Теории возникновения воспитания в первобытном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.
Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.

Работа содержит 1 файл

Ekzamen_po_istorii_obrazovania.docx

— 196.12 Кб (Скачать)

В школу принимались дети всех сословий, без различия их социального  и материального положения. Сироты содержались на полном иждивении  братства. В уставе предъявлялись  демократические требования к учителям братских школ: «Учитель должен и учить  и любить детей всех одинаково, как  сыновей богатых, так и сирот  убогих, и тех, которые ходят по улицам, прося пропита ния. Учить их, сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели о других». Дети должны были приходить в школу ранним утром; пропуски занятий и опоздания не допускались. В случае отсутствия кого-либо из учеников в школе учитель обязан был навести справку на дому ученика, почему он не пришел на занятия. Утром ученики показывали учителю выполненные дома письменные работы и опрашивались учителем устно. Затем шли классные занятия. После обеденного перерыва учитель задавал уроки на дом. В субботу повторялось все пройденное за неделю.

На первом месте в братских школах стояло обучение славянскому  языку. Учителями братских школ в XVI и начале XVII века было составлено несколько  печатных славянских грамматик, как-то: «Грамматика словенского языка», составленная в 1596 году учителем братских школ Лаврентием Зизанием (издана в Вильне); «Грамматика словенская», составленная МелетиемСмотрицким (учителем Киевской братской школы). В учебных занятиях братских школ имелись элементыклассно-урочной системы, использовалось народное творчество. В них было много нового, ценного: демократический характер школы, большой охват детей обучением, ценные дидактические правила.

Братские школы, воспитывая детей в духе борьбы против поль-ских панов и иезуитов, угнетавших Украину и Белоруссию, сыграли большую роль в борьбе за воссоединение их с Россией в 1654 году.

Вопрос 29.Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова и его вклад в развитие науки и просвещения.

Михаил Васильевич Ломоносов, сын крестьянина-помора, учился сначала  у себя в селе близ Холмогор у  домашних учителей по учебникам Смотрицкого и Магницкого. Девятнадцати лет он пешком пришел в Москву и, скрыв крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, откуда был командирован как один из лучших учеников в академическую гимназию в Петербург. В 1736 году был направлен для прохождения образования за границу, где учился у крупнейших ученых.

В 1741 году Ломоносов становится адъюнктом Петербургской Академии наук, затем в 1745 году-профессором химии, а в дальнейшем – академиком. Его деятельность была исключительно разносторонней и эффективной; он создал ряд новых отраслей науки. Ломоносов явился создателем русской классической философии, основоположником философского материализма, научного естествознания. Он открыл всеобщий закон природы – закон сохранения материи и движения, который лежит в основе естествознания. С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формировании в России литературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского языка научными терминами, первый из академиков читал лекции по физике и писал научные труды на русском языке.

Он с возмущением говорил  о том, что крестьянам закрывают  доступ в учебные заведения, всемерно добивался организации в России бессословной школы.

В патриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки большое  место занимала его педагогическая деятельность в университете и гимназии при Академии наук. Возглавляя с 758 года эти учебные заведения, Ломоносов  определил общие правила работы гимназии и университета, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы университета, установил  принципы и методы обучения в этих учебных заведениях.

Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им была написана «Риторика», в 1755 году-«российская грамматика», которые в течение 50 лет были лучшими учебными руководствами русской общеобразовательной школы. В них нашло свое применение передовое учение Ломоносова о языке, по его мнению, отражаются реальные отношения действительности. Ломоносов написал книгу по истории.

Ломоносов принял активное участие в создании Московского  университета.

Вопрос 30. Педагогические идеи И.И. Бецкого по созданию государственной системы образования.

Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещания улучшить государственные законы и положения  различных сословий. Она состояла в переписке с французскими просветителями, которых приглашала участвовать в разработке и осуществлении проектов организации народного образования, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен Иван Иванович Бецкой, который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера.

В 1763 году в Москве по его  инициативе открылся воспитательный дом  с госпиталем для родильниц. Позже  был создан Петербургский воспитательный дом и воспитательные дома в провинциальных городах.

И. И. Бецкой представил Екатерине  доклад об общей реорганизации в  России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в1764 году под  названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем  говорилось о необходимости воспитать  в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать  с 5—6 лет до 18-летнего возраста. Все  это время они должны быть изолированы  от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых  людей.

Бецкой изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских  корпусах и гимназиях, удлинил в  них сроки пребывания воспитанников, открыл новые воспитательно-образовательные  учреждения для разных сословий, кроме  крепостных крестьян, а именно: училище  при Академии художеств и Коммерческое училище для мальчиков, Смольный институт благородных девиц в  Петербурге для дворянок с отделением для девочек из мещан.

Бецкой, как все просветители XVIII века, очень высоко ставил роль воспитания в общественной жизни, говорил, что  «корень всему злу и добру  — воспитание». Он рассчитывал создать  путем воспитания «новую породу людей» — образованных дворян, способных  гуманно обращаться с крестьянами  и справедливо управлять государством, а также разночинцев — «третий  чин людей», которые занимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом. Он также надеялся, что эти новые  люди передадут привитые им взгляды  и привычки своим детям, те в свою очередь — будущим поколениям, и так постепенно изменятся нравственность и поступки людей, а следовательно, улучшится общество. Он предлагал провести общественные преобразования, но с обязательным сохранением в неприкосновенности крепостнического строя.

Бецкой считал главными средствами нравственного воспитания внушение «страха божия», изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал в закрытых воспитательных учреждениях поддерживать в детях  склонность к трудолюбию, создавать  у них привычку избегать праздности, быть учтивыми, сострадательными к  бедности и несчастью.

Бецкой придавал большое  значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также «увеселение невинными  забавами и играми». Касаясь вопросов умственного воспитания, он указывал, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности, рекомендовал учить юношество «больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков», предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, категорически настаивал на запрещении физических наказаний.

Сторонник женского образования, Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего  возраста, говорил о необходимости  создания в обществе уважения к женщине, как матери и воспитательнице. Он сыграл большую роль в открытии первого  женского воспитательно-образовательного учреждения —Института благородных девиц (Смольный институт). Однако во взглядах Бецкого отчетливо выступает печать классовой, дворянской ограниченности:  в стремлении изолировать детей от окружающей действительности и организовать сословную систему воспитания, в которой каждому сословию доступны только определенные школы, а крепостные люди лишены возможности учиться.

Вопрос 31.Просветительская деятельность Н. И. Новикова. Первый журнал для детей.

Известный просветитель-педагог  второй половины XVIII века Николай Иванович  Новиков ввоспитывался в Московском университете, где формировалось  его мировоззрение а затем развернулась просветительская деятельность. Новиков возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ, направляя общественную инициативна создание школ для непривилегированного населения. Он стремился помочь домашним учителям правильно поставить обучение детей и издал много учебной литературы: азбук, букварей, учебников по различным предметам.

Новиков был создателеми редактором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», издание которого затем передал известному историку и писателю Н. М. Карамзину. Об этом журнале очень положительно впоследствии отзывался В. Г.Белинский. В своих сатирических журналах «Трутень», «Живописец» и других изданиях Новиков помещал статьи на педагогические темы, привлекая общественное внимание к вопросам воспитания.

Вся просветительская деятельность Новикова была проникнута ненавистью к самодержавию, к крепостническому режиму и всем его порождениям, в  том числе к крепостнической  системе воспитания. В просвещении  Новиков видел главное средство разрешения социальных вопросов. «Причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенства — знание»,—  говорил он.

Новиков призывал к нравственному  совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с  религией и видел в религиозном  воспитании составную часть нравственного  воспитания детей и юношества.

Цель воспитания, по его мнению, заключается в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить  пользу отечеству и своим согражданам.

Новиков настаивал на том, чтобы дать детям широкое и  разностороннее умственное образование. Он считал, что образование должно не только обогащать разум детей  новыми знаниями, но и развивать  их способность мыслить.

Руководствуясь идеей народности воспитания, которая занимает большое место во всей его педагогической системе, Новиков считал, что детям необходимо, прежде всего изучить родной язык и словесность, историю и географию своей страны. В содержание обучения он включал «элементарные основания» как гуманитарных, так и точных наук, а также знания о природе.

Новиков считал, что детям  надо изучать мир растений и животных, знакомиться с трудовой деятельностью  людей и с трудовыми процессами.

В области нравственного  воспитания Новиков сделал также  много ценных предложений. Он считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять их вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях.

Новиков решительно выступал против физических наказаний. Очень важно воспитывать у детей любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину, с ранних лет приучать детей к полезному труду.

Вопрос 32. Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)

Крупнейшим представителем прогрессивной педагогической мысли  России второй половины XVIII века является зачинатель русского революционного движения Р а д и щ е в. В период усиления крепостничества, беспощадной эксплуатации народа он смело и мужественно встал на его защиту.

Он опирался на научные  открытия Ломоносова, перед которым  преклонялся, считая его взгляды  вершиной научной мысли XVIII века. Он развивал передовые положения русского философского материализма во взглядах на природу, происхождение человека и его сознания.

Он рассматривал человека как материальное существо — часть  природы. Выступая против религиозно-идеалистического взгляда на человека.

Основной задачей  воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским  сознанием, высокими нравственными  качествами, любящего больше всего  свое отечество. В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек, способный активно бороться с самодержавием за благо угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества».

В своем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»он рисовал тяжелую  картину страданий, которым подвергают помещики крестьянских детей. Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные способности, притупляет их сообразительность.

Радищев выступал против слепого подчинения детей  воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело.  Радищев считал, что отношения родителей к детям должны быть основаны на взаимном уважении и разумной требовательности.

Большое место  в воспитании «истинного сына Отечества» Радищев отводил процессу овладения  знаниями, умственному развитию. Вместе со всеми передовыми людьми своего времени он решительно настаивал на том, чтобы отечественный язык стал языком науки и образования. В этом видел необходимое условие, обеспечивающее развитие в России науки, а также демократизацию просвещения. Он выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить знания об обществе и природе. Он считал человека существом социальным, которое развивается в обществе, черпает свои силы в общественном союзе, нуждается для своего формирования в общении с людьми. В то же время он призывал считаться с природными особенностями детей.  Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека. Критикуя закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, Радищев указывал на необходимость такой организации воспитания, которая помогала бы «наклонять человека к обществу». Он считал, что в условиях изолированного от общества воспитания нельзя сформировать человека с общественными стремлениями, интересами и наклонностями.

Информация о работе Теории возникновения воспитания в первобытном обществе