Экономическое содержание и критерии малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ системы кредитования малого бизнеса в Республике Казахстан. Реализация данной темы обусловила постановку следующих задач исследования:
1)выявить сущность малого предпринимательства;
2)проанализировать текущее развитие малого предпринимательства;
3)рассмотреть систему кредитования малого предпринимательства;
4)определить проблемы и перспективы развития банковского кредитования малого бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Система кредитования малого бизнеса курсовая.doc

— 759.00 Кб (Скачать)

 

   

Таким образом, из вышеизложенного  следует, что рынок не может самостоятельно решить проблему финансирования малого бизнеса, и важную роль в ее решении, исходя из опыта развитых стран, должно играть государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Переход к новой экономической системе, базирующейся на рыночных началах потребовал институциональных изменений в экономике. Среди них образование новых субъектов хозяйствования, адекватных этой системе, т.е. формирование предпринимательского сектора.

В Казахстане согласно Закону РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя.

К признакам хозяйственных  единиц в сфере малого предпринимательства  относятся 

  • занятие относительно малой ниши на рынке однородной продукции;
  • участие собственника в управлении;
  • высокая гибкость во всех областях производственной и сбытовой деятельности;
  • ориентация своего развития на основе внутренних ресурсов.

В зависимости от того, какой вид деятельности, и какую  стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике развитых стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммутанты, патиенты, эксплеренты.

Согласно классификации  Дж. Вильсона малые предприятия подразделяются на

  • малые фирмы традиционного типа
  • мини - монополисты в своей области;
  • рисковые малые предприятия

В настоящее время  перед Казахстаном стоит проблема активизации развития малого и среднего бизнеса. Это связано со следующими причинами:

необходимостью обеспечения  устойчивых темпов роста экономики в долгосрочной перспективе;

на средний и малый  бизнес в развитых странах традиционно приходится основной объем занятых в экономике;

    высокая неравномерность  развития экономики в региональном  аспекте;

   снижение  уязвимости  экономики   Казахстана по отношению к действию негативных внутренних и внешних   факторов;

  необходимость   распространения   результатов  рыночной трансформации на все  слои населения. 

Основными  проблемами  развития малого предпринимательства являются следующие:

1.   Существующие правила регистрации, лицензирования, сертификации продукции являются слишком громоздкими, сложными и трудоемкими для начинающих предпринимателей, если учесть, что только количество проверяющих структур доходит до 56.

2.   Несовершенство   налогового   и  таможенного законодательства,   системы   государственных  закупок по вопросам предпринимательства.

3.   Недоступность   существующих  финансовых  и кредитных  ресурсов для малого бизнеса  по приемлемым  для   него. 

4. Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса во многих регионах страны все еще находится в начальной стадии развития.

5.   Незаконные и  частые проверки  предприятий  малого бизнеса, из-за которых  закрывают 80 процентов людей собственное дело.

6.   Отсутствие   патентной   защиты   отечественных  разработок,  в  особенности тех,  которые создаются на базе высоких технологий конверсионных предприятий.

В   развитии   малого   предпринимательства  важную роль  играет  банковский  сектор  Казахстана. Доля кредитов малому предпринимательству за прошедшие годы остается довольно стабильной и составляет 24-26% кредитного портфеля банков. Все же с 1999 года наблюдается некоторое снижение доли кредитов малому предпринимательству в кредитном портфеле банков с 26,9% в 1999 году до 24,2% в январе-августе 2002 года. С 1999 по 2002 года удельный вес средне- и долгосрочных кредитов малому бизнесу в объеме выданных кредитов малому бизнесу увеличился с 48,8% до 50,7% при уменьшении их в выданных кредитах за этот же период с 35,1% до 29,7%, что отражает положительную тенденцию удлинения сроков кредитования малого бизнеса. В региональной структуре кредитования банками второго уровня малого предпринимательства за 8 месяцев 2002 года значительная часть по прежнему приходится на долю г. Алматы - 66,2%, а по сравнению с аналогичным периодом 2001 года она увеличилась на 1,7пп. Расширение кредитования субъектов малого предпринимательства со стороны Национального Банка осуществляется путем косвенного воздействия на деятельность коммерческих банков. В целом по всем кредитам банков малому предпринимательству средневзвешенная ставка вознаграждения по выданным кредитам снизилась с 17,1% в январе 1999 года до 16,9% в августе 2002 года, т.е. на 0,2 пп. Однако, исключительно за счет валютных кредитов с 17,5% по 15,6% (1,9 пп.), тогда как по тенговым кредитам ставки вознаграждения повысились с 16,9% до 18,4% (1,5 пп.) За этот же период времени ставки по краткосрочным кредитам снизились, а по долгосрочным повысились на 0,2 пп.

В целом за 8 месяцев 2002 года ставки вознаграждения по тенговым кредитам банкам малому бизнесу повысились на 1,5 пп. (с 17% до 18,5% годовых), а в иностранной снизились на 0,2 пп. (с 15,8% по 15,6% годовых). Ставки вознаграждения банков по краткосрочным кредитам малому предпринимательству снизились на 0,4 пп. (с 17,5% по 17,1%), а по средне- и долгосрочным кредитам повысились на 1,9'пп. (с 14,4% до 16,3%).

  Однако не смотря  на казалось бы положительную  картину, проблема получения малыми  предприятиями кредитных ресурсов  на пополнение оборотных средств на протяжении ряда лет входит в число основных факторов сдерживающих развитие малого бизнеса в республике.    

Проблема получения  малыми предприятиями кредитных  ресурсов для расширения собственного дела и пополнения оборотных средств на протяжении ряда последних лет входит в число основных факторов, сдерживающих развитие малого бизнеса в республике. Отдельные препятствия при получении кредитов, определенные по результатам мониторинговых обследований, проведенных Центром малого и среднего бизнеса Института экономических исследований МЭ РК в 2000 г. Результаты проведенного мониторингового обследования позволяют сделать следующие выводы:

• в настоящее время  в республике   отсутствует   необходимое количество фирм  по предоставлению   предпринимателям   услуг соответствующего   качества   при получении кредита;

• предприниматели остро  нуждаются в различных видах услуг при получении кредита: консультациях, составлении документов, приведении документов  в  соответствие с предъявляемыми требованиями,  и готовы их оплачивать;

•банки располагают  ресурсами  и готовы к сотрудничеству с предпринимателями.

Предприятия,    оказывающие услуги малому бизнесу в рассматриваемой сфере, должны соответствовать следующим требованиям:

•  знание  потребностей  предпринимателей по составу и  содержанию   необходимых   им   услуг;

• хорошее знание требований, предъявляемых различными финансово-кредитными   институтами к процедуре получения кредитов и содержанию необходимых для его получения документов;

• наличие доверия  как со стороны  банков, так  и  со  стороны предпринимателей.

Проведенное исследование выявило, что создание и становление подобных структур является процессом сложным и, как показала практика, не всегда успешным. Это обусловлено следующими основными причинами:

•     отсутствием      каких-либо льгот  в  части   налогообложения по НДС на виды деятельности по предоставлению      услуг      при оформлении кредита;

•  трудностями доступа  к внутренним   нормативным  документам   банков   и   государственных органов, регламентирующим требования к их содержанию;

• нехваткой обучающих  программ для подготовки специалистов соответствующего профиля.

Опыт разных стран  показывает,  что самостоятельно рынок не может решить проблему недостаточного финансирования малого бизнеса.

Концепции развития Национального  Банка Казахстана на 2002-2004 годы принятой 31 января 2002 года предполагается, что система микрокредитования в Казахстане будет состоять из трех уровней.

Первый уровень - микрокредитование через банки второго уровня. Данное направление предполагает, что источником кредитов будут банки, а заемщиками - средние клиенты. На этом уровне будут выдавать преимущественно крупные кредиты. При этом к банкам будут сохранены все существующие требования в отношении пруденциальных нормативов и иных лимитов и норм.

Второй уровень - микрокредитование  через организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, такие как: кредитные товарищества, ломбарды, ипотечные компании и т.д. Кредитование в данном направлении будет осуществляться небанковскими финансовыми организациями, а заемщиками будут выступать клиенты с доходами ниже среднего. Надзор за деятельностью таких организаций будет менее жестким, поскольку круг финансовых операций у них будет ограниченным. Ресурсная база таких организаций предполагается формировать за счет взносов их участников (учредителей, акционеров и т.д.).

Третий уровень - развитие микрокредитования через организации, занимающиеся исключительно микрокредитованием. Финансирование таких организаций будет осуществляться в основном за счет денег учредителей (в том числе - государства) и за счет денег доноров (различные местные и международные организации). Через схему микрокредитования будет обслуживаться основная масса мелких предпринимателей, которые выпали из поля зрения банков.

В то же время, указанная  концепция не в полной мере удовлетворяет потребности развития малого и среднего бизнеса и имеющимся у них возможностям. Она предполагает, что специализированные микрокредитные организации будут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе, что сделает недоступными ее средства для большей части потенциальных заемщиков (не имеющих собственности), нуждающихся в микрокредитах. Она также не предлагает конкретных схем финансирования малого и среднего бизнеса. Поэтому реализация данной концепции не приведет к значительной активизации малого  и среднего предпринимательства по сравнению с существующим уровнем.

В связи с этим предлагается  активизировать развитие малого бизнеса в стране за счет пересмотра принципов деятельности ЗАО «Фонд развития малого предпринимательства», исходя из следующих соображений.

 В основе механизмов  финансирования средств должен  лежать принцип последовательного и непрерывного взращивания бизнеса, начиная с малого и заканчивая крупным. На разных стадиях его роста, в зависимости от размера компании, ее репутации и платежеспособности, должны использоваться различные стандартные схемы финансирования.

Следующим шагом могла быть выработка мер по стимулированию снижения банками ставок кредитования за счет субсидий из средств местных бюджетов. Для этого можно продолжить практику бюджетного софинансирования проектов совместно с банками второго уровня на паритетной основе. В этом случае, банк и государство несут равные кредитные риски. Ставка вознаграждения (интереса) определяется банками самостоятельно в соответствии с внутренней кредитной политикой, а государство свою часть кредита предоставляет по нулевой ставке вознаграждения (интереса). Таким образом, стоимость кредита для потенциальных заемщиков будет льготной (ставка вознаграждения (интереса) ниже рыночной ставки в два раза). В то же время, проводимый банками мониторинг финансового состояния заемщиков позволит снизить риски кредитования, а совместная ответственность по выданным малому бизнесу кредитам минимизировать коэффициенты невозврата по выданным кредитам.

Для повышения стимулов банков в кредитовании малого предпринимательства  можно  внедрить практику снижения нормативов по уставному капиталу для банков, активно кредитующих малый бизнес, пропорционально его доле в кредитном портфеле.

Но, самое важное это  развитие интеграции крупного и малого бизнеса на основе системы субподрядов, франчайзинга, венчурного и лизингового финансирования, т.к. малый бизнес в современных условиях во многих случаях не столько предтеча крупного производства, сколько производное от него.

При реализации имеющихся  и выработки новых инициатив  в области развития и поддержки малого предпринимательства в РК немалую роль играет опыт  стран с развитой рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Малое предпринимательство: теория, мировой опыт и Казахстан / под ред. проф. Е.Б. Жатканбаева. - Қазақ университеті, 2001. с. 8

2. Сборник научных  работ по материалам научно-практической  конференции 1-2 ноября 1996 г. Алматы: Университет «Туран», 1996. с. 3

Информация о работе Экономическое содержание и критерии малого предпринимательства