Региональные проблемы малого предпринимательства Ханты-Мансийского Автономного округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:41, дипломная работа

Описание работы

С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем - арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах.[4. c.18] Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…... 3 - 5
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства
в рыночной экономике ……...…………………………………. 6 - 32
1.1. История возникновения и эволюция теории
предпринимательства ………………………………………………. 6 - 16
1.2. Малое предпринимательство: понятие, показатели,
признаки ……………………………………………………………. 17 - 23
1.3. Малое предпринимательство как элемент
современной рыночной системы …………………………………. 24 - 30
1.4. Финансовые проблемы российских
малых предпринимателей ………………………………………… 31 - 32
Глава 2. Финансово-кредитная политика поддержки
малого предпринимательства ………………………………. 33 - 57
2.1. Финансовые механизмы регулирования деятельности
малого предпринимательства ……………………………………. 33 - 43
2.2. Лизинг оборудования для малого предпринимательства ………. 44 - 46
2.3. Выбор критериев эффективности лизингового проекта ……….. 47 - 50
2.4. Механизмы налогового стимулирования
малого предпринимательства …………………………………….. 51 - 57
Глава 3. Региональные проблемы малого предпринимательства в Ханты-
Мансийском Автономном округе …………………………… 58 - 74
3.1. Современное состояние малого предпринимательства
в г. Нефтеюганске ………………………………………………… 58 - 67
3.2. Проблемы, мешающие развитию малого предпринимательства
в г. Нефтеюганске …………………………………………………. 68 - 69
3.3. Приоритетные виды деятельности малого предпринимательства
в г. Нефтеюганске ………………………………………………… 70 - 72
3.4. Предлагаемая программа поддержки малого
предпринимательства в г. Нефтеюганске ………………………… 73- 74
Заключение ……………………………………………………………... 75 - 77
Список использованной литературы …………………………………...78 - 82
Приложения ……………

Работа содержит 1 файл

Региональные проблемы ХАО.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

      Еще одно направление сотрудничества предприятий  малого звена и банковских учреждений - предоставление разного рода кредитов с заниженной процентной ставкой и увеличенными сроками погашения.

        Иногда, в предприятиях с хорошо  налаженной работой финансирование осуществляется через привлечение средств сотрудников фирмы. Позитивным моментом такого решения является степень мотивации, резко возрастающий интерес к делам "своей" фирмы.

      Следующее направление финансовой поддержки  – франчайзинг -   представляет собой соглашение двух экономических агентов о предоставлении права одному из них (франчизи) действовать на рынке сбыта под именем или покровительством другого (франчизор). Франчизор, предоставляя свою марку франчизи, получает возможность расширить свое производство с наименьшими затратами.  А франчизи может открыть дело без подготовительного периода и расходов на рекламу, кроме того, он пользуется правом торговать на льготных условиях. [9. c. 124]

      Финансовые  рычаги используются для перераспределения производительных сил, создания новых малых предприятий в промышленно отсталых районах, а также для увеличения количества рабочих мест в районах с избыточной рабочей силой.

      Государственные финансовые органы используются малыми фирмами не только для получения финансовой поддержки, но и для получения через них бесплатно финансовой информации, используемой для составления финансового бизнес-плана.

      Зарубежный  опыт показал, что очень эффективным оказывается создание учреждений по оказанию одновременно финансовой и консультативной помощи.  

      На  данный момент почти все крупные  банки создали сейчас специальные отделы, занимающиеся финансированием малого предпринимательства. Набор инструментов, используемых для оказания помощи малому предпринимательству, постоянно расширяется.

Финансовую  политику в отношении малого предпринимательства необходимо рассматривать в контексте общей экономической политики  страны. Должна быть четкая направленность на достижение сбалансированности политики и рынка в целом, а не на проведении политики по секторам или применительно к предприятиям определенного размера, что может поставить в особые условия какую-либо одну группу, но в конечном итоге нанести ущерб какой-либо другой группе предприятии.

      Суть  налоговых мероприятий для стимулирования развития малого предпринимательства состоит в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия, как указывалось выше, является одним из повсеместно используемых методов налогообложения малого предпринимательства.

      На  рис. 1 показаны внутренние и внешние источники финансирования предприятий, которые используются в развитых странах при создании и развитии нового небольшого предприятия. В качестве инвестиций  по законодательству нашей страны, могут использоваться целевые банковские вклады, пан, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора.

      Частью  неформального рынка ссудных  капиталов является одалживание денег у родных и знакомых. Около 35% опрошенных предпринимателей пользуются этим источником финансирования.

      Централизованные  инвестиционные фонды осуществляют финансирование из бюджетных источников.

      В указе Президента Российской Федерации  от 30 ноября 1992 г. предусмотрено выделение  централизованных кредитных ресурсов и льготное кредитование приоритетных направлений развития производства промышленных товаров, товаров народного потребления и продуктов питания; образование при участии средств федерального бюджета специальных фондов поддержки малого и среднего бизнеса; страхование высокоэффективных программ с высокой степенью риска путем образования государственных страховых фондов и резервов. [50. c.9]

      Согласно  Федеральной программе поддержке  предпринимательства, финансирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства проводится через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, образованный по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г.

      Фонд - это организационная форма управления, обеспечивающая аккумуляцию  поступлений от федерального и местных бюджетов;  отчислений от средств, получаемых в результате приватизации государственного имущества (в размере 5%); поступлений от банковских структур; отчислений от предприятий и организаций (из налогооблагаемой базы) и т.д.

      Главный принцип деятельности фондов – условие  возвратности. Фонду предоставляется право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.

      В настоящее время единственным источником фонда являются средства от приватизации предприятий, а также средства от прибыли и регистрации, направляемые в фонд. Но четкие механизмы контроля и поступления этих средств до сих пор не разработаны. Возникает необходимость ввести в Программу приватизации положение об обязательном направлении не менее 30% доходов от приватизации на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства. Было бы целесообразно также часть этих средств оставлять в регионах, чтобы региональные центры могли начинать работу по поддержке предприятий на местах. [8. c. 26]

      До  сих пор четко не определено, какие  предприятия кредитовать в первую очередь - самые мелкие или те, которые  уже достаточно развернулись. Нередки случаи использования кредитов в личных целях. Причиной этого является несовершенство законодательной базы в этом вопросе. Даже в условиях более стабильной экономики большинства развитых стран коммерческие банки не рискуют инвестировать в начинающие предприятия, а предпочитают кредитовать (и в основном на короткий срок) уже существующие предприятия малого предпринимательства, со стабильным коммерческим оборотом.

      Следует признать, что на сегодняшний день реальным единственным внешним источником получения дополнительных средств  является банковский кредит.

        Учитывая риск, связанный с предоставлением кредита малым предприятиям, кредитные сделки чаще всего оформляется под какой-либо залог. Нельзя также забывать о том, что кредитор и заемщик должны быть заинтересованы в ней в смысле выгодности. Это обстоятельство необходимо учитывать при формировании процентной ставки.

        Для малых внешнеторговых организаций  можно использовать такую форму кредитования, как форфейтинг. Под этим термином понимается кредитная операция, при которой экспортер, получив от импортера акцептованные последним тратты (переводные векселя), продает их со скидкой банку или специализированной финансовой фирме. При наступлении срока оплаты труда импортер погашает свою задолженность. Прибегая к форфейтингу, экспортер получает возможность дополнительно мобилизовать средства и сократить дебиторскую задолженность. Особенность форфейтинга состоит в том, что при покупке векселя дисконт является определенной величиной, и в течение всего срока кредитования не меняется, несмотря на изменения ставок на рынке капиталов. При этом экспортер может произвести точный расчет цены товара с учетом реальных расходов по привлечению средств.

      При факторинговых операциях в случае неоплаты требований плательщиком последние переуступаются факторинговому отделу банка, и тот платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности. Преимущество состоит в том, что вопрос об оплате требования плательщиком полностью исключается из сферы внимания поставщика. На данном этапе все три вида банковского обслуживания развиты в нашей стране недостаточно из-за отсутствия во многих банках экономического анализа и экономического расчета, должного контроля за качеством обслуживания, а также из-за слабой методологической базы, отсутствия научной и справочной литературы и практического опыта осуществления факторингового, лизингового и форфейтингового обслуживания. Тем не менее, по мере развития рыночных отношений и законодательной базы, использование данных видов банковского обслуживания для предприятий малого предпринимательства станет все более необходимым.       

      В условиях повышенного экономического риска при предоставлении кредита  совершенно необходим расчет кредитоспособности предприятия. Здесь используются различные  показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия (см. приложение 4).

      Однако  применение этих показателей в нашей  стране в настоящее время ограничено из-за различия принципов кредитования тех или иных предприятий.

        Некредитоспособным предприятиям  или фирмам с низкой степенью кредитоспособности необходимо предоставление ссуд на условиях высоких процентных ставок или страхования кредита.

      На  основании проведенных проверок коммерческому банку следует  разрабатывать свой план финансирования малых предприятий, определяя объем и сроки их кредитования.

      На  рис. 2. представлен существующий порядок  предоставления кредита малым предприятиям через коммерческие банки. [7. c. 163]

      Обращение к коммерческим банкам как для  получения займов для малого предпринимательства имеет ряд преимуществ. Так, в них вносятся местные и сберегательные вклады, коммерческие банки обычно распола-

      Составление досье клиента. Досье  может касаться не только настоящего, но и будущего клиента.
      Разработка  плана финансирования мелкого предприятия.
      Сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% расходов.
      Определение класса кредитоспособности предприятия.
      Определение ставки процента за кредит (ставка может  быть постоянной или переменной).
      Расчет  срока окупаемости кредита.
      Непосредственное  решение о сроке кредитования.
      Определение регулярности возмещения кредита.
      Составление контракта (договор о  возврате).
      Проверка  и контроль различных этапов выполнения контракта.
      В случае задержки в выполнении или невыполнения условий контракта - организация  взаимопомощи в исправлении создавшегося положения.

      Рис. 2.

      Порядок предоставления кредита малым предприятиям через коммерческие банки

гают  необходимыми внутренними ресурсами, следовательно, лучше, чем какая-либо другая финансовая компания могут отвечать спросу на оборотный капитал и на срочные ссуды для основного капитала.

      Однако  в настоящее время коммерческие банки рассматривают займы для малого предпринимательства как слишком рискованные и сопряженные с большими административными издержками. В связи с этим банки предпочитают давать ссуды  на короткие сроки (овердрафт).

        Для того, чтобы заинтересовать  банки, необходимо принять дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малое предпринимательство.

        Колоссальным источником возможностей  в финансировании малых предприятий  являются сберегательные банки,  которые почти на половину завязаны на жилищное городское и пригородное строительство.

        Внешним внебюджетным источником  финансирования малого предпринимательства  является частное или спонсорское  финансирование.  Довольно часто  над малой фирмой стоит частная  крупная фирма, заинтересованная в результатах работы предприятия, берущая на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного ее освоения.

      Основной  плюс венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций. Кредитор рассчитывает на то, что новое предприятие, быстро достигнув стадии серийного производства новой продукции, станет приносить повышенную прибыль.

      Но  венчурного кредитование не получило пока широкого распространения в нашей предпринимательской практике. Законодательство Российской федерации предусматривает возможность инвестиционной деятельности со стороны частных лиц, но следует отметить, что наличие индустрии венчурного капитала служит признаком развитых рыночных отношений, чего еще нет в нашей стране.

      Следующим источником внебюджетного финансирования малого предприятия может служить  совместное инвестирование. При этом создаются специальные фирмы, участвующие в капитале мелких предприятий. 

Информация о работе Региональные проблемы малого предпринимательства Ханты-Мансийского Автономного округа