Формы и виды предпринимательской деятельности. Стратегия предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:59, курс лекций

Описание работы

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и т.д.
По формам собственности:
– частное предпринимательство
– государственное предпринимательство.

Работа содержит 1 файл

03 Формы и виды предпринимательской деятельности Стратегия предпринимательской деятельности (1).doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Разновидностью производственного  предпринимательства является инновационное  предпринимательство и в частности венчурный бизнес. Венчурный бизнес характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и, в первую очередь, в высокотехнологических областях, где получение эффекта не гарантировано и имеется значительная доля риска.

3. Коммерческое предпринимательство

Коммерческое предпринимательство – это вид торгового бизнеса, связанного с реализацией товара, приобретенного у других лиц и направленного на получение дохода за счет выгодной для продавца продажи товара. Отличается, прежде всего, тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, товарно-обменные операции. Суть этого вида предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, т.е. перепродаже товаров и услуг.

Коммерческое предпринимательство мобильно, имеет  долгосрочно стабильный характер по сравнению с другими видами предпринимательства.

Общая схема коммерческо-предпринимательской  деятельности во многом аналогична изложенной выше схеме производственно-предпринимательской деятельности. Отличие состоит в том, что в коммерческом предпринимательстве нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции; приобретаемые предпринимателем материальные ресурсы покупаются им в виде готового товара, который затем реализуется потребителю. Так что из схемы выпадает блок производства, который заменяется блоком получения товара. Что же касается отношений предпринимателя с покупателем, то они сохраняют общий характер и для производственной, и для коммерческой деятельности, и в том и в другом случае предпринимателю надо сбыть свой товар.

Понятно, что в условиях коммерческого  предпринимательства привлекаемые предпринимателем рабочая сила и  средства производства имеют специфический  характер, поскольку предназначены для осуществления торговых и непосредственно связанных с ними операций.

Обрисуем в общих чертах содержание и этапы осуществления коммерческой сделки на примере купли-продажи определенного товара.

1.Прежде всего, следует выбрать  вид товара (услуги) для осуществления  коммерции. Естественно, что при этом учитываются два основных требования:

  • реализационная цена товара должна быть ощутимо выше покупной цены;
  • должен быть достаточный спрос на данный вид товара, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки.

Таким образом, коммерческой сделке предшествует маркетинговый анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара. Если предварительный анализ и прогноз свидетельствуют в пользу коммерческой сделки, предприниматель прорабатывает бизнес-план предпринимательской деятельности, включающий программу действий по осуществлению сделки, расчет затрат и результатов.

В соответствии с общей схемой коммерческо-предпринимательской  деятельности программа коммерческой сделки включает:

  • наем работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товара,
  • получение или приобретение необходимой информации;
  • проведение рекламной кампании,
  • приобретение, закупка товара для последующей продажи;
  • аренда помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;
  • получение и оплата услуг сторонних организаций и лиц, представляющих свои платные услуги для осуществления посреднические функции;
  • привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита с процентами;
  • реализацию товаров покупателю и получение выручки;
  • получение и распределение прибыли

Считается, что для развития торгового предпринимательства необходимы как минимум два основных условия – относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль.

Полем деятельности коммерческого  предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа – это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью, с учетом изменения спроса и предложения, выявить реальные рыночные цены.

4. Финансовое предпринимательство

Финансовое предпринимательство – это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и т.д.), валютные ценности и национальные деньги (российский рубль). Как и в прочих видах коммерческой деятельности, сделке должны предшествовать

1.анализ рынка ценных бумаг

2.маркетинговая деятельность, связанная  с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты, ценных бумаг, т.е. будущей клиентуры.

3.одновременно с выявлением  потенциального покупателя денег,  валюты, ценных бумаг финансовый предприниматель устанавливает источник их получения.

Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг представляет совокупность этой деятельности (с учетом специфики и особенностей) на следующих рынках:

•   на рынке ценных бумаг;

•   на рынке банковских услуг;

•   на рынке страховых услуг;

•   на рынке иных финансовых услуг.

Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Государство в лице Минфина РФ также выступает в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг. В этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги. Участниками рынка ценных бумаг являются коммерческие организации, осуществляющие эмиссию ценных бумаг.

В Федеральном законе «О защите конкуренции  на рынке финансовых услуг» (1999 г.) сформулированы такие понятия как финансовая услуга, рынок финансовых услуг, финансовая организация. Под финансовой услугой понимается деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц, в том числе осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинг) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.

5. Консалтинговое предпринимательство

Консалтинговое предпринимательство – это новая сфера бизнеса, получающая все более широкое распространение. В значительной степени бизнес этого рода обслуживает другие виды предпринимательства. Консультационный бизнес осуществляется в виде платных консультаций специалистов, получивших название «консалтинг». По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению, консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая выявление и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений.

Первые консультационные компании по управлению возникли более 100 лет тому назад. В связи с ростом неопределенности и сложности среды бизнеса за последние 10 лет произошел громадный рост спроса на консалтинговые услуги в мире. Все эти годы среднегодовые темпы роста объема продаж в этой отрасли более чем в два раза превышали средние темпы роста бизнеса в целом.

Например, маркетинговые исследования и программы реализуются специализированными фирмами. Значительная часть малых предприятий, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, пользуется услугами наемных бухгалтеров и фирм, В финансовой сфере появилось такое явление как аутсорсинг, когда отдельные виды управленческих функций передаются специализированным фирмам и т.п. Существуют службы электронных и телефонных секретарей.

Консалтинговые услуги могут осуществляться и в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов, включающих следующие основные этапы:

– выявление проблем (диагностика);

– разработка решений, проекта;

– осуществление решений, проекта. Заключительный этап в зависимости  от объема проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними.

Методы консультирования различны. Наиболее известными и применяемыми являются три вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее.

Экспертное консультирование – наиболее пассивная форма консалтинга. Консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разрабатывает решения и рекомендации по их внедрению. Клиент лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией. При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения. Консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения. При обучающем консультировании главная задача специалистов – подготовить почву для возникновения идей и выработки решений. С этой целью они проводят для клиента лекции, семинары, разрабатывают для него учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию. На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется; как правило, используются комбинации всех трех методов.

В России в настоящее время насчитывается  несколько сотен частных консалтинговых фирм. В настоящее время в России сложились три четко выраженные группы консультантов. Первая группа – особо доверенные, как правило, дочерние консультационные компании, ассимилированные в структуру финансово-промышленной группы (ФПГ). Они оказывают услуги широкого профиля, но для ограниченного числа компаний – членов данной ФПГ. Отбор консультантов осуществляется строго по рекомендации партнеров по бизнесу, близких друзей и т. п., реже – на тендерной основе. При этом предпочтение отдается тем консультантам, которые не были замечены в контактах с конкурентами, что связано с необходимостью обеспечить как можно большую конфиденциальность.

Вторая группа российских консультантов – крупные консультационные или аудиторско-консультационные компании, не входящие в состав холдингов. Данная группа оказывает клиентам довольно широкий спектр услуг. Наиболее характерными из них являются услуги, связанные с оптимизацией финансовых потоков и налоговых схем, модернизацией бухгалтерского или управленческого учета. Особенно это актуально сегодня, когда вводится новый план счетов в бухгалтерском учете, освоить который многим предприятиям в одиночку очень трудно.

Третья группа российских консультантов – небольшие компании с ограниченным спектром услуг и немногочисленным штатом. Как правило, такие компании располагают одной или двумя отработанными услугами (например, маркетинг, помощь в составлении бизнес-планов или только оптимизация финансовых потоков).

Помимо частных фирм консультационные услуги на коммерческих началах оказывают государственные учебные, информационные и исследовательские организации. В России действуют и зарубежные консультационные фирмы. Если российские консультанты хорошо разбираются в современной экономической ситуации России, обладают высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом, широко мыслят и знакомы с механизмом рыночной экономики западного типа, то достоинством зарубежных консалтинговых фирм является хорошее владение методами консультирования и детальное знание рыночной экономики западного типа.

В промышленно развитых странах вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, чем вложения в новое оборудование или в передовую технологию. В России в современных условиях подобного отношения к консультанту не наблюдается. Более того, имеющийся интеллектуальный потенциал в области экономики и управления используется далеко не полностью. Наблюдается парадоксальная ситуация: большинство фирм находится в тяжелом экономическом положении по причинам нередко организационно-управленческого характера, неприспособленности к рыночным условиям и не использует при этом имеющийся интеллектуальный потенциал.

6. Сущность и значение стратегического планирования предпринимательской деятельности

В настоящее время  у ученых не существует четкого понимания термина «стратегия», как результата стратегического планирования.

За более чем 40-летний период развития в стратегическом планировании сложилось несколько научных направлений. Выделяют 9 школ, разделенных на 2 группы. Первая (по времени возникновения) группа получила название предписывающей (прескриптивной). Она включает 3 школы (школы дизайна, планирования и позиционирования). В рамках именно этих трех школ было заложено понимание сущности и принципов стратегического планирования, обозначены этапы разработки стратегии, сформированы методики. Еще шесть школ объединены дескриптивным (описательным) направлением. Школы дескриптивного (описательного) направления объединяет,  прежде всего, попытка дополнить формальные аспекты стратегического планирования социально-психологическими факторами, объяснив, таким образом, как неудачи отдельных компаний, применяющих стратегическое планирование, так и успехи тех организаций, где формально этот инструмент управления не используется.

Информация о работе Формы и виды предпринимательской деятельности. Стратегия предпринимательской деятельности