Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:59, курс лекций
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и т.д.
По формам собственности:
– частное предпринимательство
– государственное предпринимательство.
Разновидностью
Коммерческое
Коммерческое
Общая схема коммерческо-
Понятно, что в условиях коммерческого
предпринимательства
Обрисуем в общих чертах содержание и этапы осуществления коммерческой сделки на примере купли-продажи определенного товара.
1.Прежде всего, следует
Таким образом, коммерческой сделке предшествует маркетинговый анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара. Если предварительный анализ и прогноз свидетельствуют в пользу коммерческой сделки, предприниматель прорабатывает бизнес-план предпринимательской деятельности, включающий программу действий по осуществлению сделки, расчет затрат и результатов.
В соответствии с общей схемой коммерческо-
Считается, что для развития торгового предпринимательства необходимы как минимум два основных условия – относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль.
Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа – это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью, с учетом изменения спроса и предложения, выявить реальные рыночные цены.
Финансовое предпринимательство – это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и т.д.), валютные ценности и национальные деньги (российский рубль). Как и в прочих видах коммерческой деятельности, сделке должны предшествовать
1.анализ рынка ценных бумаг
2.маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты, ценных бумаг, т.е. будущей клиентуры.
3.одновременно с выявлением
потенциального покупателя
Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг представляет совокупность этой деятельности (с учетом специфики и особенностей) на следующих рынках:
• на рынке ценных бумаг;
• на рынке банковских услуг;
• на рынке страховых услуг;
• на рынке иных финансовых услуг.
Для организации финансово-
В Федеральном законе «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (1999 г.) сформулированы такие понятия как финансовая услуга, рынок финансовых услуг, финансовая организация. Под финансовой услугой понимается деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц, в том числе осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинг) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.
Консалтинговое
Первые консультационные компании по управлению возникли более 100 лет тому назад. В связи с ростом неопределенности и сложности среды бизнеса за последние 10 лет произошел громадный рост спроса на консалтинговые услуги в мире. Все эти годы среднегодовые темпы роста объема продаж в этой отрасли более чем в два раза превышали средние темпы роста бизнеса в целом.
Например, маркетинговые исследования и программы реализуются специализированными фирмами. Значительная часть малых предприятий, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, пользуется услугами наемных бухгалтеров и фирм, В финансовой сфере появилось такое явление как аутсорсинг, когда отдельные виды управленческих функций передаются специализированным фирмам и т.п. Существуют службы электронных и телефонных секретарей.
Консалтинговые услуги могут осуществляться и в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов, включающих следующие основные этапы:
– выявление проблем (диагностика);
– разработка решений, проекта;
– осуществление решений, проекта. Заключительный этап в зависимости от объема проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними.
Методы консультирования различны. Наиболее известными и применяемыми являются три вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее.
Экспертное консультирование – наиболее пассивная форма консалтинга. Консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разрабатывает решения и рекомендации по их внедрению. Клиент лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией. При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения. Консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения. При обучающем консультировании главная задача специалистов – подготовить почву для возникновения идей и выработки решений. С этой целью они проводят для клиента лекции, семинары, разрабатывают для него учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию. На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется; как правило, используются комбинации всех трех методов.
В России в настоящее время
Вторая группа российских консультантов – крупные консультационные или аудиторско-консультационные компании, не входящие в состав холдингов. Данная группа оказывает клиентам довольно широкий спектр услуг. Наиболее характерными из них являются услуги, связанные с оптимизацией финансовых потоков и налоговых схем, модернизацией бухгалтерского или управленческого учета. Особенно это актуально сегодня, когда вводится новый план счетов в бухгалтерском учете, освоить который многим предприятиям в одиночку очень трудно.
Третья группа российских консультантов – небольшие компании с ограниченным спектром услуг и немногочисленным штатом. Как правило, такие компании располагают одной или двумя отработанными услугами (например, маркетинг, помощь в составлении бизнес-планов или только оптимизация финансовых потоков).
Помимо частных фирм консультационные услуги на коммерческих началах оказывают государственные учебные, информационные и исследовательские организации. В России действуют и зарубежные консультационные фирмы. Если российские консультанты хорошо разбираются в современной экономической ситуации России, обладают высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом, широко мыслят и знакомы с механизмом рыночной экономики западного типа, то достоинством зарубежных консалтинговых фирм является хорошее владение методами консультирования и детальное знание рыночной экономики западного типа.
В промышленно развитых странах вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, чем вложения в новое оборудование или в передовую технологию. В России в современных условиях подобного отношения к консультанту не наблюдается. Более того, имеющийся интеллектуальный потенциал в области экономики и управления используется далеко не полностью. Наблюдается парадоксальная ситуация: большинство фирм находится в тяжелом экономическом положении по причинам нередко организационно-управленческого характера, неприспособленности к рыночным условиям и не использует при этом имеющийся интеллектуальный потенциал.
В настоящее время у ученых не существует четкого понимания термина «стратегия», как результата стратегического планирования.
За более чем 40-летний период развития в стратегическом планировании сложилось несколько научных направлений. Выделяют 9 школ, разделенных на 2 группы. Первая (по времени возникновения) группа получила название предписывающей (прескриптивной). Она включает 3 школы (школы дизайна, планирования и позиционирования). В рамках именно этих трех школ было заложено понимание сущности и принципов стратегического планирования, обозначены этапы разработки стратегии, сформированы методики. Еще шесть школ объединены дескриптивным (описательным) направлением. Школы дескриптивного (описательного) направления объединяет, прежде всего, попытка дополнить формальные аспекты стратегического планирования социально-психологическими факторами, объяснив, таким образом, как неудачи отдельных компаний, применяющих стратегическое планирование, так и успехи тех организаций, где формально этот инструмент управления не используется.