Региональные проблемы малого предпринимательства Ханты-Мансийского Автономного округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:41, дипломная работа

Описание работы

С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем - арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах.[4. c.18] Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…... 3 - 5
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства
в рыночной экономике ……...…………………………………. 6 - 32
1.1. История возникновения и эволюция теории
предпринимательства ………………………………………………. 6 - 16
1.2. Малое предпринимательство: понятие, показатели,
признаки ……………………………………………………………. 17 - 23
1.3. Малое предпринимательство как элемент
современной рыночной системы …………………………………. 24 - 30
1.4. Финансовые проблемы российских
малых предпринимателей ………………………………………… 31 - 32
Глава 2. Финансово-кредитная политика поддержки
малого предпринимательства ………………………………. 33 - 57
2.1. Финансовые механизмы регулирования деятельности
малого предпринимательства ……………………………………. 33 - 43
2.2. Лизинг оборудования для малого предпринимательства ………. 44 - 46
2.3. Выбор критериев эффективности лизингового проекта ……….. 47 - 50
2.4. Механизмы налогового стимулирования
малого предпринимательства …………………………………….. 51 - 57
Глава 3. Региональные проблемы малого предпринимательства в Ханты-
Мансийском Автономном округе …………………………… 58 - 74
3.1. Современное состояние малого предпринимательства
в г. Нефтеюганске ………………………………………………… 58 - 67
3.2. Проблемы, мешающие развитию малого предпринимательства
в г. Нефтеюганске …………………………………………………. 68 - 69
3.3. Приоритетные виды деятельности малого предпринимательства
в г. Нефтеюганске ………………………………………………… 70 - 72
3.4. Предлагаемая программа поддержки малого
предпринимательства в г. Нефтеюганске ………………………… 73- 74
Заключение ……………………………………………………………... 75 - 77
Список использованной литературы …………………………………...78 - 82
Приложения ……………

Работа содержит 1 файл

Региональные проблемы ХАО.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

      Существуют  два варианта, при которых предприятие может утратить статус малого: 1. При превышении максимально установленную границу среднесписочной численности либо годовой объем хозяйственного оборота; 2. При изменении структуры производства, то есть и изменении основных показателей. 

      При выходе этих показателей за установленные  пределы, предприятие не ликвидируется. Оно лишается права на получение льгот, установленных для малых предприятий и переходит в общий для всех предприятий режим работы, в противном случае оно будет нести ответственность за уклонение от уплаты налогов.  
 
 
 
 
 

    1. Малое предпринимательство  как элемент современной рыночной системы.
 

      Анализируя  такой сектор экономики как малое  предпринимательство, нельзя не обратить внимание на то, какое огромное место в национальной экономике развитых стран он занимает. Так, например, в США, Японии, Франции к малым относятся больше половины всех предприятий страны. Это  наглядно показывает таблица 6. [17. с.68]

Таблица 6.

Доля  мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий (в %)

Страна Мельчайшие  предприятия от 1 до 19 чел. Мелкие предприятия  от 19 до 500 чел.
США 26 28
Япония 49 28
Великобритания 26 23
Франция 32 28

      В 1991 г. в США было создано 630 тыс. новых  фирм, а в 2000 г., если верить прогнозам аналитиков, в мелких компаниях будут трудиться более 70% американских рабочих и служащих.

      В Великобритании на данный момент функционирует 2,37 млн. предприятий. В 1993 г. закрылось  на 6% меньше предприятий, чем в 1992 г., что свидетельствует о неуклонном росте малого предпринимательства в этой стране.

      Во  Франции в 1993 г. малые фирмы  составляли 93% в общей численности предприятий. В таблице 7 отражено изменение числа малых предприятий в разрезе отраслей. [17. с.52]

                                                        Таблица 7.

прирост малых предприятий в Великобритании в 1989-1999 гг. (в%) 

Сельское хоз-во Производство Строительство Транспорт Оптовая торговля Розничная торговля Финансы Снабжение Мотор. Услуги
0,2 28,8 46,1 30,4 27,3 -2,2 86,4 9,2 18,4 100,5

 

      Таблица 8 показывает удельный вес малых  предприятий в различных отраслях промышленности США. [46. с.39]

Таблица 8.

доля  предприятий различных размеров в объеме продукции.

Отрасль Предприятия
Крупные средние мелкие
Машиностроение 60 19 21
Металлургия 51 39 10
Обувная 4 73 23
Швейная 7 53 40
Резинотехническая и пластмассовая 34 43 23

 

      Как видно из таблицы, средние и малые  предприятия составляют высокий процент в таких отраслях промышленности, как швейная (40%), резинотехническая и пластмассовая (23%), обувная (23%).

      Если  рассматривать влияние малого и  среднего предпринимательства в экономике Франции в отраслевом разрезе, то оно преобладает в услугах, торговле, строительстве. Его удельный вес менее значителен в финансовых услугах, транспорте, в промышленности, что отражено в таблице 9. [17. с.41]

Таблица 9.

занятость на МСП Франции по отдельным отраслям экономики на 1 января 1987 г.

Отрасли МСП в целом (%) Общая занятость  в отрасли
Промышленность 52,4 4 630 536
Строительство, сельское хозяйство 81,4 1 175 022
Торговля 78,2 1 960 308
Транспорт, связь 28,6 1 223 560
Услуги  рыночные 79,8 1 952 130
Услуги  финансовые 17,5 514 637
Всего: 60,1 11 456 193

      Проанализировав, мы пришли к выводу, что самая  большая концентрация мелких и средних предприятий в мировом масштабе относится к сельскому хозяйстве, затем к торговле, сфере услуг, строительству и промышленности.  

      В конце 80-х годов в США было отмечено развитие небольших  специализированных предприятий, преимущество которых перед крупными заводами состояло в том, что их техническое перевооружение в случае необходимости представлялось менее капиталоемким делом.

      Использование производительных систем, позволяющих  ускорить переналадку производства, смогло изменить правило, связанное с экономией на масштабах, дало возможность сократить цикл жизни изделий, производить продукцию для специализированных рынков. Малые фирмы все чаще достигают экономии на масштабах, используют принцип кооперации и разделения труда благодаря объединению в тесно кооперирующиеся группы самостоятельных компаний.

      Одной из важных причин устойчивости мелких и средних предприятий является сложившаяся система - комплекс разветвленных многоступенчатых субподрядных отношений, которые позволяют, с одной стороны, монополиям не затрачивать дополнительный капитал на расширение собственного производства, а с другой стороны, у них есть возможность переложить убытки от сокращения его объемов на субподрядчиков. Кроме того, хозяйственная автономия субподрядчиков, быстрота их реагирования на изменившиеся внешние условия повышают и гибкость самой монополии, позволяют быстрее видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом.

      У мелких фирм далеко не одинаковы показатели их эффективности. Конечно норма  прибыли на капитал мелких фирм опережает крупные компании но по объему прибыли или добавленной стоимости на одного занятого мелкие компании значительно отстают от крупных корпораций. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, мелкие фирмы заменяют недостаток капитала добавочными трудовыми ресурсами. Во-вторых, стоимость капитала более высока для мелких фирм, чем для крупных, т.к. они платят более высокие ставки процента по кредитам.

      Важной  функцией малого предпринимательства  является его социальная функция, связанная с возможностью поглощать большую часть незанятой рабочей силы, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы, экономических кризисов.

      Рост  вклада малого и среднего предпринимательства  в обеспечение занятости объясняется  менее быстрым сокращением уровня занятости. Это наглядно демонстрирует таблица 10. [31. с.34]

Таблица 10.

доля  МСП и крупных компаний в численности  занятых

 Размеры предприятий Занятость в предпринимательском секторе  по годам в процентах
1979 1985 1988
Менее 20 занятых 23,3 25,8 28,7
От 20 до 99 занятых 20,1 20,4 20,8
От 100 до 499 занятых 17,3 18,3 17,3
Всего мест МСП 60,7 64,5 66,8
Крупные фирмы свыше 500 человек 39,3 35,5 33,2
Все предприятия 100 100 100
 

      Согласно  приведенным в таблице данным, чем меньше предприятие, тем больше у него способность к созданию рабочих мест.

      Необходимым элементом успешной хозяйственной  деятельности мелких предприятий является их выход на внешний рынок, так  как роль мелких и средних фирм во внешнеэкономических связях возросла в связи с переходом от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.

      В отличие от крупных корпораций, использующих преимущественно прямые капиталовложения и создание филиалов, малые предприятия прибегают к новым формам интернационализации - капиталовложения в развитие сбытовой среды, обмен пли продажа лицензий и патентов, ноу-хау, торговых марок.

      Следующим «плюсом» малых компаний является высокая  удовлетворенность людей,  рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения, а не заработка. Эффективность предпринимательства всегда зависит от самого предпринимателя. Он должен быть наделен некоторыми деловыми и психологическими качествами: способностью к творчеству, к самостоятельному нестандартному мышлению, а также обладать хорошей управленческой подготовкой, опытом практической работы и обширными связями и контактами в соответствующей сфере.  

      Экономисты  разных стран все чаще говорят  о большой роли малого предпринимательства  в научно-технической революции. «Сфера малого предпринимательства стала своеобразным полигоном разработки и испытания новых технических идей, а также быстрого приспособления производства к меняющимся условиям». [20. с.33]

      Малые фирмы  почти в 2,5 раза больше принципиально  новых продуктов, чем крупные компании, вносят в 2 раза больше серьезных предложений по улучшению существующей технологии, так как малому предпринимательству присущи следующие качества: быстрая адаптация к рынкам, эластичность управления, гибкость внутренних коммуникаций.

      Преимущество мелких и средних предприятий состоит и в том, что они ведут разработки в основном на этапах зарождения изобретений,  не требующих больших материальных, кадровых и организационных затрат. В таблице 14 приведен типовой бюджет для различных категорий предприятий - крупного, мелкого и индивидуального предпринимательства, отражающий стоимость различных этапов разработки нововведений.

      В нижеследующий таблице четко  видна разница в затратах мелких и крупных фирмах в начале испытаний. [23. с.5]

Информация о работе Региональные проблемы малого предпринимательства Ханты-Мансийского Автономного округа