Прекращение деятельности субъектов предпринимательского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 10:49, реферат

Описание работы

Прекращение деятельности предпринимателя подлежит государственной регистрации без уплаты государственной пошлины. Индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом), после чего его государственная регистрация утрачивает силу и в течение еще одного года после судебного решения о банкротстве повторная регистрация невозможна.

Работа содержит 1 файл

ПДП.rtf

— 143.84 Кб (Скачать)

     Однако решения работников предприятия в данном случае правового значения иметь не могут. Гражданское законодательство предусматривает особый порядок передачи государственного и муниципального имущества в частную собственность приватизацию, которая возможна исключительно по решению собственника. В целом, реорганизация - это в чистом виде гражданская процедура. Поэтому, соблюдая принципы отраслевого построения нашего законодательства, надо отметить недопустимость смешения норм гражданского и трудового права.

     Работники не только не вправе принимать подобные решения на своих собраниях, они не могут и оспаривать состоявшуюся реорганизацию.

     Вместе с тем действующее законодательство в определенной степени само толкает работников на принятие подобных решений. Так, очевидно, что оптимальной организационно-правовой формой для деятельности совхозов является производственный кооператив (артель). Однако многие современные совхозы - это государственные унитарные предприятия, имущество которых находится в федеральной собственности. Преобразоваться в артели они не могут, для начала им нужно стать открытыми акционерными обществами, заниматься процедурой эмиссии и размещения акций, сокращать пакет государственного участия, а затем снова проходить всю процедуру преобразования - но уже в артель. Объяснение кроется в том, что если уставный капитал унитарного предприятия составляет величину большую, чем минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, то приватизация возможна только в форме преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Учитывая, что для открытого акционерного общества минимальный размер уставного капитала равен 1 тыс. МРОТ, а для унитарного предприятия - 5 тыс., можно сделать вывод, что преобразование в иные формы юридических лиц для унитарных предприятий действительно невозможно.

     Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства. Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном порядке по решению учредителей вследствие, например, нецелесообразности дальнейшего существования, истечения срока, на которое было создано юридическое лицо, или принципиальной недостижимости уставных целей. Самым распространенным основанием является, конечно, нецелесообразность дальнейшей деятельности. Истечение срока как причина ликвидации встречается крайне редко, поскольку подавляющее большинство коммерческих организаций создаются на бессрочной основе.

     Принципиальная недостижимость уставных целей характерна для некоммерческих организаций, поскольку для коммерческих существует, по сути, лишь одна цель деятельности - извлечение прибыли, реализовать которую, по большому счету, можно всегда.

     Принудительная ликвидация происходит на основании решения суда. Причиной такого судебного решения может быть: осуществление деятельности без необходимой лицензии; ведение деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями законодательства, например в связи с неприведением учредительных документов в соответствие с новым законодательством.

     Конечно, юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены; признание юридического лица несостоятельным (банкротом); признание недействительной государственной регистрации юридического лица. Хотя признание регистрации недействительной само по себе не является основанием считать ничтожными сделки, совершенные до принятия такого судебного решения.

     Надо отметить, что независимо от своего основания (решения учредителей или суда) ликвидация представляет собой довольно длительную процедуру: избрание ликвидационной комиссии, проведение инвентаризации, публикация соответствующего объявления в СМИ, удовлетворение требований кредиторов. Завершение процедуры подлежит государственной регистрации с уплатой государственной пошлины, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица осуществляется в результате процедуры банкротства (подп. 3 п. 1 ст. 33333 НК РФ).

     Долгое время в нашей стране единственным основанием принудительной ликвидации считалось решение суда, но в 2005 г. был легализован особый порядок «прекращения правоспособности юридического лица». Соответствующие изменения появились как в Законе о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и в ГК РФ.

     Ранее правоспособность компании во времени определялась двумя моментами: созданием и ликвидацией. Теперь же налоговым органам предоставлено право исключения из Единого государственного реестра юридических лиц «недействующих» компаний.

     «Недействующее юридическое лицо» - это организация, фактически прекратившая свою деятельность, о чем могут свидетельствовать одновременно два признака: если в течение последних 12 месяцев организация не предоставляет в налоговый орган отчетность и если хотя бы по одному ее банковскому счету отсутствуют операции. В отношении такой компании налоговый орган вправе принять решение о предстоящем исключении из реестра. Далее оно публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации» с указанием срока для предъявления требований кредиторов не менее 3 месяцев. Если кредиторы в указанный срок не заявляют свои требования, то налоговый орган принимает решение исключить юридическое лицо из реестра.

     Данное решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в течение года. Если же кредиторы предъявляют свои требования, то юридическое лицо должно проходить процедуру обычной ликвидации.

     Причины введения подобной административной процедуры обусловлены тем, что по данным Федеральной налоговой службы сейчас более 400 тыс. компаний обладают признаками недействующего юридического лица. Кроме того, эту процедуру разрешено применять в отношении компаний, которые не имеют основного государственного регистрационного номера (ОГРН), т.е. были зарегистрированы до 2002 г., но не сообщили сведений о себе в Единый государственный реестр юридических лиц. Таких компаний сейчас насчитывается более миллиона.

     Вместе с тем отсутствие хозяйственной деятельности у юридического лица соответствует понятию «отсутствующий должник», используемому в законодательстве о банкротстве. Так, если по банковским счетам организации нет операций в течение 12 месяцев или имеются иные признаки, свидетельствующие о прекращении деятельности, а также если нет сведений о месте нахождения руководителя организации, то компания должна проходить упрощенную процедуру банкротства. Иными слова- ми, если компания не имеет ОГРН и (или) у нее нет операций по банковским счетам, и она не сдает отчетность, то применить к ней процедуру исключения из реестра нельзя, если у нее есть задолженность по налогам и сборам или имеются кредиторы.

     В судебно-арбитражной практике принят такой подход: если у организации нет хозяйственной деятельности, то она может быть ликвидирована только в порядке ст. 230 Закона о банкротстве. 
 

 

      Список литературы 

Беляева О.А. «Предпринимательское право». Москва, 2006

Гражданский кодекс РФ

Закон о банкротстве

Информация о работе Прекращение деятельности субъектов предпринимательского права