Региональные проблемы малого предпринимательства Ханты-Мансийского Автономного округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:41, дипломная работа

Описание работы

С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем - арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах.[4. c.18] Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…... 3 - 5
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства
в рыночной экономике ……...…………………………………. 6 - 32
1.1. История возникновения и эволюция теории
предпринимательства ………………………………………………. 6 - 16
1.2. Малое предпринимательство: понятие, показатели,
признаки ……………………………………………………………. 17 - 23
1.3. Малое предпринимательство как элемент
современной рыночной системы …………………………………. 24 - 30
1.4. Финансовые проблемы российских
малых предпринимателей ………………………………………… 31 - 32
Глава 2. Финансово-кредитная политика поддержки
малого предпринимательства ………………………………. 33 - 57
2.1. Финансовые механизмы регулирования деятельности
малого предпринимательства ……………………………………. 33 - 43
2.2. Лизинг оборудования для малого предпринимательства ………. 44 - 46
2.3. Выбор критериев эффективности лизингового проекта ……….. 47 - 50
2.4. Механизмы налогового стимулирования
малого предпринимательства …………………………………….. 51 - 57
Глава 3. Региональные проблемы малого предпринимательства в Ханты-
Мансийском Автономном округе …………………………… 58 - 74
3.1. Современное состояние малого предпринимательства
в г. Нефтеюганске ………………………………………………… 58 - 67
3.2. Проблемы, мешающие развитию малого предпринимательства
в г. Нефтеюганске …………………………………………………. 68 - 69
3.3. Приоритетные виды деятельности малого предпринимательства
в г. Нефтеюганске ………………………………………………… 70 - 72
3.4. Предлагаемая программа поддержки малого
предпринимательства в г. Нефтеюганске ………………………… 73- 74
Заключение ……………………………………………………………... 75 - 77
Список использованной литературы …………………………………...78 - 82
Приложения ……………

Работа содержит 1 файл

Региональные проблемы ХАО.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

      В нашей стране совместное инвестирование проводится путем оформления договора-подряда по финансированию какой-либо разработки.

      Особого внимания удостаивается привлечение  капиталов с использованием акций и иных ценных бумаг. Главным недостатком акционирования является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием самостоятельности. Сказывается то, что еще недостаточно проработан закон о ценных бумагах и их использовании. Коммерческие банки могли бы организовать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и мелким бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений, что позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь, и влияние крупного предприятия.

      Исходя  из того, что деятельность самих малых предприятий направлена в основном на местный рынок, нужно понимать, что решение основных их проблем необходимо решать через органы местного самоуправления, в то время как региональные органы государственной власти и управления должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать необходимые материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.

      Для обеспечения поддержки малого предпринимательства необходимы следующие финансовые институты: ипотечный банк малого предпринимательства, тендерный цент малого предпринимательства, стразовая компания малого предпринимательства, депозитная компания малого предпринимательства и инвестиционная компания малого предпринимательства. Цели их создания и задачи представлены в приложении 5.

        

      2.2. Лизинг оборудования для малого  предпринимательства.

      Лизинг  является одним из элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих развитие малого предпринимательства. Однако механизм воздействия фондов поддержки малого предпринимательства, агентств, информационных центров, лизинговых компаний и др. не отработан. Чаще всего он складывается стихийно.

        Операции по лизингу с малыми  предприятиями связаны с большим риском. Поэтому таким хозяйственным единицам должно уделяться большое внимание. 

      Следует помнить, что лизинговые операции с  малыми предприятиями требуют особых стимулирующих мер. Круг таких предприятий должен быть четко определен, кроме того должна быть разработана взаимоувязанная система мер по стимулированию инвестиций в малое предпринимательство.

      Необходимо  отметить  ряд преимуществ лизинга, делающих его весьма привлекательным:

1) лизинг  предполагает полное кредитование  по заранее оговоренным ставкам и не требует авансовых платежей;

2) малому  предприятию гораздо легче получить  оборудование по лизингу, чем  кредит на его приобретение;

3) лизинговое  соглашение более гибко, чем  ссуда, так как при лизинге арендатор может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с арендателем соответствующую, удобную для него, схему финансирования.

4) уменьшается  риск морального износа оборудования 

      В России лизингу присущи следующие  черты:

- выбор  лизингополучателем изделия и поставщика изделия, при заказе на имя лизингодателя;

- ответственность  лизингополучателя за все риски  технологического старения;

- исключительное  право лизингополучателя на использование  изделием;                            

- ожидание  лизингодателем получения потока платежей, достаточного для возмещения полной первоначальной стоимости оборудования, процентных ставок, налогов и получения доход;

- в конце  лизинга лизингополучатель может  выкупить оборудование в собственность, продолжать арендовать оборудование по номинальной ренте, или действовать в качестве агента для лизингодателя, чтобы подготовить продажу или списание оборудования.

      На  сегодня в России существуют следующие  типы лизинга:

      Российский  оперативный лизинг - лизингополучатель  использует оборудование в течение определенного периода, когда поток платежей недостаточен для того, чтобы заново покрыть полную первоначальную стоимость оборудования. Лизингодатель берет на себя стоимость изделия в своем бухгалтерском отчете и обычно отвечает за риск старения и цену перепродажи. [24. c.18]

      Возвратный  лизинг - собственник имущества передает право собственности на него будущему лизингодателю на условиях купли-продажи.

      Лизинг  по остаточной стоимости - применяется  на уже бывшее в эксплуатации оборудование, поэтому объект лизинга оценивается  не по первоначальной, а по остаточной стоимости. [24. c.16]

      Мокрый  лизинг - лизингодатель может предложить лизингополучателю набор услуг по эксплуатации оборудования. [24. c.15]

      Раздельный  лизинг - наиболее сложный вид лизинга. Используется при особо крупных и дорогостоящих сделках, охватывающих множество сторон или участников. Для него характерно многоканальное финансирование. [24. c.10]

      Любую лизинговую сделку можно разделить  на три этапа. Первый – это подготовительная работа, предшествующая заключению ряда юридических договоров. Это оформление заявки будущего лизингополучателя, подготовка заключений о кредитоспособности клиента и расчета эффективности лизингового проекта. Второй этап - это юридическое заключение лизинговой сделки. Третий - период использования объекта лизинга.

      Предварительный отбор проектов осуществляется на основе установленных критериев, соответствующих стратегическим установкам лизинговой компании.

      Наиболее  важные законы и постановления, относящиеся к лизингу, которые были приняты в последние годы представлены в приложении 6. [25. c.158]

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3. Выбор критериев эффективности лизингового проекта. 

      Выбор критериев эффективности является наиболее важным при заключении лизинговой сделки. Оценивая проект, необходимо дать ответы на следующие вопросы: соответствует ли проект целям и задачам компании, достаточен ли планируемый уровень прибыли, насколько велик риск потери вложенных средств? Для этого нужно разработать стратегический план компании, в котором должны быть ответы на эти вопросы.

      Процесс обработки и анализа предложений должен включать следующие основные этапы:

      1) предварительная экспертиза;

      2) основная экспертиза;

      3) заключительный анализ (принятие  решения о финансировании).

        Предварительная экспертиза проводится  на базе предоставляемого лизингополучателем  комплекта документов. Стандартный комплект включает в себя следующие документы: заявка на лизинг оборудования; паспорт предприятия; бизнес-план; копии учредительных документов; копии балансов предприятия - лизингополучателя; документы, подтверждающие права лизингополучателя на пользование производственным помещением, где предполагается установить оборудование; дополнительные документы, имеющие отношение к проекту (заключения аудиторов и т.д.).

      Предварительная экспертиза должна обладать следующими свойствами: многокритериальностью; минимальной трудоемкостью; минимальными затратами времени; возможностью привлечения независимых экспертов; возможностью получения интегрального показателя эффективности проекта, который позволит сравнивать проекты между собой.

      Первоначальный  отбор проектов осуществляется на основе формальных критериев, соответствующих стратегическим установкам лизинговой компании.

        Для принятия решения об инвестировании  капитала в производство нового  продукта в процессе предварительной  экспертизы необходимо охарактеризовать сам продукт, рынок, НИОКР и производство, а также юридические и финансовые аспекты.

      Исходя  из сложности проекта, можно привлечь разное количество экспертов. Оценку проекта  на этапе предварительной экспертизы целесообразно проводить с использованием балльных оценок. Также, необходимо оценить значимость отдельных факторов для данного проекта.

      Экспертизу  следует проводить на основе заполнения экспертами стандартной анкеты, разработанной  аналитической группой лизинговой компании.

      B результате предварительной экспертизы рассчитывается интегральный показатель эффективности предложения, на основе которого принимается решение об отклонении проекта или о продолжении его рассмотрения.

      Основная  экспертиза проводиться инвестиционными  экспертами, имеющими базовые знания в области финансового анализа и владеющими методами оценки эффективности инвестиций. В процессе основной экспертизы осуществляются проверка корректности используемых данных, расчет и анализ показателей эффективности инвестиций, платежеспособности и ликвидности, а также анализ чувствительности проекта по различным сценариям. По каждому из рассматриваемых проектов производится несколько вариантов расчетов с различными наборами входных данных, учитывающих оптимистичный и пессимистичный ход развития, проекта.

        Показатели эффективности инвестиционного проекта можно разделить на две основные группы:

      1) Показатели эффективности производственной  деятельности, текущего и перспективного финансового состояния предприятия, реализующего проект.

      2) Показатели эффективности инвестиций, расчет которых производится на основе данных плана денежных потоков (кэш-флоу).

      Термин "Кэш-Флоу" используется для определения  текущего остатка денежных средств  на расчетном счете предприятия, план денежных потоков, основанный на методе "Кэш-Флоу", демонстрирует движение денежных средств и отражает деятельность предприятия в динамике от периода к периоду. Но, в отличие от отчета о прибылях и убытках, который отражает только операционную деятельность предприятия, план денежных потоков содержит два дополнительных раздела: "Кэш-Флоу" от инвестиционной деятельности" и "Кэш-Флоу" от финансовой деятельности", из которых можно выяснить объемы и сроки инвестиций, форму финансирования предприятия. [24. c.134]

      Любая закупка оборудования является инвестицией, поэтому следует оценивать ее на основе сравнения запланированной выгоды от эксплуатации приобретаемого оборудования с запланированными расходам. Вот почему далее следует рассмотреть расчет сроков окупаемости инвестиций.

      Окупаемость - показатель, помогающий узнать, сколько времени потребуется фирме для возмещения первоначальных расходов. Срок окупаемости - это время, за которое поступления от использования оборудования покроют затраты на инвестиции. Срок окупаемости обычно измеряется в годах или месяцах. Для определения срока окупаемости чаще всего используют следующую формулу: 

      Initial Investment

      PBP = -----------------------------------------------,

      Annual cash inflow

где Initial Investment - сумма инвестиций (выплат);

      Annual cash inflow – ежегодные поступления. [24. c. 132]

        Показатель срока окупаемости  достаточно нагляден, но он не  учитывает ценность поступлений будущих периодов. Поэтому в качестве показателя эффективности проекта чаще используют дисконтированный период окупаемости (DPP).

      Initial investment

      DPP = -----------------------------------------------,

      Discounted annual cash inflows

где Initial investment – сумма инвестиций (выплат);

      Discounted annual cash inflows – ежегодные поступления  с учетом дисконтирования. [24. c.114]

        Показатель периода окупаемости  достаточно хорошо характеризует риск проекта, однако он не отражает эффективность проекта после периода окупаемости и не может быть использован для определения прибыльности проекта.

Информация о работе Региональные проблемы малого предпринимательства Ханты-Мансийского Автономного округа