Рыночный риск в предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Даже в самых благоприятных экономических условиях для любого предприятия всегда сохраняется возможность наступления кризисных явлений. Такая возможность ассоциируется с риском. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.

Содержание

Введение
1 Понятие и классификация рисков
1.1 Понятие риска, его основные элементы и черты
1.2 Виды рисков
2 Рыночный риск в предпринимательской деятельности
2.1 Понятие рыночный риск и его виды
2.2 Методы управления рисками
2.3 Пути снижения рыночного риска
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Рыночный риск в предпринимательской деятельности.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

‒            оптимальная вероятность результата.

Правило максимума выигрыша состоит в том, что из возможных вариантов содержащих риск решений выбирается тот, который обеспечивает максимальный результат (доход, прибыль и т.п.) при минимальном и приемлемом для предпринимателя уровне риска.

На практике более прибыльные варианты, как правило, и более рискованные. В этом случае используется правило оптимального сочетания выигрыша и величины риска, сущность которого состоит в том, что из всех вариантов, обеспечивающих приемлемый для предпринимателя риск, выбирается тот, у которого соотношение дохода и потерь (убытка) является наибольшим.

Сущность правила оптимальной вероятности результата состоит в том, что из всех вариантов, обеспечивающих приемлемую для предпринимателя вероятность получения положительного результата, выбирается тот, у которого выигрыш максимальный.

 

2.3 Пути снижения рыночного риска

 

Планирование будущих доходов и расходов (стоимость закупаемого сырья, цена продажи товара, стоимость возврата кредита, цена покупки валюты) является типичным для каждой компании. Но планируемых результатов еще необходимо достичь, что не всегда удается сделать из-за трудности предсказания цен на мировых рынках. Превращение нестабильности в постоянный фактор способствовало формированию нового подхода, объединившего идею постоянного повышения конкурентоспособности с идеей необходимости принятия мер безопасности в условиях значительного роста степени риска. Новый подход обусловил появление и широкое распространение финансовых операций и инструментов, направленных на снижение различного рода рисков или их трансформацию. Сильной стороной сделок c производными финансовыми инструментами является возможность для клиента ограничить собственные потенциальные убытки и одновременно получить прибыль при благоприятной ситуации на рынке. Компенсация риска - (лат. compensatio - уравновешивание, возмещение) в этом случае определяется как эффективное перенесение риска субъектами, стремящимися избежать его, на других субъектов, которые склонны принять риск в надежде на получение прибыли.

Вполне естественно, что компании стремятся полностью или частично исключить возникающие риски. Поэтому чуткий рынок предложил массу способов застраховать свою деятельность от непредвиденных изменений цен.  Существует большое количество всевозможных финансовых инструментов на любые активы для страхования от рыночных рисков.

В зависимости от формы организации торговли рынки финансовых инструментов разделяют на биржевые и внебиржевые.

К биржевым инструментам страхования относятся фьючерсы и опционы на них. Существенным моментом при этом является то, что одной из сторон в каждой сделке купли-продажи выступает Расчетная палата биржи, гарантирующая выполнение, как продавцом, так и покупателем, своих обязательств. Фьючерсы и опционы являются достаточно высоколиквидными контрактами. Биржевая торговля предполагает стандартизацию характеристик торгуемого инструмента: количество базового актива, порядок исполнения, срок поставки, величина залога и др.. К стандартизируемым товарам относятся, в первую очередь, нефть и нефтепродукты, газ, цветные и драгоценные металлы, а также продовольственные товары (зерновые, мясо, сахар, какао и т.п.).

Внебиржевой рынок, наоборот, предлагает для управления рисками широкий выбор средств (форвардные контракты, товарные свопы и т.д.), значительно более гибких, чем традиционные биржевые производные инструменты. Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например, дилера по свопам).  Почти любой параметр внебиржевой сделки может быть предметом обсуждения, и ее условия могут быть приспособлены к специфическим потребностям сторон. Однако такие контракты обладают меньшей ликвидностью по сравнению с биржевыми. Но есть и исключения: например, мировой межбанковский форвардный валютный рынок ничуть не уступает по ликвидности валютным фьючерсам.

У биржевых и внебиржевых инструментов хеджирования существуют достоинства и недостатки:

Внебиржевые инструменты:

Достоинства:

в максимальной степени учитывают требования конкретного клиента на тип товара, размер партии и условия поставки.

Недостатки:

‒                  низкая ликвидность - расторжение ранее заключенной сделкой сопряжено, как правило, со значительными материальными издержками;

‒                  относительно высокие накладные расходы;

‒                  существенные ограничения на минимальный размер партии;

‒                  сложности поиска контрагента;

‒                  в случае заключения прямых сделок между продавцом и покупателем возникает риск невыполнения сторонами своих обязательств.

Биржевые инструменты:

Достоинства:

‒                 высокая ликвидность рынка (позиция может быть открыта и ликвидирована в любой момент);

‒                 высокая надежность - контрагентом по каждой сделке выступает расчетная палата биржи;

‒                 сравнительно низкие накладные расходы на совершение сделки;

‒                 доступность - с помощью средств телекоммуникации торговля на большинстве бирж может вестись из любой точки планеты.

Недостатки:

весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и срок поставки.

Производные инструменты — инструменты, обусловливающие права и (или) обязательства в отношении других инструментов рынка денег и капиталов. Стоимость производных инструментов зависит от стоимости предметов этих инструментов. На развитых рынках денег и капиталов за последнее время производные инструменты стали играть очень значительную роль в области управления финансами. В принципе нет никаких ограничений в отношении предмета производного инструмента. Однако наиболее распространенные типы предметов производных инструментов — это:

‒            процентные инструменты;

‒            валюта;

‒            акции;

‒            разнообразные индексы (Dow Jones, S&P, DAX, РТС и т.д.);

‒            товары (как правило, котируемые и торгуемые на товарных биржах — золото, платина, зерно, нефть и т.д.);

‒            другие производные инструменты (в этом случае один производный инструмент выступает предметом другого производного инструмента).

Основная функция рынков производных или срочных рынков — создание условий для эффективного перенесения риска субъектами, стремящимися избежать его, на других субъектов, которые склонны принять риск в надежде на получение прибыли. Это перенесение риска с позиции перекладывающего риск на другого и называется хеджированием, а с позиции принимающего риск на себя — трейдингом.

Хеджирование является наиболее распространенным и эффективным методом снижения рыночного риска. Хеджирование (hedge – защита, страховка) в финансовом менеджменте используется в широком и узком прикладном значении. В широком толковании термин «хеджирование» характеризует процесс применения любых механизмов уменьшения уровня риска – как внутренних, так и внешних. В узком прикладном значении хеджирование характеризует внутренний прием уменьшения уровня риска.

Хеджирование рыночных рисков осуществляется путем проведения забалансовых операций с производными финансовыми инструментами – форвардами, фьючерсами, опционами и свопами.

Хеджирование является высокоэффективным механизмом уменьшения уровня риска, однако оно требует определенных затрат на выплату компенсационного вознаграждения брокерам, премий по опционам и т.п. Тем не менее уровень этих затрат значительно ниже, чем уровень затрат по внешнему страхованию рисков.

В общем виде хеджирование можно определить как страхование цены товара риска: нежелательного для продавца падения, либо невыгодного покупателю увеличения путем создания встречных валютных, кредитных, коммерческих и иных требований и обязательств.

Прежде, чем говорить о конкретных инструментах, необходимо отметить, что когда мы употребляем термин «хеджирование», то имеем в виду, прежде всего, цель сделки, а не применяемые средства. С точки зрения преследуемых целей и осуществляемых операций все участники срочного рынка подразделяются на хеджеров и спекулянтов. И хеджер и спекулянт используют одни и те же финансовые инструменты, разница только в их назначении. Хеджер заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на благоприятный исход.

Существует два основных типа хеджирования - хедж покупателя («длинный» хедж) и хедж продавца («короткий» хедж). Хедж покупателя используется в случаях, когда предприниматель планирует купить в будущем партию товара и стремится уменьшить риск, связанный с возможным ростом его цены. Базовыми способами хеджирования будущей цены приобретения товара является покупка на срочном рынке фьючерсного контракта, покупка опциона типа «колл» или продажа опциона типа «пут». Хедж продавца применяется в противоположной ситуации, т.е., при необходимости ограничить риски, связанные с возможным снижением цены товара. Способами такого хеджирования являются продажа фьючерсного контракта, покупка опциона типа «пут» или продажа опциона типа «колл».

Таким образом, хеджирование используется предпринимательской фирмой с целью страхования прогнозируемого уровня доходов путем передачи рисков другой стороне. В зависимости от того, какие виды производственных ценных бумаг используются, выделяют несколько видов хеджирования финансовых рисков. Наиболее распространенные  из них:

1. Форвардные операции.

Форвард — одна из форм простого производного инструмента. Он представляет собой двусторонний договор между покупателем и продавцом (обычно оба не являются посредниками) о покупке/продаже предмета форварда в определенный момент времени в будущем по оговоренному в данный момент курсу, называемому форвардным. Как правило, форвард является предметом торговли на внебиржевом рынке.

В отличие от форвардного контракта с поставкой существует еще так называемый расчетный форвардный договор, который не предусматривает реальную поставку валютных средств при купле-продаже. Предметом данного договора является расчет по курсовой разнице между продавцом и покупателем от суммы договора, которая фиксируется при его заключении.

Договорная форма привлекательна тем, что позволяет застраховаться от неблагоприятного изменения курса валюты без отвлечения из оборота значительных денежных средств. В связи с форвардным контрактом возникает еще одно понятие цены — форвардная цена. Для каждого момента времени форвардная цена — это цена поставки, зафиксированная в форвардном контракте, который был заключен в этот момент. Таким образом, в момент заключения контракта форвардная цена равна цене поставки. При заключении новых форвардных контрактов будет возникать и новая форвардная цена. Если форвардный контракт продается на вторичном рынке, то он приобретает некоторую цену, поскольку возникает разница между ценой поставки и текущей форвардной ценой.

2. Хеджирование с использованием опционов, которое позволяет нейтрализовать финансовые риски по операциям с ценными бумагами, валютой, реальными активами. В основе этой формы хеджирования лежит сделка с премией (опционом), уплачиваемая за право, но не обязательство продать или купить в течение предусмотренного опционным контрактом срока ценную бумагу, валюту, реальный актив (предмет опциона) в обусловленном количестве и по заранее оговоренной цене.

Цена, которую предприятие уплачивает за приобретение опциона, по существу, является уплачиваемой страховой премией.

На сегодняшний день опцион является одной из наиболее распространенных форм производных инструментов на развитых рынках денег и капиталов. Опцион означает для покупателя опциона право, но не обязанность, купить или продать определенное число предметов опциона по определенному курсу в определенный момент времени или в течение определенного срока. Для продавца опцион означает обязанность, но не право, продать или купить определенное количество предметов опциона по оговоренному курсу в случае, если покупатель пожелает исполнить опцион. Опционы могут торговаться как на биржевом, так и на внебиржевом рынке. Наиболее активно биржевой рынок опционов представлен на Chicago Board Exchange, Philadelphia Exchange, American Stock Exchange, Pacific Stock Exchange, New York Stock Exchange. По сравнению с развитыми рынками денег и капиталов российский рынок более скуден. Оценка стоимости опционов и управление рисками в области опционов — колоссальная область науки и практики.

В том или ином виде опционы существуют уже несколько столетий, однако финансовые опционы сформировались только в начале 1970-х годов, а получили развитие еще десятилетием позже. Они существуют по вложениям в основных твердых валютах в форме стандартизированных опционных контрактов, которые предлагаются к продаже на биржах. Сейчас финансовые опционы - наиболее гибкий и интересный вид финансовых инструментов.

Информация о работе Рыночный риск в предпринимательской деятельности