Препринимательский риск

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Решения в деятельности предпринимательских организаций при-ходится принимать в условиях неопределенности, когда необходи¬мо выбирать направление действий из нескольких возможных ва¬риантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать), как говорится, на все 100%. Риск присущ любой сфере человечес¬кой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, приводящих к положительному или отрицательному исходу прини¬маемых индивидуумами решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться в условиях всеобщности товарно-денежных отноше¬ний, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появ¬ляются различные теории риска, а классики экономической тео¬рии особое внимание уделяют исследованию проблем риска в пред¬принимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

risk.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

      Данное  положение в налоговом законодательстве явно отрицательно сказывается на развитии отечественного предпринимательства. В целях экономии налоговых платежей и избежания высокого уровня риска в связи с этим все больше предпринимателей принимают решение открыть фирму за рубежом.

      Взаимоотношения с хозяйствующими партнерами. Следующий фактор, оказывающий значительное влияние на уровень предпринимательского риска, — это взаимоотношения с хозяйствующими партнерами. Усиливать уровень риска в этом случае могут нарушения договорных обязательств, с одной стороны, поставщиками, с другой — покупателями. Предпринимательская фирма рискует получить заказы на изготовление и сбыт продукции, оказание услуг неплатежеспособным покупателям. При этом их платежеспособность может выявиться в процессе выполнения фирмой своих обязательств по изготовлению и поставке, когда изготовитель, поставщик уже произвел необходимые затраты, которые не окупятся. В данном случае предпринимательской фирме приходится искать альтернативных партнеров и источники покрытия возникающих задолженностей, идти на дополнительные издержки, откладывая таким образом получение прибыли. То же происходит и в случае невыполнения своих обязательств поставщиками предпринимательской фирмы.

      Данные  таблицы показывают, что более  трети опрошенных предпринимателей часто сталкиваются с нарушением деловых обязательств, более половины — иногда. В результате такого положения предприниматель всегда подвержен риску того, что его партнер не выполнит свои обязательства, в результате чего фирма понесет потери.

      Основная  проблема — это невыполнение договорных обязательств и по срокам, и по качеству. Данная ситуация объясняется тем, что в Украине не существует механизма, обеспечивающего выполнение договорных обязательств. Это, как правило, касается всех видов договоров, несмотря на строгие формулировки в них. При этом следует отметить, что разрешение хозяйственных конфликтов официальным путем часто не имеет смысла: арбитражные суды перегружены, рассмотрения дела можно ожидать несколько месяцев, а результат неэффективен даже в случае положительного решения вопроса, так как законодательство не предусматривает полного возмещения ущерба.

      Однако  часто договоры не выполняются по независящим от предпринимателя  причинам — из-за крайне сложной  экономической ситуации в стране, политической нестабильности, разрыва хозяйственных связей и т. д. Одной из причин невыполнения договорных обязательств является несовершенство законодательства в сфере договорных отношений, а также неспособность законодательства регулировать практическую деятельность предпринимательских фирм.

      В результате роста неплатежей усиливается спад производства. Внутренний рынок гибнет вследствие необеспеченности денежными средствами, при том, что спрос остается неудовлетворенным, а производственные мощности предприятий-поставщиков незагруженными.

      Возможность задержки выполнения партнерами текущих договорных обязательств приводит к опасности потерь, связанных с нарушением графика работ, платежей и получения дохода предпринимательской фирмой. Неплатежеспособность партнеров может возникать в том случае, если они:

      • не в состоянии выполнить своих обязательств из-за отсутствия необходимых средств, в том числе из-за тяжелого финансового положения;

      • не в состоянии выполнить своих  обязательств из-за невыполнения перед ними обязательств их контрагентами;

      • неправомочны входитьвподобныедоговорныеотношения;

      • изначально не намереваются (не намеревались) выполнять свои договорные обязательства;

      • намечают в будущем преобразования в форме смены собственников  или субъектов контроля при отсутствии четкой преемственности во взятых обязательствах после преобразования.

      На  уровень риска оказывает влияние  не только невыполнение партнерами своих обязательств, но и возможность выхода партнеров из совместного проекта или совместного предприятия. В данном случае предпринимательская фирма несет потери из-за того, что тот или иной партнер изменил свое отношение к проекту либо к фирме вследствие смены собственников или ведущих менеджеров, из-за переоценки возможных перспектив, а также из-за возникновения конфликтов.

      Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Влияние на уровень предпринимательского риска законодательства и государственных органов противоречиво. С одной стороны, они упорядочивают деятельность предпринимательских фирм, так как в рыночной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами подпадает под воздействие многочисленных правовых ограничений. Каждая предпринимательская структура имеет определенный правовой статус, и именно это определяет, как фирма может вести свои дела и какие налоги должна платить. Для предпринимателя особенно важны акты и нормы, регулирующие налоговые и финансовые отношения. Без знания норм налогового и финансового права невозможно эффективно организовать и успешно проводить предпринимательскую деятельность.

      Но, с другой стороны, законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, характеризуется подвижностью, а иногда и неопределенностью, что проявляется в форме неожиданного, определяемого политическими соображениями изменения условий хозяйствования, создающих неблагоприятную для предпринимателя среду, а это увеличивает уровень предпринимательского риска.

      Конкуренция предпринимателей. Рынок — это жесткая система, требующая от предпринимателя большой физической и интеллектуальной отдачи.

      Риск  и конкуренция — неразрывно связанные между собой экономические категории, оказывающие взаимное влияние друг на друга. Именно риск включает предпринимателя в систему отношений естественного отбора через острую конкурентную борьбу. С другой стороны, усиливающаяся конкуренция заставляет предпринимателя искать новые виды деятельности, выходить со своей продукцией на новые рынки сбыта, что усиливает уровень предпринимательского риска. Поэтому конкуренция предпринимателей относится к основным факторам, влияющим на уровень предпринимательского риска. Успех в конкурентной борьбе способствует лишь тому, кто определит новые потребности, выпустит новые товары и введет новые технологии. Тем самым конкуренция создает механизм экономического соревнования, заставляя предпринимателей пересматривать свою стратегию.

      При создании новой фирмы, нового товара или услуги необходимо тщательно выявить и изучить возможных конкурентов; как правило, это делается на стадии разработки бизнес-плана. Однако возможность появления непредвиденных конкурентов при этом остается в следующих случаях:

      • при входе в отрасль деятельности предпринимательской фирмы диверсифицирующихся  фирм из других отраслей. В основном это характерно для фирм, деятельность которых нацелена на создание новой, более производительной технологии изготовления продукта, по которому на рынке есть неудовлетворенный спрос и который зарекомендовал себя как высокорентабельный, в то время как капиталовложения в организацию его производства (включая покупку необходимых лицензий) по своей величине доступны для основной массы фирм — тогда вероятна диверсификация фирм из других отраслей в сторону производства данного продукта в порядке перетока капиталов из менее прибыльных в более прибыльные отрасли;

      • при появлении непредвиденных товарных или функциональных аналогов производимого товара, услуги;

      • при образовании новых фирм-конкурентов. В частности, это может произойти в том случае, если из действующей фирмы по каким-либо причинам уходит ведущий специалист или группа специалистов, которые организовывают самостоятельную новую фирму аналогичной специализации;

      • при появлении на местном рынке  зарубежных экспертов.

      На  силу конкурентной борьбы предпринимательских  фирм влияет множество факторов, при  этом некоторые из них повторяются наиболее часто. В первую очередь борьба усиливается при увеличении числа конкурирующих фирм в том случае, если они относительно сравнимы с точки зрения размеров и возможностей. Чем больше фирм, тем больше вероятность новых стратегических инициатив.

      Конкурентная  борьба также усиливается, если спрос  на производимый товар, услуги растет медленно, так как фирмам необходимо бороться за рыночную нишу. Эта борьба приводит к выбыванию слабых и менее эффективных фирм. Борьба за рыночную долю стимулирует появление новых стратегических идей, прямо направленных на завоевание потребителей товара,услуги.

      Соперничество усиливается в соответствии с  размером отдачи от стратегических идей. В том случае, если они принесли положительных результат, фирмы-конкуренты будут заинтересованы использовать те же идеи в своих интересах.

      Усиливается конкурентная борьба также тогда, когда  выход изданного бизнеса дороже затрат на продолжение конкуренции. Чем дороже выход из бизнеса, тем больше фирмы заинтересованы в том, чтобы остаться на рынке и конкурировать, при этом они могут смириться со снижением доходов. В данной ситуации борьба для продолжения бизнеса ведется до тех пор, пока издержки по выходу фирмы из бизнеса не станут дешевле затрат по продолжению конкуренции.

      Для того чтобы выдержать в конкурентной борьбе, предпринимательской фирме необходимо изучать своих рыночных соперников, знать их сильные и слабые стороны и учитывать их в своей деятельности.

      Для более полного изучения своих  конкурентов американские специалисты предлагают найти ответы на следующие вопросы:

      • удовлетворен ли конкурент своим  настоящим положением;

      • какие вероятные шаги или изменения  в стратегии предпримет конкурент;

      • в чем уязвимость конкурента;

      • что может спровоцировать самые  крупные и наиболее

      эффективные меры со стороны конкурента. Интересны  также рекомендации американских экономистов в отношении созидательной конкуренции:

      • не ввязывайся в конкуренцию без  оглядки, взвесь все;

      • убедись, что обе стороны, для  того чтобы одержать победу, будут стоять в конкурентной борьбе до конца, и тогда вырабатывай стратегию и тактику;

      • не раздражай своего соперника чрезмерными  усилиями в конкурентной борьбе;

      • не наступай своему сопернику на мозоли;

      • информируй своего конкурента только о самом необходимом;

      • не пользуйся запрещенными приемами.

      Использование недобросовестной, недостоверной и  неэтичной рекламы конкурентами предпринимательской фирмы может привести к потерям прибыли, но, с другой стороны, использование такой рекламы самой предпринимательской фирмой приводит к возникновению риска уголовной ответственности. Это, в свою очередь, грозит потерей прибыли и имиджа предпринимателя.

      Коррупция и рэкет. Также оказывают непосредственное влияние на предпринимательскую деятельность и, следовательно, усиливают уровень предпринимательского риска коррупция со стороны государственных чиновников и рэкет

      Особую  обеспокоенность вызывает мощный и  все более усиливающийся прессинг на сферу частного бизнеса со стороны преступных группировок. Учащаются такие противоправные действия, как создание баз данных (досье) на предпринимателей, хищение важной для них информации, в том числе данных о банковских счетах и доходах, прослушивание линий связи, установка в офисах специальных подслушивающих устройств и т. п.

      Криминальное  насилие стало инструментом запугивания  и устранения конкурентов по бизнесу, несостоятельных должников или настойчивых кредиторов.  

      3.1.2. Факторы косвенного  воздействия

      Факторы косвенного воздействия обычно влияют на уровень предпринимательского риска не так заметно, как факторы прямого воздействия. Однако влияние этих факторов может быть значительным, и предпринимателю необходимо учитывать это в процессе деятельности. Рассмотрим основные из них.

Информация о работе Препринимательский риск