Учет основных средств и анализ эффективности их использо-вания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Переход субъектов хозяйствования Республики Беларусь к рыночной экономике требует дальнейшего совершенствования организации бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, процесса формирования финансовых результатов и их отражения в бухгалтерском учете. Рыночные отношения требуют изменения организации бухгалтерского учета, приближения ее к международным стандартам

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 8
1.1. Экономическая сущность основных средств, значение и пути повышения эффективности их использования 8
1.2. Классификация, оценка и переоценка основных средств. 11
1.3. Задачи учета и анализа основных средств и обзор нормативных актов и специальной экономической литературы по учету основных средств 17
2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 21
2.1. Документальное оформление и учет поступления, перемещения и выбытия основных средств 21
2.2. Учет амортизации основных средств 34
2.3. Виды ремонтов, способы их выполнения и включения в себестоимость продукции 45
2.4. Учет основных средств по международным стандартам 49
2.5. Совершенствование учета основных средств в условиях применения информационных технологий 53
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 57
3.1. Анализ состава, структуры и технического состояния основных средств 57
3.2. Анализ эффективности использования материально-технической базы предприятия и повышение эффективности ее использования 60
3.3. Основные пути и резервы укрепления материально-технической базы предприятия и повышение эффективности ее использования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 120.75 Кб (Скачать)

Условия перехода к рыночной экономике побуждают  трудовые коллективы к постоянному  поиску резервов повышения эффективности  использования всех материально - вещественных факторов производства, в том числе  и основных средств. Выявить и  практически использовать эти резервы  можно с помощью тщательного  экономического анализа.

Состояние и использование  основных средств - один из важнейших  аспектов аналитической работы, так  как именно они являются мате-риальным воплощением научно - технического прогресса - главного фактора повышения эффективности любого производства.

Более полное и  рациональное использование основных средств и производственных мощностей  предприятия способствует улучшению  всех его технико-экономических  показателей: росту производительнос-ти труда, повышению фондоотдачи, увеличению выпуска продукции, сни-жению ее себестоимости, экономии капитальных вложений.

Задачами анализа  состояния и эффективности использования  основных средств являются: установление обеспеченности предприятия и его  структурных подразделений основными  средствами - соответствия величины, состава  и технического уровня средств, потребности  в них; выяснение выполнения плана  их роста, обновления и выбытия; изучение технического состояния основ-ных  средств и особенно их активной части; определение степени ис-пользования  основных средств и факторов ,на нее повлиявших; уста-новление полноты применения парка оборудования и его комплектнос-ти; выявление резервов роста фондоотдачи; увеличение объема про-дукции и прибыли за счет эффективности использования основных средств.[17, с. 297]

На исследуемом  предприятии постановка учета основных средств осуществлена в соответствии с законодательством Республики Беларусь, изданы внутренние Инструкции по документообороту для персонала  предприятия, определены ответственные  за количественный и стоимостной учет основных средств. Ежеквартально проводится инвентаризация. Ведется постоянный контроль за состоянием и рациональностью использования основных средств. Все операции по движению основных средств оформляются первичными документами.

Хочется отметить чрезмерное документирование и формализацию учета основных средств, как и  впрочем бухгалтерского учета других объектов, предусмотренного законодательством Республики Беларусь. Последствия этого - привлечение большого количества счетных работников, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности предприятий нашей Республики, содержание в штате которых увеличивает издержки и оказывает большое влияние на финансовый результат деятельности предприятия. Особенно чувствительно это сказывается на небольших предприятиях, и, по моему мнению, тормозит развитие малого бизнеса в нашей Республике.

В дипломной работе использованы нормативные акты по учету  основных средств:

«Инструкция о  порядке бухгалтерского учета основных средств», утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 183. Инструкция определяет порядок  организации учета основных средств  и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных  поступлением, амортизацией, ремонтом, арендой и выбытием с использованием объектов основных средств в коммерческих и некоммерческих организациях.

«Временный республиканский  классификатор амортизируемых основных средств и нормативные сроки  их службы», утвержден Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 21.11.2001 № 186. Классификатор  применяется для определения  состава и группировки основных средств и определения срока  их использования.

«Положение о  порядке начисления амортизации  основных средств и нематериальных активов», утверждено Постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и  анализа и Министерства архитектуры  и строительства от 24 января 2003 г. №33/10/15/1. Положение определяет условия  регулирования процесса воспроизводства  основных средств и нематериальных активов коммерческими и некоммерческими  организациями и индивидуальными  предпринимателями в хозяйственной  деятельности путем осуществления  амортизационных отчислений в установленные  сроки с применением установленных  способов и соответствующих правил. Определяет объекты начисления амортизации, порядок установления нормативных  сроков службы, сроков полезного использования  методов начисления и норм амортизации  основных средств и нематериальных активов, порядок формирования и  использования амортизационных  фондов воспроизводства основных средств.

«Положение о порядке  переоценки основных средств по состоянию  на 1 января 2004 г.», утверждено Постановлением Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь 31.12.2003 № 258. Положение  устанавливает единые правила проведения переоценки основных средств по состоянию  на 1 января 2004 г., определение восстановительной стоимости основных средств методом прямой оценки, индексным методом и методом пересчета валютной стоимости основных средств, определение остаточной и восстановительной стоимости и порядок документального оформления и отражения в учете результатов переоценки основных средств.

«Инструкция о порядке  заполнения бланков типовых унифицированных  форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов», утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 08.12.2003 № 168. Определяет порядок заполнения бланков типовых унифицированных  форм первичной учетной документации по учету основных средств. Вступает в силу с 1 января 2005г.

2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ  СРЕДСТВ

2.1. Документальное  оформление и учет поступления,  перемещения и выбытия основных  средств

Согласно Инструкции о порядке бухгалтерского учета  основных средств, основные средства могут  поступать на предприятие в результате: капитальных вложений (инвестиций); приобретения за плату у юридических  и физических лиц; безвозмездного получения  от юридических и физических лиц; субсидий правительственного органа; внесения учредителями в счет их вкладов  в уставный фонд предприятия; полученных в обмен на другое имущество; оприходование излишков, выявленных при инвентари-зации, и др.[5]

Поступающие в  организацию основные средства должны быть документально оформлены, оприходованы и закреплены за материально ответственными лицами.

В аналитическом  учете основные средства учитываются  в натуральном выражении по инвентарным  объектам. Под инвентарным объектом понимается отдельный предмет (или  ком-плекс предметов), предназначенный для выполнения опреде-ленных функций. Например, по зданиям инвентарным объек-том является каждое отдельно стоящее здание, в состав кото-рого входят все коммуникации внутри здания, необходимые для его эксплуатации; по сооружениям и передаточным ус-тройствам -- каждое отдельное сооружение (передаточное ус-тройство) со всеми устройствами, составляющими с ним одно целое; по силовым и рабочим машинам и оборудованию - каждая отдельная машина, аппарат, агрегат, установка и т.д., включая входящие в их состав приспособления, принадлеж-ности, приборы, инструменты, электрооборудование, а также индивидуальное ограждение и фундамент.

Основные средства, поступившие в организацию, принимаются  специальной комиссией, назначаемой  руководи-телем организации в установленном порядке. В состав комис-сии обычно входят главный инженер, представитель производственного или технического отдела, материально ответственное лицо, кото-рому передается поступивший объект.

Для оформления приемки  в эксплуатацию поступивших объектов основных средств и их отражения  в учете комиссия составляет в  одном экземпляре Акт приемки-пе-редачи основных средств по форме № ОС -1 на каждый объект в отдельности, в  котором указывают наименование объекта, год постройки или выпуска  заводом, краткую характе-ристику  объекта, первоначальную стоимость, присвоенный  объекту инвентарный номер, место  использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета.

Для правильной организации  аналитического учета основ-ных средств каждому объекту в момент составления Акта по ф. № ОС-1 присваивается инвентарный номер по серийно-по-рядковой системе кодирования, который указывается в пер-вичных документах и сохраняется за ним в течение всего пе-риода нахождения в данной организации. Инвентарные номе-ра выбывших объектов не мо-гут присваиваться другим, вновь поступающим основным сред-ствам в течение пяти лет, начиная с года следующего за годом списания. Составленный комиссией Акт по форме № ОС-1 утверждается руководителем организации и вместе с технической до-кументацией, относящейся к данному объекту передается в бухгалтерию, которая на основании этих документов открывает Инвен-тарные карточки по форме № ОС-6 в одном экземпляре. В них записываются: наименование и назначение объекта, наиме-нование завода-изготовителя, модель, тип, марка оборудования, инвентарный номер и другие данные, после чего техническую документацию передают в соответствующий отдел предприятия. Арендуе-мые основные средства, полученные в аренду, у арендатора мо-гут числиться под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

Для контроля за сохранностью Инвентарных карточек их регистрируют в описи по форме № ОС-10, которая  составляет-ся по видам основных средств в одном экземпляре. Инвентарные карточки хранятся в специальных картотеч-ных ящиках, в которых располагаются по классификацион-ным группам.

Предприятия, имеющие  небольшое количество объектов, могут  вести пообъектный учет в инвентарной  книге. Записи в ней производятся также по классификационным группам  и местам нахождения объектов. Аналитический учет объектов основных средств по месту их эксплуатации (нахождения) и по материально ответственным лицам ведут в Инвентарном списке по форме № ОС-13. Они составляются в двух экземплярах. Пер-вый экземпляр списка с распиской материально ответственного лица хранится в бухгалтерии, а второй -- у материально ответ-ственного лица по месту нахождения объекта основных средств. Не реже одного раза в полугодие Инвентарные списки, находя-щиеся в бухгалтерии и у материально ответственных лиц, све-ряются. Для сохранности Инвентарные описи формы № ОС-13 должны быть сброшюрованы.

Перемещение основных средств внутри организации офор-мляется актом по форме № ОС-1 в двух экземплярах. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в Инвентарном списке основных средств по форме № ОС-13. Для учета изменений в составе основных средств предприятия ведут карточки учета движения основных средств по форме № ОС-12. На каждый вид основных средств открывается отдельная карточка.[12, c. 56]

Для синтетического учета основных средств в плане  счетов бухгалтерского учета предназначен счет 01 "Основные сред-ства". Этот счет активный. На нем отражается движение основных средств, принадлежащие предприятию на правах собственности, находящиеся в эксплу-атации, запасе, на консервации, полученных в аренду (лизинг), доверительное управление. По дебету этого счета отра-жают поступление основных средств, а по кредиту -- их выбы-тие. Основные средства учитываются на счете 01 "Основные средства" в оценке по полной (первоначальной или восстанови-тельной) стоимости.

Синтетический учет по счету 01 ведется в журнале-ордере № 13.

Большинство основных средств поступает на предприятие  в результате капитальных вложений.

Поступление основных средств  в результате строительства хозяйственным  или подрядным способом отражается сле-дующим образом:

Д-т счета 01 "Основные средства" К-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" - на стоимость фактических затрат по возведению.

При этом все затраты собираются на дебе-те счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" с кредита раз-ных счетов: 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и другими счетами.

Приобретение основных средств  за плату у юридических и других лиц отражается следующим образом:

При приобретении основных средств, не требующих монта-жа, на счетах бухгалтерского учета делаются следующие  записи [5] :

Д-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", Д-т счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)", субсчет "Налог на добав-ленную стоимость по приобретенным основным средствам" К-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" -- на сумму счетов поставщиков;

Д-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К-т счета 51 "Расчетный счет" - при оплате постав-щикам на сумму счетов;

Д-т счета 01 "Основные средства" К-т счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" - при вводе объектов основных средств в эксплуатацию.

Суммы налога на добавленную  стоимость, уплаченные при приобретении основных средств, подлежат вычету с  момента принятия на учет основных средств в размере 1/12 этих сумм ежемесячно независимо от суммы налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг) в этом налоговом периоде.

Например, на исследуемом  предприятии 2 мая 2001г. приобретен автомобиль ВАЗ 21099 за 3637200 руб.

Составлены проводки:

Дт 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" на 3031000 руб.,

Дт 18 "Налог на добавленную  стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)" субсчет "Налог  на добав-ленную стоимость по приобретенным основным средствам" Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" на 606200 руб. акцептован счет поставщика;

Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кт 51"Расчетный  счет" на 3637200 руб. перечислена задолженность  поставщику с расчетного счета,

Дт 01"Основные средства" Кт 08"Вложения во внеоборотные активы" на 3031000 руб. ввод основного средства в эксплуатацию.

Дт 68 "Расчеты по налогам  и сборам" Кт 18"Налог на добавленную  стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)" субсчет "Налог  на добав-ленную стоимость по приобретенным основным средствам" на 50517 руб. принята 1/12 суммы уплаченного налога на добавленную стоимость к вычету

Если же приобретается  оборудование, требующее монтажа, на счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи [5]:

Д-т счета 07 "Оборудование к установке",Д-т счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобре-тенным товарам (работам, услугам)", субсчет - "Налог на до-бавленную стоимость по приобретенным основным средствам" К-т счета 60 "Расчеты, с поставщиками и подрядчиками" -- на сумму счетов поставщиков;

Д-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К-т счета 51 "Расчетный счет" -- при оплате счетов постав-щиков;

Информация о работе Учет основных средств и анализ эффективности их использо-вания