Понятие, значение, предмет и методы предпринимательского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 01:13, контрольная работа

Описание работы

Предпринимательское права РФ - это совокупность различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм.

Эти нормы группируются по институтам.

Институт предпринимательского права - совокупность норм, объединяющая ряд связанных между собой правоотношений. Так, например, можно выделить институт банкротства, институт разгосударствления и приватизации, институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг.

Содержание

Введение

1.Понятие, значение, предмет и методы предпринимательского права

1.1.Понятие и значение предпринимательского права.

1.2. Предмет предпринимательского права

1.3.Методы предпринимательского права

Заключение

Практическая часть

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

сделано))предп.право конт.раб..docx

— 55.26 Кб (Скачать)

ИНСТИТУТ  ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине:

«Предпринимательское право»

На тему:  «Понятие, значение, предмет и методы предпринимательского права». 
 
 
 

                Выполнила:

                студент 441 группы 4 курса

                заочного  отделения

                Дроздович Евгения Николаевна

                № зачетной книжки: 28421

                Проверила: 
                 
                 
                 
                 

Санкт-Петербург

Пушкин

2011 
 
 
 

План

Введение

1.Понятие, значение, предмет и методы предпринимательского  права

1.1.Понятие и значение предпринимательского права.

1.2. Предмет предпринимательского права

1.3.Методы предпринимательского права

Заключение

Практическая  часть

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Предпринимательское права РФ - это совокупность различных  по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм.

       Эти нормы группируются по  институтам.

     Институт  предпринимательского права - совокупность норм, объединяющая ряд связанных  между собой правоотношений. Так, например, можно выделить институт банкротства, институт разгосударствления и приватизации, институт правового  регулирования качества продукции, товаров и услуг.

       В институтах предпринимательского  права так же, как и в других  отраслях права, нормы группируются  в зависимости от общности  задач, стоящих перед институтом.

     Предпринимательское право появилось на базе имеющегося в России хозяйственного права.

     Оно регулирует взаимоотношения предпринимателей друг с другом, а также воздействие  государства на предпринимательскую  деятельность. В предпринимательское  право входят нормы финансового, гражданского, коммерческого и административного  права. Оно регулирует отношения  по приватизации государственного имущества, внешнеэкономическую, антимонопольную  деятельность, развитие конкуренции.

     Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере  предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с  ними некоммерческие отношения, включая  отношения по государственному регулированию  народного хозяйства.

     Под источниками права понимают формы  выражения норм права. Источниками  предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых  содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

     Источниками предпринимательского права являются Федеральные законы, законодательные  акты (указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота. 

     1.Понятие,  значение, предмет  и методы предпринимательского  права

     1.1.Понятие и значение предпринимательского права.

     Известно, что право любого государства  состоит из отдельных крупных  звеньев, называемых отраслями права.

     Любая отрасль права, в том числе  и предпринимательское право, состоит  из правовых норм.

     Изучение  правовых отношений в экономической  сфере призвана заниматься такая  наука как предпринимательское  право.1

     В современной юридической литературе можно выделить три основные теории предпринимательского права.

     Первая (господствующая) теория — «предпринимательское право есть составная часть гражданского права».

       По мнению цивилистов, право не имеет предмета и метода правового регулирования в их традиционном понимании, а также особых принципов в сфере предпринимательской деятельности.

     В. Ф. Попондопуло в более поздней работе дает следующее определение коммерческого (предпринимательского) права.2

     Это - совокупность общих и специальных  норм гражданского права, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (предпринимательские отношения), основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

     Отмечается, что коммерческое право — составная  часть гражданского права, изучение которой вызвано практическим интересом.

     Вторая  теория — «предпринимательское право как самостоятельная отрасль права»принадлежит сторонникам концепции хозяйственного (предпринимательского) права. В. В. Лаптев отмечает, что при переходе к рыночной экономике ощутимо возрастает роль хозяйственного права, которое становится правом предпринимательской деятельности.3

       Итак, понятия «хозяйственное право» и «предпринимательское право» — синонимы со всеми вытекающими отсюда научными выводами.

     Такая позиция не только критикуется цивилистами (в критике теории предпринимательского права используются в основном старые аргументы из арсенала научной полемики прошлых лет), но и не разделяется некоторыми сторонниками теории хозяйственного права.

       Например, В. К. Мамутов считает, что предмет хозяйственного права включает и предпринимательскую, и иную деятельность в области хозяйствования.4

     Представители теории предпринимательского права  традиционно выделяют предмет и  особый метод правового регулирования единых предпринимательских отношений. Эти отношения подразделяются на три группы общественных связей:

     а) предпринимательские имущественные (горизонтальные);

     б) предпринимательские управленческие (вертикальные);

     в) предпринимательские внутрифирменные (корпоративные).

     В единстве предпринимательских отношений  заключается их различие.

     Третья  теория — «предпринимательское право как комплексная отрасль (образование)» — базируется на исходных положениях ученых, которые наряду с первичными структурами права (такими как конституционное, административное, гражданское, процессуальное и т. д.) указывают на существование вторичных, третичных правовых образований.

     Будучи  комплексной отраслью, предпринимательское  право регулирует особого рода отношения  в сфере предпринимательства.5

       Указанные отношения образуют  так называемое предметное единство.

     Предпринимательское право — это комплексная отрасль, гармонично сочетающая публично-правовые и частноправовые начала.

     Комплексная отрасль права характеризуется  преобладанием (в гармоничном сочетании) разноотраслевых норм, регулирующих общественные отношения.

     Изучение  предпринимательского права позволяет:

     – определить место и значение предпринимательского права в системе законодательства;

     – ознакомиться с теоретическими взглядами по основным проблемам предпринимательского права, становлением и развитием концепции предпринимательского (хозяйственного) права;

     – комплексно (с учетом взаимосвязи норм частного и публичного права) изучить предпринимательское законодательство и практику его применения;

     – акцентировать внимание на отношения, не урегулированные или недостаточно урегулированные гражданским законодательством: приватизационные, инвестиционные, антимонопольные и т.п. 

     1.2. Предмет предпринимательского права

     Предметом предпринимательского права является нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

     Каждая  отрасль и подотрасль права, как правило, имеет системообразующий правовой акт (кодекс), вокруг которого формируется вся система данной отрасли и подотрасли права. В ходе развития рыночного законодательства системообразующие правовые акты предпринимательского права были поглощены различными отраслями права, что затруднило формирование данной отрасли права как системы правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.

     Предпринимательское право основывается на теории хозяйственного права, но не тождественно ему.

     Наряду  с этим предпринимательскую деятельность регулируют:

     • нормы административного права; например, Федеральный закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. (в ред. От 31 июля 1998 г.) предусматривает  различные формы государственного регулирования малого бизнеса;

     • нормы финансового и налогового, трудового, земельного, уголовного и  большинства других отраслей законодательства.6

     Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере  предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с  ними некоммерческие отношения, включая  отношения по государственному регулированию народного хозяйства.

     Эти отношения подразделяются на две  группы:

     -предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель - предприниматель)

     -некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель - орган управления)

     Предпринимательские  и некоммерческие отношения –  это единый хозяйственный оборот, то есть сумма всех связей, складывающихся в воспроизводственных процессах.7

     Определение предпринимательской деятельности дано в статье 2 ГК РФ, это, во-первых - самостоятельная деятельность, во-вторых – деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, и самое главное, в-третьих - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. 8

     Кроме того, эта деятельность должна быть зарегистрирована в установленном  законом порядке. Регистрация не признак - это установленная законом  обязанность. 

     Ко  второй группе отношений, входящих в  предмет предпринимательского права, относятся отношения некоммерческого  характера, но тесно связанные с  предпринимательскими отношениями. Например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензирование и т.д.

     Кроме того, в эту группу отношений входят отношения по государственному регулированию  народного хозяйства. Это отношения  по поддержке конкуренции и ограничению  монополистической деятельности, правового  регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования  ценообразования и т.д.  

1.3. Методы предпринимательского права

     Под методами регулирования понимаются способы правового воздействия  на общественные отношения. Они специфичны для каждой отрасли права, предопределяются характером регулируемых отношений и проявляются как в характере используемых в отрасли правовых норм, так и в предусматриваемых в них способах воздействия одной стороны правоотношения на другую.

Информация о работе Понятие, значение, предмет и методы предпринимательского права