Контрольная работа по "Предпринимательство"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

«Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг»- ст. 8 ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ 1.
Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица.
Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами).

Содержание

1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности регистратора на рынке ценных бумаг 2
2. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности, конкуренция на рынке финансовых услуг 9
Список использованной литературы и нормативных документов

Работа содержит 1 файл

Предпринимательское право. В. 2.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

    Необоснованный  отказ регистратора от внесения записи в реестр может быть обжалован  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

    Регистратор не несет ответственности за операции по счетам клиентов, исполняемые в соответствии с распоряжениями номинального держателя, доверительного управляющего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Антимонопольное  регулирование предпринимательской  деятельности

     

 

    Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Одним из первых антимонопольных законов является Конституция о ценах императора Зенона (483 г. до н.э.). В этом акте было закреплено следующее: «Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежд, или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования»1.

    Формирование  современной концепции антимонопольного законодательства относится к XV - XVII векам, когда отдельные мастера  пытались противостоять существующему порядку деятельности гильдий. Так, в 1414 г. в Англии было рассмотрено дело по иску к Джону Дайеру о взыскании с последнего штрафа за нарушение условий договора, по которому Дайер был обязан «не использовать свое мастерство красильщика в пределах города на протяжении полугода». Суд объявил обязательство красильщика недействительным и постановил взыскать штраф с истца.

    Первые  законы о защите свободы конкуренции  появились в конце ХIХ века. Родиной конкурентного права  считаются США, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (a№titrust law). Первым в 1890 г. был принят закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий, более известный как Закон Шермана. В 1914 году были приняты также Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, установивший ограничения на ценовую дискриминацию, заключение «связывающих» контрактов, создание холдинговых компаний, наличие в правлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Эти законы до сих пор составляют основу антитрестовской политики США.

    Монополии, которые возникли в России в 90-х  годах ХХ в., не были новым явлением для нашей страны. В дореволюционной  России, несмотря на то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к созданию монополий.

    Появление монополистов в России в 80 - 90-х гг. ХХ в. имело ряд особенностей. Монополии  в России - это зачастую бывшие ведомства  и крупные промышленные предприятия. Примером первых является концерн «Газпром», который перенес системы организации и хозяйствования, используемые министерствами, на рыночные отношения. Бывшие крупные государственные предприятия после их преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и, в основном, заняли доминирующее положение. Например, доля АО «Спасскцемент» на рынке цемента Приморского края равна 100%.

    Правовое  регулирование конкуренции может, в принципе, осуществляться двумя  способами, условно их именуют «американским» и «европейским». 

 

Способы правового  регулирования конкуренции 

Американский  способ       Европейский способ    
«Антитрестовское  право»          «Картельное право»         
Презумпция  «вредности» монополий, 
поэтому их деятельность формально 
запрещена                       
Допускается существование   
монополий, но под жестким   
законодательным контролем 
Компания (или группа компаний)   
может доказать, что ее монополия  
полезна публичным интересам, и    
тогда ее деятельность может быть  
разрешена                       
Если будет доказано, что    
деятельность монополии приносит больше вреда, чем пользы, 
ее деятельность будет запрещена                        
 

    Российское  законодательство более близко к  «европейской» модели регулирования конкурентных отношений по принципу «контроль за злоупотреблением рыночной властью», но в нем имеются и черты американской модели («запрещение монополий»).

    Однако, если говорить более точно, американское законодательство не признает монополию незаконной саму по себе. Судебная практика выделила законные монополии (если монополия пришла к победе на рынке исключительно благодаря высокой квалификации, предусмотрительности и трудолюбию) и незаконные монополии (рассматривается поведение монополиста, было ли у него намерение монополизировать рынок).

    Монополия означает:

    1) исключительное положение хозяйствующего  субъекта на рынке, при котором  он сосредоточивает в своих  руках значительную часть производства  и сбыта определенного товара;

    2) особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах;

    3) исключительное право, которое  предоставляется государством одному  или нескольким субъектам на  осуществление определенной деятельности.

    В юридической литературе выделяют:

    а) «чистые» монополии, контролирующие 100% рынка;

    б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;

    в) «сильные» олигополии - несколько  фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.

    Типы  монополии:

    1) временная (предприятие впервые предложило потребителям совершенно новую продукцию);

    2) государственная (эмиссия наличных  денег, экспорт и импорт отдельных  видов товаров, например, экспорт  необработанных алмазов, производство  и оборот этилового спирта);

    3) естественная (функционирует только тогда, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект).

    Система правового регулирования конкурентных отношений может быть представлена следующими нормативными актами.

    1. Конституция РФ.

    Статьей 8 гарантируются единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

    Статьей 34 запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и  недобросовестную конкуренцию.

    Статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории Российской Федерации юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции.

    2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г.  № 948-1 «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках».

    Закон имеет экстерриториальный характер, т.е. применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами Российской Федерации, влекут отрицательные последствия на товарных рынках Российской Федерации.

    Закон не распространяется на отношения, связанные  с объектами исключительных прав. Здесь имеет место так называемый конфликт между антимонопольным и патентным законодательством. Вместе с тем из этого правила есть исключение, когда деятельность обладателей исключительных прав, занимающих доминирующее положение, касается предметов вещного права (например, изделий, в которых воплощены запатентованные изобретения).

    3. Федеральный закон от 23 июня 1999 г.  № 117-ФЗ «О защите конкуренции  на рынке финансовых услуг».

    Закон регулирует отношения, влияющие на конкуренцию  на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и иных финансовых услуг.

    4. Федеральный закон от 17 августа  1995 г. № 147-ФЗ «О естественных  монополиях».

    Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией.

    Монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение  или устранение конкуренции.

    Различают:

    монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов;

    монополистическую деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления (включение  их в круг субъектов монополистической  деятельности является особенностью российского  законодательства).

    Законом также запрещены соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию, которые направлены на:

    1) установление (поддержание) цен,  скидок, надбавок;

    2) повышение (снижение), поддержание  цен на аукционах и торгах;

    3) раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж и закупок, ассортименту товаров и т.д.;

    4) ограничение доступа на рынок  (устранение с него других хозяйствующих  субъектов);

    5) отказ от заключения договоров  с определенными продавцами или  покупателями.

    В исключительных случаях такие соглашения могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий превысит неблагоприятные последствия. Хозяйствующие субъекты с долей на рынке более 35%, намеревающиеся заключить подобные соглашения, обязаны обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашений требованиям антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган принимает решение в течение 30 дней (с продлением срока еще на 20 дней). Полученное разрешение действительно в течение двух лет. Если в этот срок соглашение не достигнуто, решение утрачивает свое действие.

    Недобросовестная  конкуренция на товарных рынках - это  действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ  в предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ.

    Нарушение требований антимонопольного контроля при создании, слиянии, присоединении  коммерческих и некоммерческих организаций, изменении состава участников некоммерческих организаций является основанием для ликвидации организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

    Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях.

    Отдельным видом государственного антимонопольного контроля является принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности, т.е. если в течение трех лет выявлено более двух фактов проведения ими монополистической деятельности.

    За  нарушение  антимонопольного законодательства наступает гражданско-правовая,  административная   (ст. 19.5, 19.8 КоАП РФ) или уголовная ответственность  (ст. 178 УК РФ).

      Законодательство о конкуренции  на товарных рынках появилось  в нашей стране почти одновременно  с началом рыночных реформ. Но  специальный Федеральный закон  о защите и регулировании конкуренции  в финансовой сфере вступил в силу только в конце 1999 г.

    К этому моменту монополизация  финансовых рынков значительно усилилась, на многих из них постепенно сложилась  олигополия. Олигополия характеризуется  тем, что покупателей на рынке  обслуживает небольшое число  хозяйствующих субъектов. Если на рынке присутствует всего несколько господствующих субъектов, то каждый из них может воздействовать на рыночную цену, получать за счет этого более высокие прибыли и ущемлять интересы других участников рыночных отношений.

    Типичным  примером усиления монополистических тенденций в финансовой сфере является банковский сектор. Вот лишь несколько статистических данных. На долю пяти крупнейших банков приходится более 40% суммарных активов. Сберегательному банку России, в котором государство имеет контрольный пакет акций, принадлежит свыше 80% рынка вкладов населения. Частные коммерческие банки занимают всего 15% рынка банковских услуг.

Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательство"