Риски в предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрены риски в предпринимательской деятельности, раскрыта сущность, дано понятие, анализ, оценка, выявлено значение, представлены основные виды.
Проведен сравнительный анализ российского опыта в управление финансовыми рисками на предприятие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5

1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО РИСКА………………………………………7
1.1 Понятие и виды финансовых рисков…………………………………….7
1.2 Анализ и оценка финансовых рисков………………………………….13
1.3 Управление финансовыми рисками. Риск-менеджмент………………16
2 ОСОБЕННОСТИ РИСК- МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ………………...23
2.1 Риск-менеджмент на российских предприятиях ……………..………23
2.2 Риск-менеджмент на телекоммуникационных предприятиях………..28
3 РИСК- МЕНЕДЖМЕНТ НА ОАО «СВЯЗЬИНВЕСТ»……………………..33
3.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Связьинвест»………………………………………………………………33
3.2 Управление финансовыми рисками на ОАО «Связьинвест»………….42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

курсовая предпринимательество.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

     Основные  сводные технико-экономические и  финансовые показатели деятельности предприятий  Группы «Связьинвест» представлены в таблице ниже

Таблица– 3.1 Сводные технико-экономические показатели предприятий холдинга

Показатели  2006 2007
Совокупная  монтированная емкость, тыс. номеров 31 742 32 485
Городская телефонная сеть 26 914 27 600
Сельская  телефонная сеть 4 828 4 885
Количество  телефонных аппаратов, тыс. номеров 30 129 30 425
Городская телефонная сеть 25 423 25 717
Сельская  телефонная сеть 4 706 4 708
Протяженность междугородных телефонных каналов, тыс. кн/км 4 583 240 11 626 259
Телефонная  плотность (аппаратов на 100 человек) 25,06 25,38
Численность работников, тысяч человек 273,4 238,8

     Компании  Группы «Связьинвест» ввели в  эксплуатацию 15,16 тыс. км линий передачи. Удельный вес емкости электронных  станций от общей монтированной  емкости местной телефонной сети вырос с 63,3% до 67,4%. 

Таблица–3.2 Финансово-экономические показатели предприятий холдинга

Показатели  2006 2007
Выручка от реализации 218 252 315 244 337 520
Прибыль от продаж 43 722 123 51 538 274
Чистая  прибыль 19 588 122 36 941 363
 

     Выручка дочерних предприятий ОАО «Связьинвест» по сравнению с 2006 г. выросла на 12%, сумма доходов от услуг связи – на 12,7%, а размер чистой прибыли возрос на 88,6%. 

     Рисунок 1-. Выручка, млрд. руб

       

     Структура доходов от услуг связи за 2007 г. выглядит следующим образом:

  • местная телефонная связь – 76,9 млрд. руб. (0,33 – удельный вес в общей структуре доходов)
  • междугородная и международная телефонная связь – 51,3 млрд. руб. (0,22);
  • подвижная радиосвязь, радиовещание, ТВ, спутниковая связь, проводное вещание – 3,6 млрд. руб. (0,02);
  • подвижная радиотелефонная связь – 14,6 млрд. руб. (0,06);
  • документарная электросвязь – 23,5 млрд. руб. (0,1);
  • услуги присоединения и пропуска трафика – 31,5 млрд. руб. (0,13);
  • внутризоновая телефонная связь – 30 млрд. руб. (0,13);
  • прочие услуги связи – 3,1 млрд. руб. (0,01).

     Прирост кредиторской задолженности по итогам 2007 г. составил 3,1%, что в 4 раза ниже темпа прироста выручки. Коэффициент финансовой независимости составил 0,49 при уровне 0,46 в 2006 г. Показатель рентабельности собственного капитала (ROE), рассчитываемый как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала, составил 22,4% по сравнению с 13,8% в 2006 г. Показатель рентабельности активов (ROA), рассчитываемый как отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме активов, также имеет положительную динамику: 10,9% по сравнению с 6,4% в 2006 г.

     Инвестиционная  деятельность данного предприятия  направлена на реализацию следующих  приоритетных задач:

  • сохранении и укрепление позиций на рынках услуг связи;
  • развитие и модернизация транспортных сетей;
  • модернизация станционного оборудования;
  • повышение уровня цифровизации;
  • обеспечение доступа к сети Интернет общеобразовательным учреждениям РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
  • сокращение очереди на установку телефонов;
  • сокращение числа нетелефонизированных населенных пунктов.

     В 2007 г. объем капитальных вложений составил 47 млрд. руб.: на внедрение новых услуг (12 млрд. руб.); в традиционную телефонию (14 млрд. руб.); в строительство линий передачи и объектов инфраструктуры (12,5 млрд. руб.). Финансирование в большей части происходило за счет собственных средств, их доля в общем объеме инвестиций составила 72,5%. Из них вложения в оборудование составили 55%, или 26 млрд. руб., в строительно-монтажные работы – 37%, или 17,6 млрд. руб.

     Кроме того, с 1 февраля 2007 г. была введена новая система оплаты местных телефонных соединений. Операторы связи предложили своим клиентам три обязательных тарифных плана – абонентский (безлимитный), повременной и комбинированный. Таким образом абоненты смогли реализовать свое право выбирать способ оплаты услуг и оптимизировать затраты на услуги связи.

     По  итогам 2007 г. распределение абонентов по тарифным планам стабилизировалось на равновесном уровне (Таблица-3.3).

Таблица-3.3  Распределение абонентов МРК по тарифным планам в 2007 г.

  I кв., % II кв., % III кв., % IV кв., %
Абонентская система оплаты (без СПУС) 43,3 З6,2 34,3 33,2
Безлимитный тарифный план 23,3 23,7 23,6 23,3
Повременный тарифный план 24,7 30,1 32,1 33,5
Комбинированные тарифные планы 8,7 10 10 10
 

     Положительная реакция абонентов на предложенные тарифные планы выразилась в росте абонентской базы на 1%. В целом введение новой системы оплаты местных телефонных разговоров позволило МРК обеспечить рост доходов от услуг доступа к сети местной телефонной связи, предоставления в пользование абонентских линий и предоставления местных соединений на 10,9% по сравнению с 2006 г.

     Что же касается рыночных позиций, то положение  ОАО «Связьинвест» на телекоммуникационном рынке определяется тенденциями развития отдельных его сегментов, а также факторами эффективности коммерческой деятельности компаний.

     В наибольшей степени позиции Группы сформированы за счет присутствия в  сегменте традиционной телефонии низкими  общими темпами роста.

     В сегменте услуг междугородной и  международной связи доля Группы сокращается. Это является результатом либерализации рынка дальней связи.

     Сокращение  доли на рынке услуг зоновой связи  связано с ростом давления со стороны  конкурентов, предлагающих более низкие тарифы на услуги зонового завершения вызова.

     По  итогам 2007 г. доля компаний ОАО «Связьинвест» на рынке услуг местной связи выросла. Это, в первую очередь, отражает эффективность систем оплаты услуг местной связи, введенной в действие в феврале 2007 г. 

     Таблица-3.4 Положение ОАО «Связьинвест» на рынке. На лицензионных территориях МРК (доля МРК) 

  Услуги зоновой  связи, % Услуги местной  связи (предоставление доступа к  сети), % Услуги подвижной  радиотелефонной связи (СПС), % Услуги сети передачи данных, % Всего,

%

Доля  Группы в 2006 г. 96,8 82,7 4,1 51 30,4
Доля  Группы в 2007 г. 95,7 83,3 4,1 52,5 28,2

     В наиболее емком и одновременно продолжающем расти сегменте услуг сети подвижной  радиотелефонной связи Группа практически  не присутствует. Сохранение стабильной позиции обеспечено позитивной динамикой  в работе ОАО «Уралсвязьинформ».

     Основным  драйвером развития компаний Группы выступают услуги сети передачи данных (СПД). Этот сегмент является самым  активно растущим и ключевым направлением деятельности компаний ОАО «Связьинвест». Основу рынка услуг СПД составляют услуги широкополосного доступа в Интернет. Рост доходов в данном сегменте приводит к изменению структуры операционных доходов МРК. Компании Группы активно используют возможности увеличения доходов за счет агрессивной коммерческой политики, направленной на увеличение абонентской базы.

     МРК сталкиваются с высоким конкурентным давлением: компании находятся в  условиях демпинга и вынуждена постоянно  снижать цены на доступ к сети на относительно низких скоростях. Тем  не менее, они сохраняют доходность услуги за счет организации доступа на больших скоростях, а также выводят на рынок конкурентоспособные безлимитные тарифные планы. 

     Группа  компаний «Связьинвест» объявила неаудированные итоги деятельности за 9 месяцев 2010 г. в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ).  
Так, выручка за 9 месяцев 2010 г. выросла на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 199,3 млрд руб.  
По итогам отчетного периода доходы от услуг местной связи составили 64,4 млрд руб., показав увеличение на 7,3% по сравнению с 9 месяцами 2009 г. Доходы от услуг сотовой связи выросли на 8,3% и достигли 11,9 млрд руб. Доходы от услуг междугородной и международной связи продолжили снижаться и составили 26,3 млрд руб. в отчетном периоде по сравнению с 29,6 млрд руб. по итогам 9 месяцев 2009 г. Доходы от услуг внутризоновой связи снизились на 5,2% до 20,2 млрд руб. Доходы от услуг присоединения и пропуска трафика упали на 8,0% до 21,6 млрд руб.  
       По итогам 9 месяцев 2010 г. межрегиональным компаниям связи удалось существенно увеличить базу интернет-пользователей и тем самым компенсировать снижение доходов от оказания услуг внутризоновой связи и услуг по пропуску трафика, отмечают в «Связьинвесте». За 9 месяцев 2010 г. доходы от интернет-услуг выросли на 18,5% и достигли 37,3 млрд руб.  
 
Операционные расходы группы «Связьинвест» за отчетный период практически не изменились и составили 158,0 млрд руб. Показатель EBITDA увеличился на 12,5% до 76,6 млрд руб. EBITDA margin составила 38,4%. Чистая прибыль группы увеличилась на 37,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 31,3 млрд руб.
 

                  3.2 Управление финансовыми рисками на ОАО «Связьинвест» 

     В марте 2007 года ОАО «Связьинвест» приступило к построению системы ERM (Enterprise-Wide Risk Management Systems) – единая корпоративная система управления рисками на уровне всей компании. ERM представляют собой систему, через которую крупные финансовые учреждения могут контролировать риски на всех уровнях и подразделениях из единого центра управления – подразделения отвечающего за управления рисками на уровне всей компании. Решаемые задачи и функции подразделения должны быть четко определены и утверждены.

     Была  создана рабочая группа, в которую  вошли представители функциональных департаментов ОАО «Связьинвест» и МРК. Ее задачей стал контроль над разработкой системы управления рисками группы компаний «Связьинвест». Высшим органом управления рисками стал совет директоров.

     Работа  проходила в несколько этапов. На первом управляющая компания разработала «Концепцию интегрированной системы управления рисками» и «Классификатор типичных телекоммуникационных рисков». В разрабатываемой концепции риск трактуется как событие (или стечение обстоятельств), которое в случае реализации оказало бы существенное негативное или положительное влияние на достижение холдингом или отдельным дочерним обществом своих долгосрочных и краткосрочных целей. Риски, которые могут оказать негативное влияние, называются угрозами, а риски, способные оказать положительное воздействие, – возможностями. Концепция содержит методические указания, рекомендуемые к использованию в программах по управлению рисками: материалы по организационной структуре риск-менеджмента; положения, регламентирующие деятельность подразделений по управлению рисками; описание процедур по выявлению, оценке и управлению рисками. В «Классификаторе типичных телекоммуникационных рисков» были перечислены потенциальные риски (угрозы и возможности), проанализированы вероятные причины их возникновения, описан набор методик по их оценке и управлению.

Информация о работе Риски в предпринимательстве