторую специфику: в небогатой среде в VII в. существовал обычай приглашать в семью для воспитания подрастающего поколения наставника, как правило, это был брат матери – дядька. При отсутствии родного дядьки воспитание детей поручалось благочестивым и порядочным соседям. Обычай отдавать детей на воспитание в чужую семью получил название «кумовство». Среди знатных представителей общины этот обычай имел иную интерпретацию и назывался «кормильством», когда воспитатель нес ответственность за нравственное, духовное и физическое воспитание знатного отпрыска, обучал его управлению, ведению экономической деятельности и военным навыкам.

В период с VIII по IX в. в связи с изменением экономической и хозяйственной жизни в древнеславянской семье произошли существенные изменения: она стала многодетной, необходимость привлекать родственников и чужих людей к воспитанию детей исчезла. Главными воспитателями становятся родители, особенно мать, вот почему у славян человек, достигший социальной зрелости, назывался «матерым» – воспитанным матерью, кроме того, к воспитанию младших подключаются старшие дети. Результатом семейного воспитания становилось то, что отроки наследовали профессию или ремесло своих родителей.

Воспитание детей и  подростков у восточных славян соответствовало  их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Оно было процессом  включения в определенные виды деятельности. Воспитание было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, на сохранение жизненного уклада. Сегодня  такое воспитание называется в теории педагогики – народной педагогикой - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании  детей, о морально-этических и  эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Народная педагогика изучает  следующие категории и понятия.

1) основные педагогические  понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

2) ребенка как объект  и субъект воспитания (родное  дитя, сирота, приемыш, ровесники,  друзья, чужие дети, детская среда);

3) функции воспитания (подготовка  к труду, формирование морально-волевых  черт характера, развитие ума,  забота о здоровье, привитие любви  к прекрасному);

4) факторы воспитания (природа,  игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал  (личности-символы, события-символы,  идеи-символы);

5) методы воспитания (убеждение,  пример, приказ, разъяснение, приучение  и упражнение, пожелание и благословение,  заклинание, клятва, просьба, совет,  намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок,  раскаяние, покаяние, проповедь,  завещание, запрет, угроза, проклятие,  брань, наказание, побои);

6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и  молодежи, молодежные праздники,  общенародные праздники).

Вопрос 26.Крещение Руси и влияние христианства на развитие педагогической мысли. «Поучение Владимира Мономаха» как педагогический памятник 12 века

К X в. на территории восточно-славянских земель сложилось государство – Киевская Русь.в 988 г. Киевская Русь принимает крещение, и господствующим официальным вероисповеданием становится восточный византийский вариант христианства – православие. В 863 г. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку – кириллицу. Под влиянием православия образование на родном языке стало доступным самым широким слоям населения. Содержание образования исчерпывалось изучением священных текстов без их толкования. Языковой барьер затруднял доступ к произведениям, написанным на латыни, что ощутимо сужало круг научного и философского знания.Если в X–XI вв. в монастырях и культурных центрах велась работа по переводу греческих и латинских книг, соответствовавших православным представлениям о мире, на древнерусский язык, то к XII в. она практически затихла. Это предопределило дальнейшее развитие воспитания и обучения в Русском государстве вплоть до XVIII в. Сильное влияние на идеал древнерусского образования оказали ценности православия, согласно которым каждый человек должен верить в Бога (именно поэтому русское население называлось «крестьянами», т. е. «христианами») и эта истинная вера должна стать основой воспитания и обучения. Косвенным следствием влияния православия можно считать то, что сложившаяся система образовательных институтов просуществовала без значительных изменений до эпохи реформ Петра I. Кроме того, в России не создавались школы различного типа, развитие которых было характерным для средневековой Европы; предпосылки возрожденческих тенденций так и не осуществились в ренессансе образования; на русской почве вплоть до XVIII в. так и не появились университетские центры науки и образования.Обучение грамоте и основам наук в школе было второстепенным по отношению к чтению православной литературы и осуществлялось только в этой связи. Основной формой получения образования стало семейное воспитание, которое проходило под руководством «мастера грамоты» – бродячего монаха, обучавшего детей на дому, Главной фигурой древнерусского образования стал человек духовного звания – носитель ценностей православной культуры. Если в X–XI вв. распространение просвещения на Руси как условия расширения сферы влияния православия было заботой государства, то позднее с упрочением Русской православной церкви образование и устройство школ перешло в ведение самой церкви.Сложившаяся система образования и воспитания в Русском государстве с X до XVIII в. представляет собой целостное культурно-историческое явление. В связи с нашествием татаро-монгольских племен, знаменующим упадок древнерусского просвещения, в истории педагогики и образования допетровской эпохи традиционно принято выделять два периода: киевский, продолжавшийся с X по XIII в., и московский – с XIV по XVII в.Князь Владимир Святославович, крестивший Русь в 988 г., начал строить церкви, назначать священников, собирать детей дружинников и знати для приобщения к книжной культуре – «учению книжному». Школы «учения книжного» в содержательном и организационном плане имели элитарный характер и предназначались для обучения детей князей, бояр, дружинников. Это были частные учебные заведения, первоначально учителями в них были греки, болгары и русичи, приобщившиеся к книжной культуре.Традиция распространения «учения книжного» успешно продолжалась в XI в.благодаря усилиям киевского князя Ярослава Мудрого, который был инициатором создания первой русской библиотеки в Киеве. Ярослав Мудрый способствовал созданию школ в крупнейших русских городах. В конце XI в. при женском монастыре Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу; в XIII в. в Суздале также было учреждено женское училище.На основании этих и других данных можно считать, что в Киевском государстве в Х-XШ вв. при церквях и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. О распространении грамотности на Руси в этот период можно судить по найденным при раскопках древних городов берестяным «грамоткам скорописчатым», орудиям письма, надписям на стенах церквей и бытовым предметам. Их содержание свидетельствует о проникновении грамоты во все слои населения – от феодальной знати до городского (посадского) люда.Значительную роль в развитии образования в киевский период играли монастыри, являвшиеся культурными и образовательными центрами. В монастырях создавались летописи и другие тексты нравственного и религиозного содержания, использовавшиеся в обучении, сохранялись и переписывались рукописные книги, формировались библиотеки, т. е. приумножалась книжная культура. Таким образом, в Киевской Руси возникли учебные заведения различных типов, которые представляли начальную и среднюю ступень образования, но не имели в виду его преемственности.

Начальное образование давали специальные частные платные  училища (училищами называли школы, т. е. то место, где учатся), иногда дети обучались прямо на дому у «мастера грамоты». В киевский период не было сформировано сословие профессиональных учителей, поэтому обучением обычно занимались представители низшего духовенства (певчие, дьячки, чтецы), мелких чиновников, грамотных людей, служителей различных государственных учреждений. Родители договаривались с «мастером грамоты», чему, в какой срок и за какую плату он обучит их ребенка. Кроме того, начальный уровень образования предполагался в церковных и монастырских школах, основной целью обучения в которых была подготовка детей к самостоятельной работе с книгами Священного Писания и церковным служебником.

Вторая ступень обучения получила в Киевской Руси название «учение книжное». С XI по XIII в. центры «учения книжного» возникают по всей Руси. Подобные учебные заведения создавались при княжеских дворах, монастырях, церквях для образования княжичей и детей знати, причем широкое образование было доступным как для княжеских сыновей (сын Ярослава Мудрого Всеволод знал пять иностранных языков), так и для дочерей (дочь полоцкого князя Всеслава Ефросинья овладела «премудростью учения книжного»).

Оригинальным педагогическим памятником XII века является «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старым быть почтительными, к сверстникам — приветливыми. Богу надо угождать не отшельничеством, не монашеством, не постом, а добрымиделами. Обращаясь к людям, Владимир Мономах советовал им учиться, ссылаясь на своего отца, который знал иностранные языки. Свои советы он давал всем, кто «примет в сердце свое грамотицу». Автор наставляет молодых людей, чтобы каждый из них стремился совершить три добрых дела: покаяние, слезы и милосердие. В то же время могущественный правитель признает право каждого на индивидуальность, призывает к воспитанию трудолюбия, овладению книжной ученостью, почитанию церкви и духовенства.

Вопрос 27.Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках. Педагогические взгляды Ф. Скорины, С. Будного, С. Полоцкого.

До середины XVII в. Правобережная  и Западная Украина, Белоруссия входили  в состав Польско-литовского государства. Сохранив свои традиции, украинское и  белорусское просвещение и культура эффективно воспринимали достижения западноевропейского просвещения, посредником которого выступала Польша. Важным условием развития школы, просвещения, педагогической мысли украинского и белорусского Средневековья являлось сосуществование римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства.

Возникшие в эпоху Киевской Руси традиционные формы обучения сохранялись  вплоть до конца XV в. Речь идет об элементарном учении при церквях и монастырях и повышенном обучении (прообразе  учения книжного), включавшем, помимо чтения, церковного пения и порядка богослужения, также элементы богословия. Преобладающую  роль в развитии грамотности играло домашнее образование, обучение у грамотных  людей.

В конце XV–XVI вв. школы и  просвещение в Белоруссии приобретают  новые черты. Предоставленное многим городам право на самоуправление послужило стимулом расширения и  изменения школьного дела. К тому же росла потребность не только в  элементарно грамотных, но и профессионально  обученных людях.

С конца XVI в. развитие просвещения  в Белоруссии происходило под  знаком серьезных политических и  идеологических перемен: усиления католической реакции, роста патриотического  движения среди белорусского населения, противоборства римско-католической церкви и реформации, униатской церкви и  православной церкви.

Эти особенности белорусского позднего Средневековья получили выражение  в развитии нескольких типов учебных  заведений: католических школ, городских (латинских) школ, униатских школ, протестантских школ, братских школ.

При католических костелах и монастырях действовали латинские  школы элементарного и повышенного  типа (в последних обучение шло  по программе семи свободных искусств).

Братские школы возникли в конце XVI – первой половине XVII вв. Они превратились в наиболее распространенный тип учебного заведения для православного белорусского населения. Деятельность братских школ была частью борьбы с "латинством", с проникновением его на Восток. По типу обучения братские школы соответствовали европейским городским школам. В зависимости от образовательного уровня в братских школах в различных объемах преподавались чтение, письмо, грамматика (церковнославянская, древнерусская, латинская, греческая, польская), поэтика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, философия, богословие. После того как в 1569 г. руководство православной церкви Речи Посполитой заключило соглашение об унии с католической церковью, в Белоруссии стали возникать униатские учебные заведения, отпочковавшиеся от католических или греко-славянских православных школ. Со второй половины XVII в. учреждением и руководством униатских школ занимались базилиане– униатский монашеский орден (создан в 1617 г.). Школы готовили почти исключительно служителей церкви. Униатские школы предназначались в основном для бедного населения. 

Франциск Скорина жил в эпоху европейского Возрождения. Он перевел на русский язык и издал 23 книги Библии. Сделал к Библии толкования. Чтобы ее содержание было понятно простому народу. Он считается первым белорусским первопечатником. Педагогические взгляды Франциска Скорины - значительное явление в истории отечественной педагогики.  Главная заслуга Скорины в популяризации этико-педагогических идей, на которых впоследствии основывалось нравственное воспитание – попытка ввести в религиозно-библейское восприятие светские, жизнеутверждающие начала. Приоритетную роль Скорина отдавал нравственному воспитанию. Переосмысление роли нравственного воспитания в организации общественной жизни и становлении каждой личности помогло Ф. Скорине возродить античную идею о человеке прекрасном в нравственном и физическом отношении. Он смог увидеть в этой идее возможность гармоничного развития человека, согласно основным постулатам христианской веры. Одна из философско-педагогических заслуг Ф. Скорины заключается в том, что он довольно прогрессивно для своего времени решил вопрос о совмещении интересов общества и личности в соответствии с традициями народной педагогики, которые совпадают с положениями христианской этики. При этом ученый- педагог подчеркивал, что нравственное воспитание должно иметь своей целью становление деятельно-активной личности.

Продолжателями традиций Скорины во 2-й п. XVI выступил его  последователь СымонБудный(1533—1593). С. Будны старался использовать наиболее распространенную книгу – библию в качестве средства для расширения кругозора соотечественников [15;229]. Он был одним из основателей Несвижской типографии, где выдал самую известную свою книгу на белорусском языке «Катехизис» в 1562 году и  «Оправдание грешного человека перед Богом». Последнее произведение нужно считать примером большого гражданского мужества философа. Известны также его личные произведения «Против крещения детей», «Краткое доказательство того, что Христос не является таким же Богом как и Отец».

С помощью родного языка  Будны хотел научить “истинной вере” свой народ. В своих взглядах на мир Будны исходил не из религиозных догматов, а из научного знания. Свобода мысли белорусского гуманиста проявилась в критике библейских текстов. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Выступая сторонником рационально-натуралистического подхода к религиозно-философским вопросам, Будный выражал прогрессивное требование эпохи, для которой, прежде всего, было характерно обращение к человеческому разуму.

Симеон Полоцкий (1629—1680) — выдающийся ученый, философ-просветитель, педагог и писатель — кроме родного белорусского языка,в совершенстве владел латинским, польским и церковнославянским, писал на этих языках стихи, речи, научные трактаты. С. Полоцкий писал на старобелорусском, старопольском и латинском языках. Характерная черта его поэтических произведений полоцкого периода — патриотизм, любовь и уважение к своему народу, родному городу и краю.Московский период жизни С. Полоцкого стал временем расцвета его поэтических способностей. В 1687 г. в России открывается первое собственно высшее учебное заведение – Эллино-греческая, а впоследствии Славяно-греко-латинская академия под руководством С. Полоцкого. Он был учителем царских детей, а также авторов учебников.

Вопрос 28. Роль братских школ в формировании национального самосознания белорусов.  

Первая   братская  школа появилась во Львове в 1586 году. Тогда же был составлен устав этой школы, замечательный педагогический документ, заимствованный другими братскими школами Украины и Белоруссии. В ближайшие десятилетия возникли Виленская, Брестская, Могилевская, Луцкая, Киевская и многие другие братские школы в городах Украины и Белоруссии.

Ректор и учителя братской школы избирались общим собранием  братства. Кроме того, братство избирало двух попечителей — общественных наблюдателей за школой. Устав указывал, что каждый член братства имеет право посещать школу с целью ознакомления с ее работой. Отдавая детей в школу, отец составлял с ректором договор, в котором указывалось, чему должна учить ребенка школа, и определялись обязанности родителей по отношению к школе (не брать детей до окончания курса, не мешать аккуратному посещению детьми школы и пр.). Устав подробно определял качества, которыми должны обладать учителя. К детям он должен относиться строго, но с любовью. Наряду с нравственным воспитанием он должен также заботиться о здоровье учащихся, проводить физическое воспитание детей с использованием игр, состязаний.

Информация о работе Теории возникновения воспитания в первобытном обществе