Формы и виды предпринимательской деятельности. Стратегия предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:59, курс лекций

Описание работы

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и т.д.
По формам собственности:
– частное предпринимательство
– государственное предпринимательство.

Работа содержит 1 файл

03 Формы и виды предпринимательской деятельности Стратегия предпринимательской деятельности (1).doc

— 185.00 Кб (Скачать)


                                                 Лекция №3

        Тема: Формы и виды предпринимательской деятельности. Стратегия предпринимательской деятельности

 

 

1. Классификация предпринимательской  деятельности

Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и т.д.

По формам собственности:

– частное предпринимательство

– государственное предпринимательство.

Частное предпринимательство осуществляется негосударственными структурами и отличается большим разнообразием в зависимости от того, одно или несколько лиц являются владельцами предприятия; от степени ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия. По этим признакам ГК РФ выделяет организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Государственное предпринимательство – это форма осуществления экономической активности органов государственного управления посредством учреждения предприятий. В Российской Федерации к сфере государственного предпринимательства относятся в основном государственные и муниципальные унитарные предприятия, но это могут быть и бюджетные учреждения.

Государственные предприятия  (ГУП) учреждаются государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом. Они могут быть федеральными (учреждаются федеральными органами власти) и региональными (учреждаются областными, краевыми, республиканскими органами власти). МУПы учреждаются органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Они представляют собой разновидность коммерческих юридических лиц.

Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение прибыли. Государство ставит перед своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели. Бюджетные учреждения создаются в тех сферах, где государство осуществляет функции, не требующие оплаты со стороны населения. Но этим учреждениям может быть предоставлено право осуществления определенных коммерческих услуг.

По количеству собственников:

индивидуальное

коллективное (партнерское).

Под индивидуальным предпринимательством обычно понимают деятельность физического лица – индивидуального предпринимателя. Индивидуальным можно считать также предпринимательство, при котором учредителем юридического лица является одно лицо (физическое или юридическое). Государственные предприятия также имеют одного собственника – государство или орган местного самоуправления. Однако для таких предприятий принято использовать понятие «унитарное».

Коллективным называется такое предприятие, уставный или паевой фонд которого образован на основе внесения взносов двумя или более учредителями. Оно осуществляется в различных организационно-правовых формах, установленных ГК РФ.

По масштабам производства и численности работников предпринимательство может быть: малое, среднее и крупное.

Каждая из трех групп имеет свои интересы, обусловливающие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и индустриальную мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции и монополии, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой – объединяясь в международные структуры, теряет частично свою независимость и попадает под влияние более сильных партнеров. Крупный бизнес в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, что способствует повышению общехозяйственной эффективности.4,0 % промышленных предприятий, относящихся к группе крупного бизнеса, выпускают три четверти всего объема отечественной продукции; на них занято более 6,0 % всех работающих в промышленных отраслях.

Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и зарубежным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего бизнеса в защите на внутреннем рынке путем проведения государственной экономической политики и формирования правил рыночных отношений, которые обеспечивают тесную связь среднего бизнеса с национальными интересами. Как правило, предприятия среднего бизнеса относятся к частному сектору, представляя различные формы коллективной собственности.

Характерными представителями  среднего бизнеса могут быть предприятия  отраслей машиностроения и легкой промышленности, которые выпускают до 25,0 % объема промышленной продукции и на которых сосредоточено свыше 20,0 млн. работающих. Предприятий среднего бизнеса насчитывается около 20,0 тыс., средняя численность работающих – от 800 до 2500 человек, на них сосредоточено до 50,0 % основных производственных фондов, номенклатура/ассортимент выпускаемых изделий составляет в среднем двадцать наименований в год.

Малый бизнес осуществляется самым многочисленным слоем мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.

ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. определяет субъекты малого бизнеса как коммерческие организации, в уставном капитале которых доля собственников составляет не менее 75,0 % и средняя численность работников не превышает: в промышленности, строительстве и транспорте – 100 чел.; в сельском хозяйстве, научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – от 10 до 30 чел.; при осуществлении других видов деятельности – до 50 чел..

Малый бизнес – вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение его конъюнктуры, взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими стабильность внутреннего рынка.

По законности осуществляемой деятельности:

законная

незаконная или противозаконная (наркоторговля, деятельность без лицензий)

лжепредпринимательство (контрабанда, коррупция)

По правовому статусу:

официальная деятельность, осуществляемая в соответствии с законом и учредительными документами;

теневая деятельность, осуществляемая в обход закона (зарплата в конвертах, искажение налоговой отчетности и т.п.).

По охвату экономического пространства:

международный;

национальный

региональный;

местный.

По структуре предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.

Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, производят чугун, стальной прокат, вырабатывают и поставляют электрическую и тепловую энергию, производят зерно, мясо и т. д.

Многопрофильные предприятия, которые чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения.

Комбинированные предприятия  чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности. Суть их в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается (параллельно или последовательно) в другой, а затем - в третий вид.

Например, выплавленный в доменных печах чугун не только реализуется потребителям, но и переплавляется на собственном предприятии в стальные слитки, часть которых продается, а часть поступает на дальнейшую переработку в стальной прокат на собственном заводе. В текстильной промышленности комбинирование проявляется в изготовлении из сырья волокна, из волокна - пряжи, из пряжи - полотна.

По мере усиления конкуренции многие узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывая новые рынки сбыта. Переход капитала из одной отрасли экономики в другие происходит при этом в рамках одной фирмы. Это явление получило название - диверсификация.

По виду деятельности:

– производственная,

– коммерческая;

– финансовая,

– консалтинговая.

Все эти виды могут функционировать  раздельно или вместе.

2. Производственное предпринимательство

Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности.

В условиях перехода к рыночной экономике  эта сфера деятельности подверглась наибольшему негативному воздействию, в результате которого распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансовое положение предприятий. Вследствие этого развитию производственного предпринимательства в ближайшие годы предстоит уделить наибольшее внимание.

Рассмотрим типовую схему производственного предпринимательства.

1.Предприниматель вначале избирает  вид производственной деятельности, т.е. намечает, какие именно товары, работы, услуги он намерен производить. На этой стадии предприниматель может прибегать к маркетинговым исследованиям, либо полагаться на свой опыт.

2.Затем он вступает в контакт  с потенциальными потребителями,  покупателями товаров либо представляющими  их интересы закупочными, торговыми организациями в целях выявления потребности в товаре и спроса на него. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. В условиях сложившихся рыночных отношений на Западе устная договоренность, как правило, служит надежной гарантией, а в последующем, при необходимости, может быть оформлена в виде контракта, сделки. Значительно сложнее положение в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности очень невелика, а риск существенно высок.

3. Следующий этап производственного предпринимательства – приобретение или аренда (наем) факторов производства.

К факторам производства относятся  производственные фонды, рабочая сила и информация. Производственные фонды  в свою очередь подразделяются на основные и оборотные.

Частично факторы производства могут изначально принадлежать предпринимателю, например, собственная рабочая сила, заранее накопленные производственные ресурсы в виде орудий труда, материалов, информации. Недостающие факторы производства предприниматель вынужден приобретать до начала или в самом процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Для приобретения факторов производства предпринимателю надо иметь необходимый стартовый денежный капитал (Дз), сумму которого можно определить следующим образом:

Дз = Др + Дм + Дс + Ди + Ду, где

Др - денежные средства, необходимые для оплаты наемных работников; 
Дм - денежная оплата стоимости приобретаемых материалов, сырья, энергии, полуфабрикатов; 
Дс - денежные фонды, связанные с использованием основных фондов, средств труда, сооружений, помещений; 
Ди - денежная оплата приобретаемой предпринимателем информации; 
Ду - оплата услуг сторонних организаций и лиц.

Если такого капитала нет, то предприниматель  обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита. Можно избрать и другой путь – получение предпринимателем факторов производства (помещений, оборудования, сырья, материалов, информации и т.д.) в кредит. Однако в любом случае предприниматель должен вернуть кредитору денежную сумму, полученную в кредит или равную стоимости взятых в кредит факторов производства, плюс проценты за пользование кредитом.

Денежные субсидии, как правило, на льготных условиях могут предоставлять предпринимателю, особенно начинающему, государственные структуры.

Косвенными участниками производственной предпринимательской деятельности являются федеральные и муниципальные финансовые органы, налоговая инспекция. Они выполняют чисто фискальную функцию, изымая у предпринимателя в федеральный и местный бюджеты налоги, обязательные платежи, отчисления, штрафы, пошлины и т.д.

4.Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация продукции (работ, услуг) потребителю и выручка определенной суммы денег. Производственный бизнес – наиболее устойчивый и надежный. Но его рентабельность не превышает 10 %.

Информация о работе Формы и виды предпринимательской деятельности. Стратегия предпринимательской деятельности