Теории возникновения воспитания в первобытном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.
Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.

Работа содержит 1 файл

Ekzamen_po_istorii_obrazovania.docx

— 196.12 Кб (Скачать)

Добролюбов стоял на демократической  позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении "естественных стремлений" человека, которые "могут  быть выражены в двух словах: чтобы  всем было хорошо". Исходя из принципа антропологизма (человек - "целое, нераздельное существо"), Добролюбов полагал, что  умственное, физическое и нравственное воспитание никоим образом не следует  обособлять друг от друга.

Добролюбов указывал на необходимость  воспитания активного общественного  человека, который осознает собственные  разнообразные потребности в  деятельности. При этом делались радикальные, далеко идущие выводы. Поскольку общество и воспитание мешают естественным потребностям деятельности личности, следует "предпринять  коренное изменение ложных общественных отношений, господствующих над нами и стесняющих нашу деятельность".

Излагая свое педагогическое кредо, Добролюбов заявлял, что современная  система воспитания и обучения убивает  в детях и подростках "внутреннего  человека", лишает их сил и не готовит  к жизни. Эта система подавляет  личность, игнорирует возрастные и  индивидуальные особенности воспитанников. Противопоставив такому воспитанию и обучению собственный педагогический идеал, Добролюбов писал: "... Главное, что должен иметь в виду воспитатель, это уважение к человеческой природе  и дитяти, предоставление ему свободного, нормального развития, старание внушить  ему прежде всего и более всего правильные понятия о вещах, живые и твердые убеждения, заставить его действовать сознательно, по уважению к добру и правде, а не из страха и не из корыстных видов похвалы и награды".

Таким образом, Добролюбов помещал  в центр воспитания заботу о личности ребенка, о ее разностороннем развитии, о подготовке юного человека к  активной и счастливой жизни. Цель образования  не столько сообщение неких знаний, сколько научение "думать самостоятельно, внушить... любовь к знаниям, сообщить... ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития".

Одним из важных качеств  передового человека революционеры-демократы  считали любовь к родине и своему народу. «Историческое значение каждого  русского человека измеряется,— говорил Чернышевский, — его заслугами родине, его человеческое достоинство — силой его патриотизма».

Добролюбов высказал ценные мысли по поводу воспитания патриотизма  и борьбы с псевдопатриотизмом. По его мнению, настоящий патриотизм отличается от ложного тем, что несовместим с неприязнью к другим народностям, что ставит любовь к родине выше личных интересов и отношений, он «находится в теснейшей связи с любовью к человечеству». В основе настоящего патриотизма лежит идея общечеловеческого блага, желание установить у себя на родине такие порядки, которые хороши для всех людей и народностей. «В человеке порядочном, — писал он,-—патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не отчего другого, как от желания делать добро,— сколько возможно больше и сколько возможно лучше».

Вопрос 37. Идея общечеловеческого воспитания и проекта школьной реформы  Н.И. Пирогова

Н.И. Пирогов родился в  семье чиновника. Закончил медицинский  факультет Московского университета. Профессорствовал в Дерптском Университете, Петербургской медико-хирургической  академии. Основатель новой школы  в хирургии, Пирогов одновременно сделался крупным общественным педагогическим деятелем.

В педагогическом наследии Пирогова особое место занимают идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Эти  идеи представлены в статьях "Вопросы  жизни", "Быть и казаться", в  других работах Пирогова, в речи на торжественном акте в Ришельевском лицее (1857).

Редкий человек, считал Пирогов, осознанно ставит перед собой  жизненные цели. Между тем каждый должен задать себе вопрос, в чем  смысл, предназначение и призвание  его жизни. Ответ на них должно дать воспитание. Воспитание позволяет  при решении "роковых вопросов" самопознания "созреть и окрепнуть  внутреннему человеку".

Идеал нравственного воспитания Пирогов видел в христианской религии. Общественное бытие в значительной мере препятствует становлению отдельной  личности в духе такого идеала, ибо  в обществе нет "ни малейшего следа" помощи человеку в течение его  земного существования, направленной на то, чтобы он приблизился к  будущей загробной жизни. Воспитание должно исправить такое положение.

Пирогов выделял два рода воспитания - общечеловеческое и специальное. До определенного жизненного рубежа, когда в каждом обнаруживаются склонности и призвание, все люди должны пользоваться плодами одного и того же общечеловеческого  воспитания. Специальное воспитание, следовательно, наступает после  общечеловеческого. Первостепенная цель воспитания, подчеркивал Пирогов, - научить "быть человеком". Таким образом, главное - это нравственное воспитание. Осуществлять его предлагалось в ходе целостного педагогического воздействия и собственно при обучении. Под нравственным воспитанием понимались, во-первых, помощь ребенку в осознании окружающего мира и общественной среды, во-вторых,-- превращение "добрых инстинктов" в сознательную тягу к идеалам добра и правды, в-третьих, - формирование характера и убеждений.

Идея общечеловеческого  воспитания лежит в основе взглядов Пирогова на принципы школьной системы. Он считал правильным создание внесословного, бесплатного и обязательного  на начальной ступени образования. Такая система должна сочетать общечеловеческое воспитание и образование.

Пирогов разработал проект школьной системы. Первая ступень - 2-летняя элементарная школа с традиционным набором дисциплин: Закон Божий, чтение, письмо, счет. Предлагалось обучать  во все времена года, широко применяя наглядность и по возможности  соединяя обучение с ремесленной  подготовкой. Планировалось построить  на фундаменте начальной школы две  ветви среднего образования - реальную и классическую. Каждая ветвь должна была состоять из двух звеньев: прогимназии  и гимназии. Срок обучения в реальной прогимназии составлял 4 года. Программа включала Закон Божий, русский язык, арифметику, алгебру, геометрию, 2 новых языка, географию, историю, естествознание, черчение и другие предметы из области современных знаний. В реальную прогимназию предполагалось принимать без испытаний; ее выпускникам открывался путь в практическую жизнь, реальную гимназию, классическую прогимназию. Классическая прогимназия должна была состоять из четырех классов. В дополнение к программе реальной прогимназии добавлялись древние языки. Назначение классической прогимназии определялось как подготовка в классическую гимназию и далее в университет. Возвышавшиеся над прогимназиями реальная и классическая гимназии должны были иметь особые отличия в программах. В реальной гимназии предлагалось выбор дисциплин "как можно более сообразовывать с местными потребностями"; ее выпускники могли идти в высшие технические заведения. Программа классической гимназии должна была включать небольшое число тщательно и глубоко-изучаемых предметов; ее выпускники шли в университет.

Пирогов являлся поборником расширения женского образования и  возражал против дискриминации женщин. По его мнению, женщинам не дано служить  в армии, государственном аппарате, претендовать на получение других профессий, считающихся мужскими. Пирогов видел  главное предназначение женщины  в том, чтобы "услаждать сочувствием  жизнь мужчины", быть воспитательницей юного поколения.

Вопрос 38.Н.И. Пирогов о семейном воспитании детей (по работе «Дневник старого врача»)

Первоначальное семейное воспитание детей дошкольного возраста Пирогов считал той ступенью, с  которой начинает формироваться  нравственный человек, той основой, на которой строится дальнейшее школьное образование. Основные мысли Пирогова о воспитании нравственного человека с самого раннего возраста, о важной, ответственной роли матери в первоначальном семейном воспитании детей, об идеале матери-воспитательницы зародились у него задолго до опубликования  статьи “Вопросы жизни”. Главное назначение матери,— утверждал Пирогов,—  “отдать себя полностью семье, делу воспитания детей”, и женщина должна быть подготовлена к воспитательной деятельности. “Неоценимое счастье,—  писал он,— быть воспитанным в  первых годах детства образованной матерью, знавшей и понимавшей всю  высокость, всю святость своего призвания”. Чтобы выполнить это призвание, матери необходимо постоянно стремиться к самовоспитанию и самообразованию, иметь способность ясно говорить с детьми, а главное — “постоянно трудиться над улучшением воспитания детей”.

Отметив, что в руках  матерей “лежит будущность человечества”, Пирогов указывал на необходимость  бережного и внимательного отношения  к детям, ум и сердце которых под  влиянием воспитания и обучения, - подобно  мягкому воску, могут принять  разные формы. Нужны постоянные заботы и труды матери, чтобы руководить общим развитием, поведением ребенка: “Прозорливым и наблюдательным оком она должна замечать его действия, его склонности, данные ему от природы, врожденные и зависящие от природы  темперамента: то развивать их, то удерживать их развитие и давать им другое направление, смотря по тому, каковы эти склонности,—  вот ее труд”.

В семенном воспитании имеется  больше возможностей, чем в школе, руководить индивидуальным развитием  ребенка, учитывая его особенности  и склонности. Пирогов призывал воспитателей и родителей тщательно изучать  духовный мир ребенка, разумно направлять развитие и воспитание детей.

Н. И. Пирогов поставил на обсуждение ,педагогов важнейший вопрос дошкольной педагогики: каково, должно быть направление воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в семье? Сам он дал этому вопросу оригинальное решение: в процессе семейного воспитания детей дошкольного возраста мать должна дать им основы реального образования, широко используя при этом детские игры. “... В ребенке,— писал Пирогов,— весьма рано развивается уже множество различных способностей к реальному образованию; понятие, например, о форме и других чувственно-физических свойствах предметов развивается уже в нем очень рано. Воспользовавшись этим понятием и приноровив к нему игры детей, можно положить уже прочное основание к образованию. Как близоруки наши воспитатели, видно из того, что самый важный, самый сильный рычаг первоначального образования — детские игры — остается почти в совершенном бездействии в руках матери и воспитателей. Что казалось бы естественнее и проще, как не воспользоваться этой склонностью детской натуры к играм, и вместо глупых игрушек, портящих и детский вкус и детское воображение, окружить их смышлеными играми, которые бы послужили развитию в них множества новых и необходимых для них сведений”.

Вопрос 39. Идея народности воспитания К. Д. Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «родное слово»).

В основе педагогической системы  Ушинского лежит идея народности. Есть одна только общая для всех прирожденная. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого  народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.

Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять  этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного  долга. Это воспитание призвано развить  у детей чувство национальной гордости. Оно должно воспитать у  детей чувство долга перед  родиной, приучить их всегда ставить  общие интересы выше личных.

Ушинскому была свойственна  неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. Русская музыка и  живопись, русская философия также  черпали многое из народного творчества.

В тесной связи с народностью  как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном образовательном  значении родного языка. В замечательной  статье «Родное слово»  Ушинский писал: «Язык народа- лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийсяцвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная  связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, - это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.

Вопрос 40. К.  Д. Ушинский о педагогике как науке  и искусстве воспитания (по работе «О пользе педагогической литературы»)

Ушинский подошел к  разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный  глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов  анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна  открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Он требовал единства теории и практики. Педагогическую практику без теории он уподобил знахарству в медицине.

Ушинский совершенно правильно  утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила  воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом случае. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»,- заявил он. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он рассматривал психическую жизнь в ее развитии.

Он стремился рассматривать  психику не абстрактного человека, находящегося вне времени и пространства, а живущего, действующего, развивающегося в определенной среде.

Ушинский правильно считал, что воспитание зависит от исторического  развития народа. Сам народ прокладывает дорогу в будущее, а воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, поможет идти по ней отдельным  личностям и новым поколениям. Поэтому нельзя выдумывать систему  воспитания или заимствовать ее у  других народов, необходимо создавать  ее творческим путем.

Вопрос 41.Учебные книги К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого для детей («Азбука», «Детский мир»).

Великий русский учитель  Константин Дмитриевич Ушинский создал для детей учебник '"Родное слово". Этот учебник выдержал 147 изданий. Он состоял из двух книг: "Азбуки" и "Первой после Азбуки книги". В "Азбуке" Ушинский помещает рисунки для изображения их по клеткам, чтобы подготовить ребенка к письму с помощью интересных рисунков. Затем дает прописи, письменную и печатную азбуки. Сначала дети должны были выделять звуки в простейших словах (ау, уа, оса), учились писать буквы, обозначающие их, затем читать написанное. Письменная азбука К. Д. Ушинского была похожа на современные прописи для обучения письму. Сейчас, в наше время, в прописях тоже есть разные интересные задания по раскраске, обводке рисунков по точкам. Эти задания предназначены для укрепления пальцев рук для письма. А впервые предложил такие задания К. Д. Ушинский. После письменной, дети учились читать по печатной азбуке. Большое внимание уделял К.Д. Ушинский отбору текстов для чтения. Многие статьи и рассказы были написаны им самим.  Кроме тщательно подобранного художественного материала (стихотворений, басен, сказок и т. п.) и небольших рассказов нравственного содержания, Ушинский помещает в «Родном слове» свои статьи о деревьях, животных и т. п., которые отличаются замечательной простотой, лаконичностью, научным содержанием, изяществом и образностью изложения. Особого внимания педагога заслуживают статьи-рассказики в 2—3 строки на какую-либо нравственную тему, например: « Хромой  и  слепой. Приходилось слепому и хромому переходить быстрый ручей. Слепой взял хромого на плечи — и оба перешли благополучно».

Информация о работе Теории возникновения воспитания в первобытном обществе